Возрастные особенности развития внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:08, реферат

Краткое описание

Проблема развития внимания в разных возрастах всегда была и остаётся актуальной. Не только учёные-исследователи человеческой психики интересуются этим вопросом, но и обычные люди, знакомые с понятием «внимание». В детстве, например, многим говорят: «Ты невнимательный» или «у тебя ошибки из-за невнимательности». Что же это значит, внимание? В чём суть процесса? И какая существует разница между вниманием человека, поступившего в школу, и человека, уже закончившего её? Ответы на перечисленные вопросы я ищу в этой работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания
1.1 Общая характеристика внимания
1.2 Особенности развития внимания
1.3 Основные функции внимания
1.4 Проблема изучения основных свойств внимания
ГЛАВА 2. Развитие внимания в начальной школе
2.1 Диагностика, коррекция и возможности саморазвития
2.1.1 Методики для диагностики
2.1.2 Методика проведения эксперимента, проба Бурдона
2.1.3 Порядок проведения диагностики
2.2 Результаты и их обсуждение
2.2.1 Исследование внимания
2.2.2 Примерные нормы и обратная связь
2.2.3 Анализ работ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

семин.воз.псих.возрастные особенности развития внимания гер.docx

— 64.97 Кб (Скачать файл)

Формируется целая плеяда учёных, лучших умов России, посвятивших свою творческую деятельность изучению детской психологии, среди  них П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.П. Нечаев, М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и другие видные деятели.

Стали возникать новые методы исследования, например «метод дневников», метод  естественного эксперимента, метод  теста.

2.2 Предмет и задачи возрастной психологии

Объект  изучения возрастной психологии, так  же как и педагогической психологии, - развивающийся человек. Предметом  возрастной психологии как научной  дисциплины является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе. Главная  задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных  психических процессов и свойств  формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения. Возрастная психология должна дать характеристику каждого периода  жизни человека, вскрыв его специфические  и взаимосвязанные с другими  периодами особенности, показать различия протекания каждого периода у  людей с разными индивидуально-психологическими характеристиками.[3]

Всегда  большой сложностью было правильно  поделить развитие человека на периоды. Изначально этих периодов было не так  много, но к настоящему моменту существуют следующие этапы:

1. дошкольный,

2. младший школьный,

3. подростковый,

4. старший школьный(юность),

5. взрослый,

6. преклонный.

Исследования  аспектов развития уже изученных  психологических особенностей взрослых людей постепенно распространялись на юношей, подростков, младших школьников и затем дошкольников. Эти исследования позволили обнаружить ранее неизвестные  потенциальные возможности детей, а главное -- раскрыть те периоды жизни ребенка, которые наиболее благоприятны для развития различных функций, интеллектуальных возможностей, формирования нравственных качеств личности. Одной из самых важных было изучение стадии младенческого возраста, самого начала социализации, много же данных было получено и с изучения психологии преклонного возраста. Теперь мы знаем, что границы того или иного периода не чётко установлены, а могут варьироваться в соответствии с организацией жизни и деятельности человека.

Без знания возрастной психологии невозможно совершение педагогического акта в  целом.

2.3 Классификация методов возрастной психологии

В отечественной психологии выделяют четыре большие группы методов по Б.Г. Ананьеву:

· Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный метод используется для проведения возрастных срезов и лонгитюдных исследований. Одним из вариантов сравнительного метода является генетический метод в виде генеалогических исследований, исследования приёмных детей и родителей и исследования близнецов. Лонгитюдные исследования заключаются в длительном исследовании одного человека или группы людей для выявления индивидуальных особенностей или особенностей группы. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода изыскание позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.

· Эмпирические методы: наблюдения, экспериментальные  методы, психодиагностические методы, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы. Что характерно для возрастной психологии, так это  метод естественного эксперимента, формирующего эксперимента.

· Методы обработки данных: количественный и качественный анализы данных.

· Интерпретационные методы: генетический и структурный методы. Генетический метод устанавливает так называемые «вертикальные» связи между стадиями развития, а структурный - «горизонтальные» связи между изученными качествами личности.

3. Развитие внимания на различных этапах развития личности

3.1 Младенчество

Самое начало жизни ребёнка есть одновременно один из самых благоприятных периодов в жизнедеятельности организма. Очень мало известно о том, как воспринимает мир ребёнок, находящийся в утробе. Обычно многие родители уверены, что малыш чувствует, какое настроение у родителей, слышит их голоса, понимает, что происходит вокруг и т.д. Очень важный, стрессовый период - период рождения. Для малыша это резкая смена обстановки, новый тип дыхания, новый тип питания, другие температурные условия. Не случайно специалисты говорят о родовом кризисе. С рождения и до одного года малыш существует в так называемом периоде новорождённости, это ещё не младенчество, это самое начало его развития отдельно от материнского организма. Существуют характерные особенности периода новорождённости: младенец мало различает сон и бодрствование, большую часть времени погружён в себя, чувствует дискомфорт от неправильного положения тела, голода, холода, жажды, торможение преобладает над возбуждением, двигательная активность имеет спонтанный характер.

Первоначально было очень сложно изучить психику  младенцев, но в настоящее время  при исследовании процессов восприятия, памяти, внимания у детей первого  года жизни используют регистрацию  целого ряда объективных «индикаторов»: частоты сердечных сокращений, ритма  дыхания и сосания, микродвижений глаз, поворотов головы, появления и угасания ориентировочной реакции. Прежде всего младенец обладает рядом определённых ориентировочных рефлексов, способствующих его приспособлению к окружающей среде. Помимо механизмов, позволяющих ему сосать, дышать, он также обладает защитными рефлексами, ориентировочными рефлексами (малыш пытается повернуть голову, чтобы найти источник зажженного света), а также атавистическими рефлексами, например хватательный, ползательный рефлексы, автоматическая походка.

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует  о функциональной зрелости центральной  нервной системы, однако вскоре эти  рефлексы угасают. Дело в том, что  за простейшие реакции отвечают подкорковые  структуры, такие как средний  мозг, который развивается у малыша с большим опережением. Постепенно простейшие реакции заменяются всё  более сложными, за которые отвечает кора головного мозга. Можно из всего  вышесказанного сделать вывод, что  рано на первом году жизни говорить о внимании ребёнка, пока то, что  в более старшем возрасте будет называться непроизвольным вниманием, имеет форму простого безусловного рефлекса. Однако стоит заметить, что для маленького ребёнка очень большую роль играют зрительные и звуковые раздражители, именно на их основе происходит постепенное развитие важного для процесса внимания ориентировочного рефлекса. По данным A.M. Фонарева, уже после 5--6 дней жизни новорожденный способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения. К началу второго месяца жизни появляется способность сосредоточения на зрительные и слуховые раздражители с их фиксацией в течение 1--2 минут.

Человеческий  детёныш - самый беспомощный на Земле. В сравнение с ним идёт только детёныш обезьяны, который, тем не менее, в первые месяцы жизни способен цепляться за шерсть матери, чтобы та переносила его с одного места на другое. Таким образом, маленький человек очень сильно нуждается в обществе, в частности в матери и отце, следовательно - он самое социальное существо. Постепенно, вовремя первых двух месяцев жизни, взрослый становится основным, самым привлекательным и удобным объектом для восприятия, способным удовлетворить потребность в новых впечатлениях, которую некоторые исследователи считают врожденной. Всё внимание ребёнка сосредоточено на его родителях. В течение первых трёх-четырёх недель у ребёнка начинает проявляться интересный феномен - ротовое внимание. Это своеобразная реакция на ласковую улыбку взрослого, на его слова - ребёнок замирает, вытягивает губы, и происходит глазной контакт. Вскоре, на основе этой реакции малыш начинает пытаться улыбнуться. Улыбка в ответ на обращение матери или другого взрослого является важнейшим психическим новообразованием кризисного новорождённого возраста.

Ещё один интересный феномен именует  собой переход от состояния новорождённости  к собственно младенческому возрасту. Это комплекс оживления. Теперь ребёнок  не только сосредоточенно пытается улыбнуться в ответ на позыв взрослого. К 8 неделям, радостная реакция сопровождается глубоким коротким вздохом, а уже в 10-12 недель к его радостной реакции подключается всё тело: серия коротких громких вздохов сопровождается повизгиваниями, различными вокализациями, и к этому добавляется вскидывание ручек и перебирание ножками. Ребёнок использует крик и плач для притяжения внимания. Малыш становится по-настоящему активным существом. Таким образом сосредоточенность внимания на взрослом и положительная эмоциональная реакция на него сопровождаются у ребёнка повышенной двигательной активностью, радостными вскрикиваниями.

Ведущая деятельность младенческого периода - непосредственно-эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину). Для ребёнка жизненно необходимо общение с матерью в период младенчества, недаром многие учёные занимались так называемой проблемой «госпитализма». Дети, воспитываемые в приютах без матерей, в большинстве своём, не доживали до 10 лет. Они начинали угасать без общения родных людей и не подпускали к себе посторонних уже в младенчестве.

Общение между ребёнком и взрослым осуществляется в процессе совместных действий. Создаются  условия для речевого, двигательного  и сенсорного развития. У ребёнка  выстраиваются связи между названием  предмета, словом и самим предметом, формируется ориентировочная реакция  на называемые ему предметы. Постепенно, начиная с шести месяцев малыш познаёт свои руки: сначала он просто тянется к предмету, потом бессознательно хватает, сжимает его, потом целенаправленно манипулирует им. К 11 месяцам малыш учится манипулировать уже с двумя предметами. Благодаря этим нехитрым движения малыш познаёт свойства различных предметов и уже может планировать свою деятельность на этом основании. Маленький ребёнок в этом возрасте проявляет повышенный интерес к изучению разных предметов, к манипулированию, он активно сосредотачивает на них своё внимание.

К окончанию первого года жизни  малыш сильно отрывается от взрослого, у него появляется «Я - желающий», которое  вскоре перерастает в «Я - действующий». Самые главные приобретения к началу второго года жизни - это ходьба и первые слова. Также малыш овладевает предметами-орудиями, такими как лопатка, совок, чашка, ложка. Ребёнок становится субъектом собственных действий, овладевает ими благодаря развитию так называемых мотивирующих представлений, когда ребёнок концентрируется на определённом объекте, который имеет значимость для удовлетворения его потребностей. Нужно добавить, что на данном этапе внимание ребёнка имеет бессознательный характер.

 

 

3.2 раннее детство и дошкольный период

Одним из важных новых явлений для ребёнка  этого возраста является специфическая  форма деятельности - игра. Она ещё  не является основной формой деятельности ребёнка, но только начинает проявляться  в его поведении, в его каждодневной активности в простых формах. Также  он познаёт рисование и изобразительную  деятельность. Восприятие ребёнка тесно  вплетено в его основные виды деятельности, и в первую очередь в предметную деятельность. Именно она помогает ребёнку зрительно воспринимать такие параметры как форму  и величину предмета. Цвет пока не имеет  большого значения. Внимание и память ребёнка носят непроизвольный характер, также тесно вплетены в процессы активности. Ребёнок второго года очень эмоционален. Он часто недоволен  происходящим. Появляется феномен «Я сам». Ребёнок пытается тем самым  отделиться от окружающих, обосноваться, сделать всё наперекор и вопреки. В 3 года проявляет себя поведенческий комплекс гордости за себя. Для ребёнка значимы не только само достижение, но и признание его окружающими. У ребёнка начинает развиваться воля, а это очень важно в развитии произвольного внимания.

В дошкольном периоде интересы ребёнка  начинают тесно связываться со взрослой жизнью, с тем, как дети эту взрослую жизнь воспринимают. Теперь их больше интересует поведение взрослых, чем игрушки. Однако, дети в этом возрасте не могут вести себя так же, как и взрослые, не могут выполнять те же функции. Противоречие и конфликтность феномена «Я сам» проявляется в данном случае в ещё большей степени. Тогда в действие вступает ведущая активность дошкольного периода - игровая деятельность ребёнка. Игра этого периода является сюжетно-ролевой. Этот тип игры в дошкольном возрасте очень глубоко и всесторонне изучен Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным и другими учёными. Важная линия генезиса игры связана с проблемой овладения ребенком собственным поведением. В сюжетно-ролевой игре необходимо возникает процесс подчинения ребенка определенным правилам. Л.С. Выготский указывал, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. Во время игры происходит развитие произвольности поведения и психических процессов. Главный парадокс игры состоит в зарождении функции контроля внутри свободной от принуждения, эмоционально насыщенной деятельности. В ролевой игре ребенок ориентируется на образец действия, с которым он сравнивает свое поведение, т.е. контролирует его. В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольного внимания. В дошкольном возрасте внимание приобретает опосредствованный, знаковый характер, становится высшей психической функцией . Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств, а потом происходит их «вращивание». Основные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. На основе практического, наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление, решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий. Современная отечественная система сенсорного воспитания организует активное овладение детьми раннего и дошкольного возраста общественным сенсорным опытом, способами определения многочисленных качеств и свойств предметов, такими, как форма, величина, цвет, вкус, запах, состояние предметов, положение в пространстве, отношения между предметами. Основным средством, помогающим ребенку выделить и распознать их, является система сенсорных эталонов (А.В. Запорожец)[5.]. Сенсорные эталоны -- это выработанные человечеством представления, общепринятые образцы тех или иных свойств и отношений предметов. Например, сенсорные эталоны формы предметов -- это геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, цилиндр и др. Эталоны цвета -- семь цветов спектра, белый и черный.

Информация о работе Возрастные особенности развития внимания