Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:40, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить психологическое воздействие молитвы на человека. Выявить причины, по которым человек молится.
Задачи курсовой работы:
- изучить историю развития молитвы и ее формы;
- проанализировать психологический аспект молитвы;
- рассмотреть, почему люди молятся.
Введение…………………………………...…………………………………..4
История развития молитвы……………………………………………..7
Примитивная молитва………………………………………………..9
Эволюция молитвы…………………………………………………….10
2. Формы молитв………………………………………………………….12
2.1 Молитва в языческих культах………………………….…………….12
2.2 Молитва в христианстве…………………………………...…………13
2.3 Молитва в исламе…………………………………………..…………15
2.4 Молитва в иудаизме и буддизме……………………………..………16
2.5 О молитве в художественных произведениях…….………………...17
3. Психологический аспект молитвы…………………………………….21
3.1 Молитва как психотерапевтическая метафора……………………...22
3.2 Влияние молитвы на психику человека……………………………..27
3.3 Социалогическое исследование. Почему люди молятся…………...33
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………37
Некоторые из подобных исследований в Европе проводились не на организме человека, а на животных, растениях, на их отдельных клетках и на микроорганизмах - с тем, чтобы на результат эксперимента не могли повлиять усложняющие его факторы, включая такие, как человеческая вера. Например, группы добровольцев получали задание молиться за то, чтобы рост растений ускорялся; затем задание менялось на противоположное. И каждый раз растения отвечали изменениями, совпадающими с направленностью молитвы.
"В этом что-то есть", - заявляет Джастис. - "Хотя существующий уровень научных знаний и не позволяет ученым понять тот механизм, который стоит за действием молитвы - то, что заставляет ее работать - это просто напоминает ситуацию с гравитацией и другими природными феноменами, которые считались мистическими силами прежними культурами" (т.е. когда наука еще не умела их объяснить). Так, И.Кеплера обвиняли в сумасшествии, когда он заявил, что приливы и отливы связаны с притяжением Луны... до тех пор, пока Маркони не доказал эту теорию. И вы также можете не верить в молитву, тем не менее, это не мешает ей действовать"11.
По Вацлавику, метафора — это язык правого полушария мозга. И психотерапия (а именно в этом плане мы рассматриваем практику молитвы), если она должна вести к существенному изменению, должна обращаться к процессам «правого мозга». Мы владеем как бы двумя языками, языками правого и левого полушария: «Один, которым, к примеру, выражается данное предложение, является объективным определяющим, рассудочным, логическим и аналитическим; это язык причинности, исследования, объяснения и интерпретации, то есть язык большинства направлений психотерапии. Другой язык — его очень трудно определить, в особенности потому, что он является языком определений. Его можно назвать языком образности, метафоры, символов, синтеза и общности, но никак не аналитического анализа». Процессы, ответственные за изменения, «второго порядка» (это все то непреодолимое, с чем приходят пациенты к врачу), проявляются именно в правом полушарии. Чтобы «войти» в правое полушарие, необходимо «блокировать» левое. Левое полушарие является подобием логического стража, удерживающего проблеморазрешающую систему индивида в определенно обозначенных рамках. Однако при изменении обстоятельств эффективность его нарушается. И тогда приходит черед изменениям второго порядка.
Метафоры сами
по себе являются средством, предназначенным
для развития изменений второго
порядка; они могут быть более
эффективны, чем при использовании
их в обыденном состоянии
Еще раз подчеркнем, что терапевтическая метафора (которой является молитва) — это послание на нескольких уровнях. Первое сообщение, явное, обращенное к сознанию человека. Второе, скрытое, является предложением, адресованным его бессознательному. Недирективный подход предлагает человеку реальный выбор, т. к. второй смысл может быть, и принят, и не принят. Метафора имеет более или менее точную цель, очень активизирующую, если она проходит на уровне бессознательного.
Важно отметить, что во многом молитва является процессуальной техникой. Важное сообщение такой метафоры связано не с программированием на определенные действия или поведение, а на активизацию процесса внутренней трансформации.
Важно обратить
внимание, что молитва является составной
метафорой — когда
Палама в «Триадах... » дает лаконичные указания о молитве. Сюда входят общие указания (как то: «надлежит при упражнении в молитве всячески утруждать свое тело постом, бодрствованием и т. п., доставлять телу скорби) и подробные, скрупулёзные рекомендации о положении тела, о контроле за дыханием и телесными чувствами во время молитвы.
Дыхание и телесные чувства являются мостом, через который, тело воздействует на сознательное и бессознательное (Рис. 1).
Рис. 1
Многие практики наведения транса, не предусматривают прямого включения тела в этот процесс. В последнее время довольно широкое применение получила телесно — ориентированная терапия — ряд техник, которые вовлекают тело в трансовую работу.
Таким образом, молитва обладает следующими особенностями:
1) Способствует
трансформации ряда
2) Ориентирует на гармонизацию.
3) Имеет процессуальную направленность. Структура молитвы ориентирована на не директивное воздействие, предполагает право выбора, высокий уровень эмпатии (от англ. empathy — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого) и широкое поле для развития личности:
а) выстраиваются отношения отец — сын (дочь), говорящие о доверии и глубоком общении, которое бывает между человеком и человеком;
б) применение недирективных косвенных вербальных конструкций, которые принимаются человеком или нет на фоне «депотенциализации» (отвлечения сознательных процессов) левого полушария при изменённом состоянии сознания (ИСС — качественные изменения в субъективных переживаниях);
в) терапевтическая метафора и как всякая метафора — это сообщение на двух уровнях, второй скрытый смысл которого бессознательное человека принимает или нет.
4) Призывает к внутреннему движению. При разборе молитвы по предикатам, отмечалось, что они являются побуждающими к действию, активизирующими. Сама терапевтическая метафора имеет активизирующую цель. Задумаемся теперь, что несут нам православные тексты, в том числе тексты молитв. Это понятия о высшей духовности, высших ценностях, смыслах, высшей нравственности и любви. И если человек принимает скрытый смысл, то происходят как терапевтические изменения, так и личностное и духовное развитие.
5) Обладает свойством временной и социальной динамики.
Интересно, что некоторые из указанных особенностей (недирективность, структура отношений с Богом, самоуважение, динамика и активность позиции) могут расходиться с идеологией некоторых христианских и православных направлений. Данное исследование не имеет целью проводить анализ религии с идеологических или теологических позиций.
Здесь содержится много аспектов: это и изменение убеждений с помощью трансформации логических уровней, и плацебо — эффект, это и выход на более глубокие уровни экзистенционального понимания себя (экзистенциализм – это понимание человеком фундаментальной специфичности своего места, статуса и значения в социуме) и многое другое.
Исключительно важным вопросом является и степень воздействия молитвы на конкретного человека. Такое воздействие зависит как от структуры личности, так и от контекста всего ритуала и его восприятия личностью. Более подробный анализ этого вопроса – тема отдельной работы.
Ряд аспектов религиозной практики не может быть адекватно описан с позиции трансовых конструкций или моделей традиционной психологии.
Исследование традиционных религиозных традиций и ритуалов может дать исключительно ценный материал для глубокого понимания личностной трансформации, а также роли социума и религии в ней12.
Что делать, когда сделать ничего нельзя? В ситуации кризиса, на переломе судьбы человеку предстоит совершить большой душевный труд — принять неизбежное, осмыслить случившееся, нащупать новые опоры существования. Чтобы научиться оказывать человеку психологическую и духовную помощь, важно понять, какую роль в его поисках выхода из кризиса играют процессы переживания и молитвы, каковы их взаимопереходы и взаимовлияния.
Христианский
подход в психологическом
Попытаемся сопоставить между собой два психотерапевтических «упования» — молитву и переживание, но сделаем это не на территории религиозной традиции и не на территории профессиональной психотерапии, а на «нейтральной полосе» общей психологии.
Есть глубинная связь между страданием и познанием. Не только друг познается в беде; в трудную годину человек узнаёт правду и о себе самом — порой открывается жалкое и годы жжет стыдом, но иногда неожиданно для себя самого выпрямляется он в полный рост, и другой жар - жар свободы, достоинства, духа, мужества загорается в душе и преображает всего человека. Благополучие желанно и благодатно, но по-своему опасно и обманчиво. Страдание не менее опасно — оно может сломать и измельчить душу, но менее обманчиво, ибо очищает от наносного, поверхностного, обнажает сердцевину человеческого существа, в нем выговаривается глубокая и простая правда жизни. Страдание испытывает человека. (Не зря слово «испытание» чувствует себя «на месте» как в жизненно-экзистенциальном контексте («испытание судьбы»), так и в контексте научно-познавательном («естествоиспытатель», «испытуемый»), а сам глагол «пытать» в славянских языках означает «спрашивать».) И потому сквозь призму страдания ясно видна бывает и отдельная личность, и «человеческая ситуация» вообще.
На человека обрушилась беда. Что у него в душе?.. «Нужно обязательно что-то предпринять, что-то придумать, исправить, этого не должно быть, что-то нужно делать…» — не уставая твердит один голос, побуждая человека к действию. Другой, напротив, призывает принять неизбежное: «Ничего не поделаешь, старого не вернешь, придется смириться, пережить». Но вот, бывает, и сделать ничего нельзя, и примириться невозможно, - и вырывается из самых глубин души: «Господи, помоги! Спаси!» «Не верю, — твердит рассудок, — это малодушие, я должен сам найти выход, нужно что-то придумать». Но сквозь рассудок, мимо него из глубины души в глубину неизвестности несется молитва, и тогда, пусть на мгновение, во тьме отчаянья вспыхивает искра надежды.
Таковы ответы
человека на ситуацию беды: действие —
переживание — молитва. В попытках
совладать с бедой эти формы
активности могут сменять друг друга,
дополнять, конкурировать или взаимодейств
В отличие от переживания и деятельности, феноменологическая основа молитвы - «возможность невозможного». Речь не о субъективном игнорировании реальности, когда объективно невозможное иллюзорно воспринимается как возможное, и не о богословском утверждении Божественного всемогущества, но о феноменологической форме, в которой невозможное, не переставая быть таковым, изнутри превозмогается надеждой и верой, пусть на мгновенье просвечивается ими, так что взор успевает сквозь казавшуюся последней незыблемую и неумолимую реальность разглядеть чаемое как возможное, пусть лишь чудом. Другой вариант феноменологической основы молитвы точнее назвать «невозможность возможного». Неслыханное свершается, нежданное приходит, нечаянное сбывается, сама действительность преодолевает все границы мыслимого, и ощущение невместимости этих избытков бытия буквально взрывается молитвой, так что, кажется, она исторгается не из души, а из самого вдруг переполнившегося, льющегося через край мира.
Человек страдает от тяжелой болезни. Он может искать избавления от страдания на путях деятельности, и тогда стремится найти хороших врачей, приобрести лучшие лекарства, изменить образ жизни, режим питания и т.п., словом, производит ряд целенаправленных действий, которые естественным порядком, по его убеждению, приближают его к желанному здоровью. В этой своей активности он весь обращен к миру и надеется, что его собственные действия, действия других людей, воздействие специальных веществ и работа внутренних сил организма приведут к исцелению.