Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 09:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как «умение учиться.», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Среди многообразия проблем современной психологии возрастные психологические особенности являются одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
1.1. Психологическая характеристика детей младшего школьного
возраста..........................................................................................................8
1.2 . Познавательное развитие детей младшего школьного
возраста……………………..........................................................................12
1.3. Ценность младшего школьного возраста.....................................................15
1.4. Особенности развития памяти, как одного из важных познавательных
процессов....................................................................................................17
1.5. Виды памяти младшего школьника и их особенности…………...............21

Глава 2. Исследование особенностей памяти младшего школьника, как одного
из важных психических процессов.
2.1. Организация и методы исследования….........................................................24
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 4.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

                                                              24

  Методика « Диагностики типа памяти»  (приложение 5) 
Количество тестируемых: 20 человек.

О преобладающем типе памяти можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти С:

С = (А/10) • 100%,

где А – количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было более успешное воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к 100%, тем лучше развит у испытуемых данный тип памяти.

Уровни запоминания:

- высокий – 90-100%; 
- средний – 60-80%; 
- низкий – менее 20-50%. 
  Констатирующий эксперимент.  
Проводимая методика позволила определить ведущий тип памяти в процессе обучения младших школьников. Детям предлагалось записать на отдельных карточках четыре ряда слов. Результаты по данной методике таковы: 
      - Слуховая 44%


          - Зрительная 20,5%


           -  Моторно-слуховая 20,5%                                                 


         - Комбинированая 15%


 

 

     По результатам исследования можно сделать вывод.

           У 50% учащихся была выявлена высокая слуховая память. Дети положительно относятся к учебе, любят выполнять разнообразные задания на слух,  учебный материал усваивается легко, проявляют интерес к новому  
материалу. 
     30% учащихся имеют средний уровень зрительной и моторно-слуховой

      памяти. Ребенок положительно относиться к  учебе, предъявляемые требования воспринимают адекватно, хорошо развита зрительная и моторно-слуховая     
                                                                      25                                                      
память, полностью овладевают программой,прилежные, внимательно слушают задания. 

           20% учащихся имеют низкий уровень комбинированной памяти.  Дети характерно положительно относятся к учению, но интересными являются первые уроки физической культуры. На уроках не могут долго сидеть спокойно и ждут звонка, прослушивают задания учителя, запоминают поверхностно

    первые предложения.

        По результатам можно сделать вывод, что у учащихся младшего школьного возраста преобладает слуховая память 44%. Дети положительно относятся  к                                                                

       учебе, любят выполнять разнообразные задания на слух, учебный материал  усваивается легко. Менее развита комбинированная память. Детям характерно положительное отношение к учебе . На уроках не могут сосредоточиться, сидеть спокойно и ждут звонка.

 

Методика для «Диагностики опосредованной памяти»

( приложение 6).

Данная  методика позволила выявить эффективность опосредованного запоминания и проанализировать характер ассоциаций. Зачитываются слова и словосочитания, а ребенок должен их изобразить. Результаты представлены наглядно.

Испытуемый: учащиеся 2 «Б» класса Золотухинской средней общеобразовательной школы. Максим П.

За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку слово или словосочетание ребенок получает 1 балл.

Максимальная оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова.                                                              

 Минимально возможная оценка – 0 баллов. Она соответствует тому случаю  
если ребенок не смог вспомнить по своим рисункам ни единого слова или не сделал к слову рисунок.            

                                                                26

                                                                                                    

Заданные выражения

Рисунки и объяснение испытуемого

Количество баллов

Веселый праздник

Человек радуется и у него есть воздушный шарик – веселый праздник.

 

1

Богатство

Нарисована гора денег - богатство.

1

Дружба

Два человека пожимают друг другу руки – дружба.

 

1

Беззубый дед

 

0

Сердитая учительница

У учительницы открыт рот, значит она ругается, а еще грозит указкой – сердитая учительница.

 

 

1

Любовь

Нарисовано сердце – любовь.

 

1

Смелый поступок

Маленький человечек не побоялся большого и заступился за друга.

 

 

1

Болезнь

Человек лежит в постели, ему плохо – болезнь.

 

1

 

 

 

Страх

Ему страшно, и он кричит - страх

 

1

Счастье

Человек улыбается, ему весело – веселье.

 

0


                                                         27   

 

                                                              
10 баллов – очень высоко развита опосредованная слуховая память.

9 баллов – высоко развита  опосредованная слуховая память.                                                              

8-6 баллов – средне развита опосредованная слуховая память                                                                                                                  

5-2 балла – низко развита  опосредованная слуховая память.

0-1 балл – слабо развита  опосредованная слуховая память.

Испытуемый Максим П. набрал 8 баллов, следовательно, у него средне развита опосредованная слуховая память.

 

Методика  для « Диагностики долговременной памяти» (приложение 7). Проводимая  методика позволила определить эффективность  запоминания и долговременность слуховой памяти. Детям предлагалось записать ряд слов, после  10 минутного  перерыва. Результаты представлены в виде диаграммы.                                                                                                                                          

Количество тестируемых: 20 человек.

О преобладающем типе памяти можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти С:

С =  А / B●100 %

где А – Общее количество слов; 
      В — количество запомнившихся слов; 
      С — коэффициент долговременной памяти.

Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было более успешное воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к 100%, тем лучше развит у испытуемых данный тип памяти.

Уровни запоминания:

- высокий – 75 — 100%;

       - средний – 50 — 75% 
-    - низкий – 30 — 50 %  

   - ниже 30% - очень низкий уровень

 

 

 

                                                                  28

                                                     

.                                                       

          - 65%


      - 35%


                                                                             

      Из  диаграммы, что 65% от количества испытуемых имеют средний уровень запоминания. Это означает, что учащиеся положительно относятся к учебе, прилежны, внимательно слушают задания.  
        35%  от количества испытуемых  имеют низкий уровень запоминания. Это означает, что  ребенок отрицательно относится к учебе, часто нарушает дисциплину, к урокам готовится не регулярно, нуждается в контроле  со стороны учителя. 
  В тоже время низкий уровень запоминания составляет 35 %.

Средний уровень памяти преобладает у 65% учащихся. И 25% составляет низкий уровень запоминания, что говорит о том, что есть потенциал для формирования высокого уровня запоминания.  

2. Формирующий  эксперимент. 
    Любой учитель хотел бы видеть своих учеников творчески мыслящими, ищущими, стремящимися к новым знаниям. В современной школе ЗУНы не могут быть единой педагогической целью — школа призвана всемерно развивать психологические, познавательные и творческие возможности учащихся и воспитывать взрослеющую личность. А это значит, что 
 
                                                                    29

кардинальному изменению должна быть подвержена та часть урока, которая связана с введением новых знаний. На уроке все должно быть иначе: и психологическая атмосфера, занятий, и учебное содержание , и методика преподавания, нацеленная на то, что учащиеся должны « открывать» знания, а

 не получать их в готовом виде. Например в период  государственной практике на уроке литературного чтения по теме « Н. Носов на горке» мы использовали: иллюстрации к фрагментам из рассказа, аудио запись с рассказом. ( фрагмент урока см.  приложение 4)

Именно активная деятельность учащихся позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком « открытия» этого материала самими обучающимися.

     Поэтому на этапе формирующего эксперимента нами проводилась работа по развитию памяти младшего школьника.В качестве примера приведен фрагмент урока русского языка во 2 классе.(  фрагмент урока см. приложение 1)  
   На данном уроке учитель вначале загадывает загадки, а дети отвечают. Через 15 минут дети записывали отгадки в той  последовательности, в которой давал учитель загадки. Это побуждала учащихся к осознанию запоминанию.  На уроках мы использовали диалоговое обучение.  Например, на уроке русского языка детям предлагалось списать по памяти с доски четверостишие  А. Блока  и самостоятельно вставить правильные орфограммы и их проверить. Решение этой задачи дети делали самостоятельно, это побуждает учащихся к активной деятельности на уроке. После этого имел место диалог учителя с учащимися с целью выяснения смысла  содержания текста и проверки поставленной задачи. ( фрагмент урока см. в приложении 2)  
     Развитие памяти младшего школьника на внеклассных занятиях нами были использованы игровые ситуации. Одним из наиболее действенных приемов

 развития памяти является игра. При включении ребенка в ситуацию игры  интерес к учебной деятельности возрастает, повышается мыслительная активность. Так мы на внеклассном занятии использовали игру «  Заметь и запомни» (  фрагмент занятия см. приложение 3).

Суть её заключается в том что, на стол выкладываются 10 различных предметов

                                                                30

 и прикрываются газетой. Затем, приоткрыв их на 10 сек., снова закрываем и предлагаем ребенку их перечислить. Это способствует развитию зрительной памяти, наблюдательности, потому что ребенок должен запомнить количество и месторасположения  предметов. После чего дети отвечали, какие предметы были  убраны и какие были переложены на другое место.

На литературном чтении по теме « Н. Носова На горке»  мы старались  формировали  некоторые умения из разных групп универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных , познавательных и регулятивных.

Например, личностное умение

- «смыслообразования»  через прослеживание « судьбы героя» Котьки; 
- «самоопределения» и «самопознание» на основе сравнения « Я» с героями                                                              

 литературных произведений по средствам эмоциональной идентификации 
  ( задавался вопрос:  похожи ли вы какими-то качествами  на этого героя?) 
- умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.( для пересказа дети делили текст на абзацы, выделяли в каждом главную мысль и озаглавливали каждый абзац или часть и по этому плану пересказывали.)                                                              
Важнейшей функцией восприятия является трансляция духовно-нравственного опыта общества через системы социальных личностных смыслов раскрывающих нравственное значение поступков героев произведения.  
Организовывала домашнее задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками.

До окончания урока мы давали детям объяснения домашнего задания, разбирали его  на примере одного из заданий.

Составляли примерный план для написания дома сочинения по картине  В.   Васнецова « Три богатыря».

Контрольное исследование.

Мы  проводили повторно с учащимися коррекционные работы  по  методикам «Диагностика типа памяти», «Диагностика опосредованной памяти», «Диагностика долговременной памяти».

                                                                     31 
Цель повторного исследования: проверить, изменились ли результаты по

 сравнения с первым исследованием.

  • Методика « диагностика типа памяти».

Слуховая – 49%.

Зрительная – 23%.

Моторно-слуховая – 23%.

Комбинированная – 18%.      

      - Слуховая 49%              

Информация о работе Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста