Возраст младшего подростка и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Подростковый возраст (отрочество) – период онтогенеза (от 10-11 до 15
лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. В историческом
плане выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени в
становлении человека произошло в промышленно развитых странах в XIX-XX
веках

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. «Возраст младшего подростка и его особенности» .………………… 4
2. «Развитие психических процессов в подростковом возрасте» ……. 8
3. «Основные противоречия как источник развития личности
подростка» ………..………………………….……………………………... 10
4. «Чувство взрослости подростка и его особенности»………………... 12
5. «Формирование личности подростка в ведущей учебной
деятельности»………………………………………………………………... 15
Заключение ……………………………………………………………….. 20
Список используемой литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. Возраст младшего подростка и его особенности.docx

— 44.94 Кб (Скачать файл)
  1. познавательные, которые определяют отношение подростков к содержанию учения, желание учиться и стать образованным:
    • широкие познавательные мотивы (появляются как интерес к новым занимательным фактам и закономерностям);
    • учебно-познавательные мотивы (направлены на усвоение способов знаний);
  2. мотивы самообразования;
  3. социальные мотивы (стремление быть полезным обществу);
  4. позитивные мотивы (стремление занять достойное место в классе);
  5. мотивы социального сотрудничества (направленность на взаимодействие с партнером).

     К психофизиологическим процессам  относятся особенности возбуждения  и торможения, их соотношение, работоспособность, скорость реакций, темп и ритм  деятельности. Отмеченное, безусловно, не является нейтральным для выполнения учебной деятельности, поскольку влияет на усидчивость, утомляемость, выносливость, скорость понимания. Поэтому причиной неуспеваемости могут быть низкая работоспособность, слабость нервных процессов, которые обусловливают быструю утомляемость, низкий темп выполнения задания (например, списывая с доски или анализ условий задач на контрольной работе). Утомляемость подростка проявляется в вялости или суетливости, поспешности, при которых ему бывает трудно тщательно выполнять работу (например, писать сочинение, проверять ошибки, вспомнить правила). Психофизиологические свойства составляют основу темперамента и влияют как на учебную деятельность, так и на поведение в целом.     Психологические причины неуспеваемости связаны прежде всего с особенностями ощущений и восприятий (схватывающий и детализирующий тип восприятия, избирательность восприятия, особенности развития слухового или зрительного анализатора), памяти (умелое использование приемов запоминания, характер забывания, установка на долговременное и прочное запоминание, активное использование типа запоминания и пр.), особенностями мышления и качества ума (гибкость, скорость, широта и глубина ума и пр.), внимание (объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость, концентрация).

     Кроме психологических особенностей  на успеваемость подростка влияет  его отношение к школе, учителю  и позиция ученика.

     В некоторых случаях слабо  развитые память и мышление  в сочетании с психофизиологическими  особенностями – низкой работоспособностью, низким темпом выполнения и  т.д., но ответственным отношением  к учению могут компенсировать  в определенной мере то, что  не зависит от регуляции школьника. Однако часто это повторяться  не может, и тогда происходит  срыв: подросток вновь оказывается  неуспевающим.

     К причинам неуспеваемости подростка также относятся: психосоматические (заболевание, плохое самочувствие), психолого-педагогическая запущенность (подросток предоставлен сам себе, его никто не контролирует, он уходит гулять когда хочет и на сколько хочет), организационно-педагогические (неудачная расстановка кадров, контингент учащихся в классе (большинство слабоуспевающих), психологические, зависящие от самого ученика (разболтанность, неусидчивость, широкие, но неглубокие интересы, которые часто меняются).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Таким образом, в курсовой работе  был рассмотрен подростковый  возраст       11-15 лет. Ведущей  деятельностью подростков являются  интимно-личностные отношения.

     Психологическое новообразование  – это чувство взрослости, оно  проявляется в деятельности, в  которой изменяются потребности  подростка, преобразуется его самосознание, приобретает новый характер социализация. Учебная деятельность способствует  развитию мышления подростка, поскольку  для решения проблемных ситуаций  необходимо уметь планировать  свои действия, принимать решения, искать более сложные способы  овладения информацией.

     Подростковый возраст обычно  характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаще  как возраст полового созревания.

     У современного ребенка все  линии развития разошлись. Теперь  мы наблюдаем сначала половое  созревание, затем органическое, и  спустя некоторое время – социальное. Это расхождение и обусловило  возникновение подросткового возраста.

     Подростковый возраст, согласно взглядам Л.С.Выготского, самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях «имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.

В.Г.Казанская «Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей». – СПб.: Питер, 2006.

2.

Е.М.Лысенко «Возрастная психология» – М., 2006.

3.

Кон И.С. «Психология старшеклассника» – М. «Просвещение», 1980.

4.

Л.Ф.Обухов «Возрастная психология» – М., 1999.

5.

Мир детства: Подросток под ред. А.Г.Хрипковой – М.: Педагогика, 1982.

6.

Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

7.

Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. проф. Г.Г.Арокелова – М.: «Высшая школа», 1990.


 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Возраст младшего подростка и его особенности