Внушение и убеждение как метод психологического воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Психологическое влияние лежит в основе многих злободневных общественных процессов: пропаганды здорового образа жизни и экологической грамотности, деятельности цензоров, имиджмейкеров в политике, специалистов по рекламе и связей с общественностью [3; С.69]. И так как я будущий специалистом по связям с общественностью, то мне тоже придется внушать и убеждать людей в чем-либо, изменяя, либо создавая общественное мнение. В этом и заключается актуальность моей работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..2

I. Механизмы направленного влияния – внушение и убеждение.…………...6

1.1. Внушение, как метод социально-психологического влияния…………..8

1.1.2. Основные характеристики внушения………………………….10

1.1.3. Технология внушения…………………………………………..15

1.2. Убеждение в массовой коммуникации……………..……………......….17

1.2.1. Природа убеждения……………………………………….........17

1.2.2. Роль убеждения………………………………………………....18

1.2.3. Способы убеждения………………………………………….…19

1.2.4. Четыре слагаемых убеждения………………………………....20

II. Анализ содержания текстов, встречающихся в масс-медиа, на предмет наличия элементов внушения и убеждения….…………………..………..….…..25

2.1. Критерии распознавания внушения и убеждения…………….…..27

2.2. Анализ выступления В.Жириновского на наличии убеждения и внушения…………………………………………………………………………….28

Заключение……………………………………………………….……….…...33

Список используемой литературы…………………………………………...36

Приложение 1………………………………………………………………….38

Приложение 2……………………………………………………………….....41

Приложение 3………………………………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!нов.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

    Реакция аудитории на сообщение.

    При прямом способе убеждения решающим является не само по себе  содержание сообщения, а реакция, которую  оно вызывает в умах людей. Если сообщение вызывает подходящие мысли, оно убеждает. Если же оно заставляет задуматься о контраргументах, сложнее изменить прежнее мнение. Предупреждение о том, что сейчас поступит спорное  сообщение, стимулирует контраргументацию и снижает убедительность. Если удается отвлечь внимание аудитории настолько, чтобы подавить возможные возражения, убедительность спорного сообщения возрастает

    Стимуляция  мышления делает сильное сообщение  более убедительным, а слабое (из-за контраргументации)  -  менее убедительным. Используются следующие способы стимулирования мыслительных процессов: риторические вопросы; ряды коммуникаторов (последовательное выступление трех ораторов, приводящих по одному аргументу, вместо одного оратора, который приводил бы все три аргумента); провоцирование чувства ответственности  за оценку сообщения  или невнимания к нему; использование оратором непринужденных поз, многократных повторений и методов привлечения нерассеянного внимания аудитории.

 

  1. Исследование текстов, встречающихся в масс-медиа на предмет наличия в них внушения и убеждения.
 

    2.1. Критерии распознавания  внушения и убеждения.

    В результате изучения и анализа литературы, я могу сказать, что критериями распознавания внушения являются:

    1. Одной из основных черт распознавания внушения является уровень эмоциональности говорящего. Эмоции оказывают очень сильное влияние на аудиторию. К эмоциональному уровню говорящего можно отнести: слова, интонация, мимика, жесты, действия суггестора, уверенный тон (чаще всего повышенный), образность.

    3. Сообщение всегда несет смысл (невозможно внушить, что-либо на незнаком языке).

    4. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов.

    5. Большое влияние оказывает суггестор: его социальный статус, привлекательность, волевые и интеллектуальные характеристики. Вызывает ли он доверие, а также его авторитет.

    6. Уровень аргументативности, характер  сочетания логических и эмоциональных компонентов. 

    Паттернами  убеждения будут являться:

  1. Логическое обоснование (интеллектуальное влияние).
  2. Основным паттерном  убеждения являются эмоции. Чем эмоциональнее, образнее подача информации, тем, убедительнее предлагаемые сообщения. Присутствует уверенность и быстрота, уверенный взгляд, подвижная мимика, жесты, восклицательные предложения. Можно использовать два приема: эффект «Хорошего настроения». Сообщения также становятся более  убедительными, если они ассоциируются с позитивными чувствами. Эффект «Активации страха». Иногда сообщение может оказаться убедительным, если оно апеллирует к негативным эмоциям.
  3. Достижение взаимопонимания, без которого невозможно склонить человека к своей точке зрения  (взаимопонимание).
  4. В прямом способе убеждения – аудитория сосредотачивает всё внимание на благоприятной аргументации (предрасположены люди с аналитическим складом ума). В этом случае определяющую роль играет глубокие размышления, весомы аргументы.
  5. В косвенном способе убеждения – на разум оказывают случайные факторы (не нужно аппелировать к разуму). Человек склоняется без раздумий.
  6. Коммуникатор должен вызывать доверие. Поэтому он должен начинать с того, с чем аудитория согласна.
  7. Информация, поступившая первой, более убедительна.
  8. Стимуляция  мышления делает сильное сообщение более убедительным, а слабое (из-за контраргументации)  -  менее убедительным. Используются следующие способы стимулирования мыслительных процессов: риторические вопросы; ряды коммуникаторов (последовательное выступление трех ораторов, приводящих по одному аргументу, вместо одного оратора, который приводил бы все три аргумента); использование оратором непринужденных поз, многократных повторений и методов привлечения нерассеянного внимания аудитории.
 

 

     2.2. Анализ выступления  В.Жириновского на  наличии убеждения  и внушения. 

    В качестве примера было проанализировано выступление В.Жириновского.

    Расшифровка стенограммы первого выступления с трибуны Государственной Думы лидера ЛДПР Владимира Жириновского. «Парламент не дорос до такого спикера». Четверо из десяти претендентов на пост спикера Государственной думы взяли самоотвод. Среди них был и лидер ЛДПР В.Жириновский.

    Для доказания гипотезы мне необходимо проанализировать выступление. И увидеть являются ли основным критерием распознавания внушения и убеждения эмоции. 

    Проанализировав его выступление, я сделала следующее  выводы: в его речах присутствует как элементы убеждение, так и внушение. 

    Наличие внушения в речах В.Жириновского.

    У Владимира Жириновского выступление  всегда ориентировано не только на слушателя, но и на народ в целом. На мой взгляд, своей целью он ставит более эмоциональное воздействие на слушателя, на его простоту, доверие и иногда даже неграмотность. Для этого он умело использует призывность, эмоциональность, просторечные выражения, бурную жестикуляцию и мимику (а это как раз и есть нечто иное, как внушение), некоторую категоричность, и можно добавить, весьма эффективно. Так же следует отметить активную жестикуляцию В.Жириновского и мимику.

  1. Образность.

    «Ходим  в первый класс, окончим университеты, пост диспетчера, с оружием в руках  бороться против собственной страны». 

    
  1. Эмоциональность: (эмоциональность оратора вызывает ответную реакцию в виде чувств и эмоций у слушателей. Чем эмоциональнее речь оратора, тем более возможности у него завлечь мысли слушателя в интересующую его сторону, завлечь своей точкой зрения и идеей).

    Немалое количество восклицательных, эмоциональных предложений:

    «Мы будем защищать русских! А уж потом  я с вами поговорю! Молчать! Вон  из зала! Поэтому мы навсегда запомним этот день!» 

    
  1. Оценочность: (Оценочность - свойство речи объективно оценивать ситуацию или предмет разговора. Данное свойство речи вызывает у слушателей расположение, связанное с умением, объективно оценивая положение, смотреть на мир, а также вызывает доверие в том, о чем говорит оратор).
 
    
  1. Призывность:
 

    «И  это Россия заслужила, быть единственным в мире государством, которое проводит самостоятельную политику; и я бы очень хотел, чтобы активисты ЛДПР…помогли добиться победы нам на следующих выборах». 

    
  1. Страстность: (Часто страстность Владимира Вольфовича граничит с неуважением к окружающим, хотя бы и обоснованным. Может, поэтому, у одних он вызывает неприязнь, другие же восхищаются им).

