Внимание и сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬЮ является узнать, рассмотреть и сделать выводы о внимании и сознании человека
ЗАДАЧА – увидеть как сознание помогает человеку делать осмысленные поступки, ценить духовные вещи и быть полезному обществу, а внимание – в повседневной жизни.

Содержание

Введение 2
Глава 1 Внимание
1.1. Явления и определение внимания 4
1.2. Функции и виды внимания 7
1.3. Психологические теории внимания 9
1.4. Развитие внимания 11
Глава 2 Сознание
2.1. Сознание как форма жизнедеятельности человека,
способ духовной ориентации и преобразование мира,
инструмент реальности 13
2.2. Материальные предпосылки возникновения
сознания. Качественное изменение форм отражение
на различных уровнях развития материи 18
2.3. Сознание и мозг. Техническое и Физиологическое.
Взаимосвязь сознательного и бессознательного в психике
человека 21
2.4. Сознание и язык. Идеальное и материальное.
Сознание и самосознание. 24
Заключение 29
Литература 31

Вложенные файлы: 1 файл

Внимание и сознание.docx

— 78.13 Кб (Скачать файл)

8. Все  известные акты внимания, выполняющие  функцию контроля как произвольного,  так и непроизвольного, являются  результатом формирования новых  умственных действий.

 

1.4. Развитие внимания

Внимание, как и все остальные психические  процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также  более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался  проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Произвольное  внимание возникает из того, что  окружающие ребенка люди «начинают  при помощи ряда стимулов и средств  направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его  своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с  помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается  в том, что при помощи взрослого  ребенок усваивает ряд искусственных  стимулов-средств (знаков), посредством  которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил A.Н. Леонтьев. Из графика. изображенного на этом рисунке, видно, что с возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия), однако развитие внешне опосредствованного внимания идет горазда быстрее. чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

Различия  в характеристиках произвольного  и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Л.С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Вместе  с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять  и первичным процессом собственного внимания, причем сначала - в отношении  других людей, ориентируя собственное  их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем - и в  отношении самого себя.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: "Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».

Слово, которым  пользуется взрослый, обращаясь к  ребенку, появляется первоначально  в роли указателя, выделяющего для  ребенка те или иные признаки в  предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово  все более и более направляется в сторону выделения абстрактных  отношений и приводит к образованию  абстрактных понятий. Л.С. Выготский считал, что употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для личностного развития.

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого  речью взрослого, являются для ребенка  скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

Попытаемся  теперь в виде своеобразного «хронологического» резюме представить последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным соответствующих наблюдений и эксперементалъных исследований:

1. Первые  недели-месяцы жизни. Появление  ориентировочного рефлекса как  объективного, врожденного признака  непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец  первого года жизни. Возникновение  ориентировочно-исследовательской  деятельности как средства будущего  развития произвольного внимания.

3. Начало  второго года жизни. Обнаружение  зачатков произвольного внимания  под влиянием речевых инструкций  взрослого, направление взора  на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий  год жизни. Достаточно хорошее  развитие указанной выше первоначальной  формы произвольного внимания.

5. Четыре  с половиной - пять лет. Появление  способности направлять внимание  под влиянием сложной инструкции  взрослого.

6. Пять-шесть  лет. Возникновение элементарной  формы произвольного внимания  под влиянием самоинструкции (с  опорой на внешние вспомогательные  средства).

7. Школьный  возраст. Дальнейшее развитие  и совершенствование произвольного  внимания, включая волевое.

Вывод:

“Необходимости концентрированного внимания всегда сопутствует непреодолимое  желание отвлечься”,- Артур Блох. Закон Мерфи. Трудно сочетать любой вид умственной деятельности с постоянными усилиями по поддержанию внимания. Поэтому работа в условиях произвольного внимания оказывается далеко не всегда эффективной. Наиболее глубокая концентрация, сосредоточенность возможна лишь при послепроизвольном внимании. Чтобы перейти от произвольного к послепроизвольному вниманию, необходимо активизировать саму работу. Это можно сделать, используя работу памяти - закон осмыслении и интереса.

 

 

 

ГЛАВА 2. СОЗНАНИЕ

2.1. Сознание как форма  жизнедеятельности человека, способ  духовной ориентации и преобразования  мира, инструмент познания реальности.

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Если  идеализм вырывает пропасть между разумом  и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Гельвеций говорил:

“Чувства составляют источник всех наших знаний... Мы располагаем  тремя главными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением и экспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт проверяет результат комбинаций...

...всякое  наше ощущение влечет за собой  суждение, существование которого, будучи неизвестным, когда оно  не приковало к себе нашего  внимания, тем не менее реально”1.

Данный фрагмент может служить  иллюстрацией теории ассоциаций, приверженцем которой являлся Гельвеций и  на основе которой он объяснял природу  сознания. Ее суть: последовательно  возникающие в мозгу ощущения накладываются друг на друга и  образуют “пучок ощущений”. Эти ощущения являются образами объективной действительности, а возникающий на их основе логический мыслительный процесс закономерно  отражает объективную причинную  связь вещей и явлений.

Мнение З.Фрейда:

“Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в такое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным...

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным... Скрытое бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: «сознательное» (Bw), «предсознательное» (Vbw) и «бессознательное» (Ubw)”2.

Философия ставит в центр своего внимания как  основной вопрос отношение материи  и сознания, а тем самым и  проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что  вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен  для правильного понимания места  и роли человека в мире. Уже поэтому  проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов  при выработке ими исходных мировоззренческих  и методологических установок.

При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как специфически человеческой формы  регуляции взаимодействия человека с действительностью в рамках различных дисциплин всегда опирается  на определенную философско-мировоззренческую  установку в подходе и сознанию. Это придает решению вопроса  о природе сознания с философских  позиций особый, дополнительный смысл  и значение. При этом философия, в  отличие от других наук, исследует  общую природу сознания, изучает  его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса.

Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание, поскольку рассматривает его  в качестве продукта души, превращая  сознание в нечто таинственное и  недоступное рациональному, с научных  позиций исследованию. Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение  материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки  зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности вовсе  не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым.

Действительно, значительный материал о физиологических  основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически  связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как  специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства  людей. Наряду с этим сознание проявляется  в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного  процесса, открывает различные стороны  сознания.

Наконец, очень тесно можно сказать, органически  связаны между собой сознание и язык, в силу чего и научный  анализ такого явления, как язык во всей его многосложности, немаловажен  для осмысления сущности, природы  сознания. При этом главное, о чем  следует постоянно помнить, состоит  в том, что «нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит». Сознание, как и материя, это реальность. Но если материя это объективная  реальность, характеризующаяся самодостаточностью и самообоснованностью, то сознание - это реальность субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно не существует само по себе, а имеет основание в ином, в материи. Иными словами, диалектико-материалистический подход к сознанию исходит из примата бытия по отношения к сознанию, что не только не исключает, а предполагает, что сам способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что человеческая деятельность вся пронизана сознанием и без него не существует. Но бытие - более широкая система, и сознание выступает как условие и средство для того, чтобы человек мог вписаться в эту более широкую, целостную системы бытия.

Информация о работе Внимание и сознание