Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:08, реферат
Проблема развития внимания в разных возрастах всегда была и остаётся актуальной. Не только учёные-исследователи человеческой психики интересуются этим вопросом, но и обычные люди, знакомые с понятием «внимание». В детстве, например, многим говорят: «Ты невнимательный» или «у тебя ошибки из-за невнимательности». Что же это значит, внимание? В чём суть процесса? И какая существует разница между вниманием человека, поступившего в школу, и человека, уже закончившего её? Ответы на перечисленные вопросы я ищу в этой работе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания
1.1 Общая характеристика внимания
1.2 Особенности развития внимания
1.3 Основные функции внимания
1.4 Проблема изучения основных свойств внимания
ГЛАВА 2. Развитие внимания в начальной школе
2.1 Диагностика, коррекция и возможности саморазвития
2.1.1 Методики для диагностики
2.1.2 Методика проведения эксперимента, проба Бурдона
2.1.3 Порядок проведения диагностики
2.2 Результаты и их обсуждение
2.2.1 Исследование внимания
2.2.2 Примерные нормы и обратная связь
2.2.3 Анализ работ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ребёнок в этом возрасте обладает эгоцентричным мышлением, он уже мыслит про себя, но это мышление очень примитивно, и в нём не учитываются другие люди, ребёнок рассуждает только с собственных позиций.
Одним
из важнейших психических
Среди всех психических функций на первое место в дошкольном возрасте выходит память (Л.С. Выготский). Именно она преобладает в психике ребёнка, играет в ней очень важную роль. У ребёнка возникает своё мировоззрение, он стремится дать ответ на вопрос, откуда всё произошло. На протяжение дошкольного возраста у ребёнка закрепляется система мотивов. В начале дошкольного периода эти мотивы имеют бессознательный характер. К концу дошкольного периода у ребёнка появляются самые разнообразные мотивы деятельности : игровые, познавательные, нравственные мотивы. Важно то, что мотивы уже осознаются ребёнком. В мотивации ребёнка появляется определённая иерархия, что доказывает, что у ребёнка продолжает развиваться волевая сфера.
Часто говорят о кризисе семи лет у ребёнка. Ребёнок начинает терять свою детскую непосредственность, пытается вести себя как взрослый, часто противоречит родителям, хитростью пытается добиться своего в отношениях с ними. Он часто и много обращает внимание на себя, на свой внешний вид, старается не выглядеть «как маленький». Родителям обязательно нужно помочь ребёнку преодолеть эти сложные жизненные моменты, объяснять ему необходимость выполнения своих просьб и причины требований к нему, подталкивать ребёнка к самостоятельному поведению.
3.3 Младший школьный возраст
Поступление
в школу - очень важный период в
жизни каждого ребёнка. В его
жизни происходит серьёзный разрыв
- его вырывают из семьи, и в это
время важно подготовить
Важна не только социальная подготовленность ребёнка, но и уровень его психического развития. Ребёнок должен обладать уже к моменту вступления в школу некоторыми навыками, знаниями и умениями, чтобы не вступить в ряды отстающих и чтобы научиться максимально и качественно усваивать школьную программу.
В отечественной психологии такие учёные как Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин занимались проблемой «школьной зрелости», то есть того психического состояния ребёнка, которое бы сигнализировало о его готовности к обучению. В первую очередь это стремление быть школьником и наличие познавательного интереса. Обычно у детей, вот-вот готовых поступить в школу, этот интерес уже присутствует, многие дети, ещё не зная, что такое школа, очень хотят стать школьниками. Помимо этого, в понятие личностной готовности входит наличие развитой произвольной сферы, в частности, развитого произвольного внимания. Отсюда следует сделать вывод, что к моменту поступления в школу у ребёнка уже имеется полноценное произвольное внимание.
Младший
школьный возраст является переходным,
и ребёнок соединяет в своей
психике черты дошкольного
У
ребёнка изменяется взаимоотношение
процессов возбуждения и
При переходе к младшему школьному периоду главенствующим видом деятельности становится учение. В первые дни школьной жизни, ребёнок с удовольствием ходит в школу не потому, что испытывает огромный интерес к грамматике или математике, но он испытывает огромный интерес к новому виду жизни, отличающемуся от детского садика и дома. Также он испытывает интерес к познанию в общем, к поглощению новых знаний. Это замечательный период жизни ребёнка, и учителям и родителям необходимо как можно надолго задержать внимание ребёнка на учёбе, поддерживать его влечение к новым знаниям.
Обычно приспособление к школе длится от двух месяцев до одного года, и уже в середине первого класса ребёнок начинает терять свою первоначальную тягу к знаниям. Это происходит потому, что дети получают те или иные готовые знания и определения, которые необходимо запомнить и применять в нужных ситуациях. Как правило, специально не рассматривается потребность в этом знании. Естественно, что в таких условиях поле интеллектуального поиска ребенка невелико, познавательная самостоятельность существенно ограничена. На таких занятиях слабо формируются интересы к самому содержанию учебного материала. Поскольку же по мере привыкания к внешним атрибутам школы у ребенка гаснет первоначальная тяга к учению, то в результате нередко наступают апатия и безразличие. Чтобы их предотвратить желательно не только давать ребёнку готовые знания, но и предоставлять для его решения проблемы, ставить, разыгрывать различные ситуации, в которых он сможет продемонстрировать имеющиеся знания и навыки. Важно в это время обращать внимание ребёнка на себя, на то, как повышаются его знания, как он развивается, как растут его возможности.
В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.[11.] У школьников начинает развиваться теоретическое внимание. Одним из новых явлений в психике ребёнка выделяют интеллектуальную рефлексию. Ребёнок уже способен анализировать свои действия и поступки. Внимание ребёнка, как психическая функция, меняется. Продолжает формироваться произвольность внимания, и она формируется либо стихийно, в виде приспособления к новой для ребёнка учебной деятельности, либо осознанно и целенаправленно, как одно из средств самоконтроля.
С
первых дней школьного обучения предъявляются
чрезвычайно высокие требования
к вниманию, особенно с точки зрения
его произвольности, управляемости.
Произвольность проявляется в умении
сознательно ставить цели действия
и преднамеренно искать и находить
средства их достижения, преодолевая
трудности и препятствия. Ребенок
по указанию учителя должен направлять
и удерживать внимание на таких предметах,
которые не обладают чертами непосредственной
привлекательности или
3.4 Подростковый период и юнос
Подростковый период - это время окончания детства. Ребёнок сам сравнивает себя с другими и понимает, что он уже не просто школьник, а взрослый. Чувство взрослости -- это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность»[12.]. Подростковый период считается очень сложным, потому что на подростка сложно воздействовать. У него начинается половое созревание, повышается гормональный фон.
Многие учёные занимались периодом подростничества. Основополагающую лепту внёс Холл своим трудом «Взросление». Также о подростничестве писал К. Левин, в психоаналитическом ключе его рассматривали З. Фрейд и А. Фрейд, о нём писал Э. Эриксон. В отечественной психологии им интересовались Л.С. Выготский, Г.А. Цукерман, Л.И. Божович и другие видные учёные.
Даже
в целом нормально протекающему
подростковому периоду
Основной
деятельностью подростка
Отрочество
- прекрасное время усиленного развития
психических процессов. Так у
подростка качественно
На
развитие внимания в этом возрасте
влияют не только социальные условия,
но и сам возраст. Известно, что
в 13 - 15 лет у ребёнка наблюдается
повышенная утомляемость, он часто
и много устаёт. Его постоянная
раздражительность так же, как
и утомляемость может повлиять на
характеристики внимания. Так же внимание
снижается после перенесенных тяжелых
соматических заболеваний, черепно-мозговых
травм, а также при наличии
нервно-психических
Сложно
точно определить временные границы
юности. Юность знаменует переход
человека к взрослой жизни. Само слово
«взрослый» может толковаться по-разному.
С психологической точки
Подростка от юноши отличает внутренняя позиция по отношению к будущему. Подросток смотрит в будущее с позиции настоящего, а юноша смотрит на настоящее с позиций будущего. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив -- «аффективный центр» жизни юноши[2.].
Юность
- очень индивидуализированное
3.5 Взрослость
Взрослость - неоднозначное понятие. Оно включает в себя молодость, зрелость(акме), старение и старость. Взрослость - самая продолжительная часть жизни человека, и занимает примерно три четверти общей продолжительности жизни человека. Взрослость - это время совершения деяний, время расцвета человеческой деятельности, достижения жизненных целей. Взрослый человек имеет уже абсолютно другие жизненные приоритеты, по сравнению с юным человеком. Теперь он уже по-настоящему генеративен, то есть способен творить, это понятие максимально широкое и включает в себя и творение вещей, и созидание новых идей, и рождение детей. Взрослый человек постоянно стремится к новым достижениям, постоянно в работе и делах. А. Маслоу анализировал биографии известных взрослых личностей, которые самореализовались, и вот какие качества, присущие по-настоящему взрослым людям, он выявил : более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы; спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности); независимость от культуры и окружения; постоянная свежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения; демократический характер; нравственная убежденность; невраждебное чувство юмора; креативность[11.].
Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» (1969) подчеркивал, что психология среднего возраста -- сравнительно новая отрасль возрастной психологии. Она изучалась, с одной стороны, как своеобразный финал познавательной деятельности человека и, с другой стороны, как начало старения и угасания организма. Однако за последние десятилетия изучения периода зрелости, обнаружены значительные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, что привело к расширению диапазона зрелости -- с точки зрения ее продолжительности и потенциала[1.].
Что
касается психофизиологического
Однако уже в 1960 году, под руководством Б.Г. Ананьева было проведено комплексное исследование психофизиологической эволюции взрослых людей от 18 до 35 лет, оно выявило, что такое понятие приложимо к среднему возрасту. Позднее исследование было продолжено и исследовали более широкий диапазон людей - до 60 лет.
Развитие психофизиологических функций носит двухфазный характер. Первая фаза -- фронтальный прогресс в развитии функций -- наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости. Вторая фаза -- специализация психофизиологических функций -- начинает активно проявляться после 26 лет. Сложная, противоречивая структура развития психофизиологических и психологических функций взрослого человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня, отдельных функций и познавательных способностей. Для ранней зрелости характерны функциональные сдвиги познавательных процессов, своеобразные «пики» внимания, памяти, мышления. В период от 30 до 33 лет наблюдается высокое развитие внимания, которое снижается к 40 годам. Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации взрослых. Такая обобщенная личностная установка, как активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск информации, желание не останавливаться на достигнутом, положительно сказывается на уровне развития образного мышления. Установка на совершенствование своей профессиональной квалификации, систематическое обращение к специальной литературе способствуют развитию преимущественно вербально-логического мышления, а также образного и практического. В микропериод 51 - 55 лет на уровень качества внимания влияют личностные устремления человека, стремление к познавательной деятельности, желание постоянно узнавать новое.
Информация о работе Возрастные особенности развития внимания