    «Молчать! Господин Чубайс, вы это будете в  камере показывать, в Лефортово, чтобы  вам дали обед! Вы обязательно будете извиняться!». 

    
  1. Использования выразительности. Эпитеты, сравнения, метафоры, антитезы, просторечные обороты:

    «Достойная  жизнь, объемная, многопрофильная конституция, поставило на уши всю планету, я не гожусь для этой роли, в парламенте села…, они готовы отдать миллиарды, лишь бы Россия не шла тем путем, политический небосклон России». Противопоставляет Жириновский чаще всего себя и свою «правую партию» всем остальным политикам и партиям. «Я не гожусь для этой роли. У меня другая роль, и партия считает, что у нас есть другое предназначение». 

    
  1. Восклицательные предложения:

    Почти все предложения восклицательные  по интонации, вопросительные отсутствуют.

    «Все  выходите из зала! Нет больше различий по между гражданами по социальному  положению!» 

    
  1. Обращения:

    «Вас, коммунисты, мало держали в тюрьмах! Господин Чубайс!…». 

    9. Форма подачи информации: у В.Жириновского всегда уверенный тон. 

    Наличие убеждения в речах В.Жириновского. 

    В. Жириновский умеет заинтересовать в предмете своего выступления, умеет  передать этот интерес слушателям. В его выступлениях чаще всего  доминирует одна идея, которой подчиняются другие. Жириновский умеет вести общение, доносить информацию до слушателя, доказывать свою точку зрения, подтверждая, её аргументами (а это как раз нечто иное, как убеждение). 

    
  1. Логичность.
  2. Общественно-политическая лексика:

    «Выборы, парламент, фракция, лидер политической партии, Евросоюз, депутаты». 

    3. Достоверность, точность фактов:

    «Вот  уже девять лет нашей конституции; вы - главный конкурент «Выбор России»  отстаете от меня на 30%; на будущий год  будет 10 лет, как мы находимся в высшем эшелоне государственной власти». 

            4. Общедоступность:

    Речь  проста, не насыщена огромным количеством  непонятных терминов или понятий, возможно, даже слишком проста, вызывающа, используются просторечные выражения, слова со сниженной  стилистической окраской. Что позволяет использовать как косвенное так и прямое убеждение. 

        5.  Использование общественно-политической лексики:

    «Фракция, премьер-министр, народ, Государственная  Дума, выборы, абсолютистская монархия» 

     6. Использование лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры:

    «Не воровать, защищать, извиняться, анализ крови, здоровье, справки, родной русский  язык, нейтральная страна, предназначение». 

    7. Образная подача информации. Использование языковых

    выразительных средств: эпитеты, сравнения, метафоры, антитезы, просторечные обороты:

    «Достойная  жизнь, объемная, многопрофильная конституция, поставило на уши всю планету, я не гожусь для этой роли, в парламенте села…, они готовы отдать миллиарды, лишь бы Россия не шла тем путем, политический небосклон России». Противопоставляет Жириновский чаще всего себя и свою «правую партию» всем остальным политикам и партиям. «Я не гожусь для этой роли. У меня другая роль, и партия считает, что у нас есть другое предназначение». 
 

    Таблица 1.

    Наличие элементов внушения в выступлении В.Жириновского. (Анализ см.в приложении №2) 

 
  1. эмоциональный уровень.
 
11
 
  1. смысловое содержание.
 
3
 
  1. уровень аргументации, сочетание логических и эмоциональных  компонентов
 
 
3

    Таким образом, можно сделать вывод, что основным критерием распознавания внушения являются эмоции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 2.

    Наличие элементов убеждения в выступлении  В.Жириновского. (Анилиз см.в приложении №3) 

 
  1. эмоции.
 
10
 
  1. логическое  обоснование (интеллектуальное влияние).
 
4
 
  1. достижение  взаимопонимания
 
3

Информация о работе Внушение и убеждение как метод психологического воздействия