Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 03:21, курсовая работа
Цель данной работы - изучение влияния новых «агентов социализации» на проявление подражания в игровом взаимодействии современных дошкольников.
Объект исследования – Взаимодействие дошкольников в игровой деятельности.
Предмет исследования – Проявление подражания у современных дошкольников в игровом взаимодействии.
Рис. 4. «Какие любимые персонажи у вашего ребенка?»
Рис.5. «В какие игры играет Ваш ребенок с другими детьми?»
На
вопрос: «копируют ли ваши дети
какие либо качества
Рис.6. «Копирует ли Ваш ребенок качества супергероев?»
Рис. 7. «Какие качества у своего ребенка Вы наблюдаете в игре?»
Так же, родителями было отмечено то, что в современных мультфильмах есть моменты жестокости, которые им не нравятся, но малышам нравится красочность сцен и необычность образов и сюжетов.
Анализ результатов опроса дошкольников показал следующее:
На 1 вопрос: «В какие игры ты любишь играть дома?»:
Ответы детей показали, что мальчики дома играют в компьютерные игры – 81,8%, в настольные игры – 36,4%, игры с машинками – 72,7%, игры с трансформерами (сюда же мы относим игры с бакуганами) 90,6%. Некоторые мальчики отметили, что предпочитает придумывать игры самостоятельно, в зависимости от настроения и игрушек (рис. 8).
Рис.8. В какие игры любят играть дома мальчики.
Девочки любят играть дома с куклами 42,9%, в «дочки – матери»- 28,6%, настольные игры -14,3% и прятки -14,3% (рис. 9).
Рис.9. В какие игры играют дома девочки.
На 2 вопрос: «С какими игрушками ты больше всего любишь играть?»: 72,7% мальчиков предпочитают подвижные игры в любимых героев. Многие игры с машинками и трансформерами предпочитают 27,3% мальчиков (рис. 10).
Рис.10. С какими игрушками любят играть мальчики.
Большая часть девочек предпочтение отдаёт сюжетно-ролевым играм («Семья», «Салон красоты», «Больница», «Принцесса») и играм с куклами, в подвижные игры и прятки любят играть 28,6% (рис. 11).
Рис. 11. С какими игрушками любят играть девочки
На 3 вопрос: «В какие игры ты любишь играть с другими ребятами?»:
61,1% детей в игры про любимых героев, 22,2%- в компьютерные игры и 11,1% любят играть в другие подвижные игры (рис. 12).
Рис. 12. В какие игры дети играют друг с другом
На 4 вопрос: «Кем ты любишь быть в играх? » 60% мальчиков и девочек, ответили – ведущими.
В
играх девочки хотят быть
Рис. 13. кем в играх любят быть девочки
Мальчики в играх представляют себя воинами, защитниками – 27,3%, супер героями – 45,5%, остальные видят себя в роли папы, брата, робота – трансформера (рис. 14).
Рис. 14. Кем в играх любят быть мальчики
На 5 вопрос: «Какие мультфильмы ты смотришь дома?»: 50%-«Тачки Маквин», 61,1%-«Халк», 86,3%-«Трансформеры», 38,9%-«Винкс», 27,8%-«Братс» , 100 %- полнометражные мультики и 55,6%- другие мультфильмы (рис. 15).
Рис. 15. Какие мультфильмы ты смотришь дома?
На 6 вопрос: «Какой твой любимый мультипликационный герой? Какие черты характера тебе в нем нравятся?» «Винкс» - 57,1%, «Мокси», «Братс» - 71,4%, волшебными зверюшками, зубалсами – 28,6%. По ответам девочек, в героинях мультфильмов их привлекает яркость, красота, доброта.
Выбор героя мультфильмов у мальчиков разнообразен: 72,7% хотят быть героями из фильма «Халк», «Трансформеры»- 45,5%, остальные хотят быть супер героем, Бэтман, «человеком пауком». Главные качества которые привлекают мальчиков – это сила, известность, лидерство.
На 7 вопрос: «Играешь ли ты в компьютерные игры? В какие игры ты играешь?»: выяснилось, что все дети, участвовавшие в исследовании играют в компьютерные игры. Предпочтение отдается простым, развлекательным играм типа «Angry Birds», реже развивающим играм, головоломкам.
На 8 вопрос: «Если бы ты был супергероем, что бы ты сделал?»: дети единодушно ответили что спасали бы людей от злодеев и помогали слабым и беззащитным.
Итак, проанализировав результаты исследования, приходим к выводу, что наблюдается большое количество средств массовой информации в современном обществе, что непосредственно сказывается на процессе подражания дошкольников. Главным примером служат не реальные социальные отношения, а сюжеты фильмов и мультфильмов. В арсенале детских ролевых игр, появляются новые, отражающие не столько реальные социальные взаимоотношения, сколько упрощенную их версию из мультипликационных и художественных фильмов.
Причем наблюдаются также гендерные различия в игровом поведении. Если девочкам все же более свойственно играть в сюжетно-ролевые игры, отражающие реальные социальные отношения, то для мальчиков более характерно проигрывание сюжетов, заимствованных из кинопродукции.
Игры мальчиков более жестокие, менее разнообразные, жестко иерархичные, девочки в этом отношении более гибки.
Также важно отметить, что меняется содержание общения в процессе игры. Установление контакта становится важным в основном для того, что бы получить социальную оценку и добиться авторитета у сверстников, лидерства, такие качества как забота, дружба, взаимопомощь отходят на второй план.
Мы считаем, что данный анализ отражает вектор развития личности современных дошкольников, перекос в смысло-ценностной ориентации в сторону лидерства и самоутверждения в ущерб нравственным ценностям. В связи с чем были разработаны предложения для воспитателей и родителей, по оптимизации игрового взаимодействия дошкольников, которые позволят создать условия для более гармоничного развития личности ребенка.
2.3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Рекомендации родителям по руководству сюжетно-ролевыми играми детей в семье
В современном обществе возрастает роль телевизора, компьютера и других технических средств в жизни родителей и их детей. В связи с этим принижается роль общения в семье. Но значение живого общения с родителями и сверстниками, книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает, развивать взгляды, мировоззрение, культуру, внутренний мир человека. Именно значимые взрослые для ребенка является источником знаний, развития, познания мира, развития воображения, что не маловажно для развития игровой деятельности и построения отношений впоследствии. Побольше читайте книги с детьми и подавайте им пример своим чтением.
Что касается организации сюжетно-ролевой игры, если вы видите, что ребенок просто манипулирует предметами, повторяя одно и то же действие, покажите, как этот предмет можно употребить в игре. Если ребенок застревает на каких-то манипуляциях с игрушками – строит одно и тоже, катает машинки туда-сюда, взрослый может придать новое значение действию, включив их в более широкий игровой сюжет. Важно помнить о возрастной специфике игры детей. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет игровое действие с сюжетными игрушками. У 5-6-летних детей игровое действие согласно роли все более сворачивается. Смысл игры заключается в выполнении правила.
Родители также могут расширить репертуар сюжета игры. Можно поиграть во врача – полечить кукол, мишек, бабушку, маму, самому побыть пациентом. Общение с ребенком в результате вмешательства взрослого станет более содержательным. Значение такой совместной игры заключается в том, что теперь он сможет выполнять специфичные для роли условные предметные действия и вступать в ролевой диалог, типичный для парных ролей доктора и пациента, мамы и дочки. Сначала это может происходить с играющим взрослым, который показывает приемы игры, находясь в роли. Потом это ребенок переносят на партнера-игрушку, партнера-сверстника.
Играя с ребенком, можно существенно расширить репертуар ролей. Важно вносить творческие элементы в игру. Например, изобразить один раз боязливого пациента, другой раз – старого и очень больного, или назойливого, чтобы ребенка-врача стимулировать вести себя по-разному в рамках данной роли. Можно ввести нового персонажа из какой-нибудь сказки, представить его поведение. Главное, чтобы взрослый, играющий с ребенком, сам испытывал удовольствие от действия, выдумывание новых неожиданных вариантов. Вовремя среагировать на креативные предложения ребенка.
Свобода творческого воображения ребенка в игре выражается в том, что он сам может выбрать сюжет, по-новому употребить самые обычные предметы, придать им те значения, которые необходимы ему по замыслу (собачка – кубик, кегля – рентген).
В игре ребенок испытывает удовольствие от подчинения себя внутренним правилам выполнения роли. Поведение персонажа становится понятным, осознается им. Он как бы смотрит на себя со стороны через игру – мир социальных отношений и поведения людей значительно обогащает эмоциональные переживания ребенка, которые он пока не в состоянии испытать в реальной жизни, так как не может выполнять роли врача, шофера и т.д.
Играя с ребенком важно:
Нельзя переоценить значение грамотного участия взрослого в игре для развития личности ребенка, семейных, родительско - детских отношений. Процесс игры на каждом возрастном этапе должен состоять из совместной игры взрослого с ребенком, где взрослый выступает играющим партнером, и самостоятельной детской игры, условия которой обеспечивает взрослый. Конечно, самое главное, чтобы взрослые и дети получали искреннее удовольствие от деятельности.
Родителям на заметку
Рекомендации воспитателям ДОУ
В связи с широко развитыми средствами массовой информации, современные дошкольники большую часть времени проводят за компьютерам и телевизорами, при этом игра становится обедненной и малоподвижной. На педагогах дошкольных учреждений лежит ответственная задача по социализации детей и развитию творческого мышления, все это можно осуществить через игру. Нужно как можно больше времени уделять подвижным играм, акцентировать внимание на активном взаимодействии дошкольников. При выборе мультфильмов для просмотра, необходимо учитывать его содержание, не должно быть сцен насилия и жестокости, мультфильмы должны носить поучительный характер, показывать социальное и межличностное взаимодействие, что бы дети могли брать пример с героев. Так же включить в программу кружки, направленные на развитие творческих способностей детей (лепка, вышивание, квилинг и т.д.). Мы рекомендуем включить в программу развития дошкольников театрализированную игру.
Значение театрализованной деятельности в жизни дошкольника.
Театр играет особую роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность позволяет ребенку формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образами подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволит педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредовано, от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе.