Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как «умение учиться.», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Среди многообразия проблем современной психологии возрастные психологические особенности являются одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
1.1. Психологическая характеристика детей младшего школьного
возраста..........................................................................................................8
1.2 . Познавательное развитие детей младшего школьного
возраста……………………..........................................................................12
1.3. Ценность младшего школьного возраста.....................................................15
1.4. Особенности развития памяти, как одного из важных познавательных
процессов....................................................................................................17
1.5. Виды памяти младшего школьника и их особенности…………...............21

Глава 2. Исследование особенностей памяти младшего школьника, как одного
из важных психических процессов.
2.1. Организация и методы исследования….........................................................24
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 4.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

Комитет образования и науки Курской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Курский педагогический колледж Курской области»

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста

 

 

Выполнила:

студентка 4 Г курса

школьного отделения

 Букреева

Екатерина Викторовна

 

Руководитель:

Горбачева

Людмила Ивановна

Курск – 2011

 

 

 

 Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

1.1. Психологическая характеристика  детей младшего школьного   
         возраста..........................................................................................................8

1.2 . Познавательное развитие детей младшего школьного

         возраста……………………..........................................................................12 
1.3. Ценность младшего школьного возраста.....................................................15

1.4. Особенности развития  памяти, как одного из важных познавательных 
            процессов....................................................................................................17

1.5. Виды памяти младшего школьника  и их особенности…………...............21

 

Глава 2. Исследование особенностей памяти младшего школьника, как одного 
       из важных психических процессов.

2.1. Организация и методы  исследования….........................................................24

Заключение……………………………………………………………………….37

Список литературы………………………………………………………………39

Приложение……………………………………………………………………....

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как «умение учиться.», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Среди многообразия проблем современной психологии возрастные психологические особенности являются одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. 
   Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с системно-деятельностным подходом и личностно-ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, что предполагает более внимательное отношение к психологическому благополучию детей, к развитию у них познавательных психических процессов, к перестройке их с непроизвольного уровня на произвольный.

   В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. К концу младшего школьного возраста школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.  В настоящее время в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования  второго поколения дается характеристика «портрета» выпускника начальной школы, в котором младший школьник должен:

- иметь положительное  отношение к школе, чувство необходимости  учения; 
-  иметь чувство особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; 
- иметь представление о социально-политическом устройстве России, знать                                                                     
                                                                3 
государственную символику ( герб, флаг, гимн), государственные праздники;  
- уважать личность и ее достоинства, доброжелательно относиться к окружающим; 
- выполнять моральные нормы и требования школьной жизни; 
В программе А. Г. Асмолова  отмечается о необходимости развития у детей универсальных учебных действий, таких как: личностные( смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация), коммуникативных, познавательных и регулятивных. [3]

Поэтому учителю необходимо развивать все познавательные психические функции для формирования регулятивных и познавательных УУД  . Необходимы эти универсальные учебные действия:

В группе Личностные универсальных учебных действия учитель должен развивать умения, как:

- смыслообразование, т.е установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результомучения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.  
- самоопределение, т. е жизненный и профессиональный опыт. 
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.  
В группе Регулятивные универсальных учебных действия надо сформировать такие умения, как:  
- планирование  - определение последовательности  промежуточных целей с учетом конечного результата; составления плана и последовательности действий; 
- коррекция — внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с  эталоном, реально действия и его результата;  
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию  и к преодолению препятствий. 

 

 

                                                              4 
Группа Познавательные универсальные учебные действия включают:

общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:  
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов. 
Логические универсальные действия: 
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 
- подведение под понятие, выведение следствия; 
- построение логической цепи рассуждений; 
- выдвижение гипотез и их обоснование. 
Постановка и решение проблемы:  
- формулирование проблемы; 
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.  
В группе Коммуникативные универсальные учебные действия надо сформировать такие умения, как: 
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 
Таким образом, имеет важное значение  развитие познавательных  психических процессов у младших школьников в условии реализации стандарта второго поколения. Особое значение  приобретает  развитие мышления и логической памяти младшего школьника.

Следовательно тема выпускной квалификационной работы является актуальной. 
                                                                5 
В психологии память рассматривается как компонент общих и специальных

  психологических способностей. При факторном анализе  многочисленных познавательных функций она выделена как первичная умственная способность.

    Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.  По мнению Выготского Л. С без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности,  
ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и

 достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс

 человека без постоянного улучшения этой психологической функции немыслим.[6]

Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую 
способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений».

Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и индивидуальные.

  В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постоянно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредовованной.

   Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть возрастные психологические особенности  младшего школьника и особенности памяти как важного познавательного психического процесса.

  Задачи:

● изучить литературу по данной теме;

● подобрать адекватные методы изучения темы; 
            ● изучить ценность младшего  школьного возраста. 
          ● с помощью отобранных методов изучить возрастные психологические 

               особенности памяти младшего школьника.

          ● определить доминирующий вид памяти у младших школьников.

    Объект исследования: возрастные познавательные психологические

                                                               6 
   особенности развития  детей  младшего школьного возраста.

   Предмет исследования: особенности развития памяти в младшем школьном возрасте, как одного из важных  познавательных психических процессов.

   Гипотеза : исследования основана на предположении о том, что процесс развития памяти младших школьников будет эффективным, если будут созданы условия и использованы приёмы для её развития.

      Методологической основой: являются исследования Л. С. Выготского,  А. Н. Леонтьева, А. А. Смирнова, В. В. Давыдова, О. А. Андреева, Б. С. Волкова, К. П. Мальцевой и др.

   По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 7

Глава 1. Психологические особенности детей младшего 
                     школьного возраста 

1.1. Психологическая  характеристика детей младшего   школьного возраста

   Как отмечает В. В. Давыдов, младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего  и обязательного неполного и полного среднего образования. [9]

Что же происходит с ребенком, когда он приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью.  
   Как отмечал Б. С. Волков границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. [5]

   Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании как в прежних формах отношений, так и в учебной деятельности. Изменяется статус ребенка как в обществе, так и в семье: он ученик, ответственный человек. Усваиваемые школьником эффективные средства общения в первую очередь определяют отношение к нему окружающих людей.

 Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.

     По определению Л.С. Выготского «Учебная деятельность — это один из видов деятельности обучающихся,направленный на усвоение ими теоретических знаний, умений и навыков.»[6]

                                                            8

  Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию.

    Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития младшего школьного возраста  не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

 Л.С. Выготский отмечал, что каждая деятельность характеризуется по ее предмету. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность.[6]

     Структура учебной деятельности ( по Д. Б. Эльконину):

1) мотивация учения —  система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл;

2) учебная задача т. е. система заданий, при выполнении  которых ребенок осваивает наиболее  обшие способы действия; 
3) учебные действия —это  те действия, с помощью которых усваивается учебная задача, т. е. все те действия, которые ученик делает на уроке; 
4) действия контроля — те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи; 
5) действие оценки — те дейстаия, с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи.[34] 
    Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, впервые отношения «ребенок — учитель» становится отношением «ребенок — общество». В  учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. [34].

Информация о работе Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста