Воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения». Именно благодаря воображению, в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.
Современный отечественный философ Э.В. Ильенков писал «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве…

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретическая часть..................................................................................4
1.1. Понятие о воображение и его связь с другими психологическими процессами...............................................................................................................4
1.2. Психологические механизмы воображения...................................................7
1.3. Виды воображения и их характеристика........................................................9
1.4. Первые проявления воображения малыша в раннем возрасте...................13
1.5. Основные направления развития воображения дошкольника...................15
1.6. Руководство развитием воображения в различных видах..........................17
Глава 2. Практическая часть.................................................................................19
2.1. Проведение игр для развития воображения у детей дошкольного возраста, их анализ................................................................................................19
2.2. Проведение диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста, оценка и анализ........................21
Заключение ….......................................................................................................22
Список использованной литературы.................................

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

-Игра «  Режим дня»:

  • Цель данной игры представлять и воображать действия, которые выполняет ребенок в течении дня (умывается, чистит зубы, завтракает,

20

одевается, идет гулять, обедает, ложится спать, рисует и.т.д)

  • В ходе ее проведения мальчики и девочки в игровой форме показывали различные действия, которые они делают в течении дня.

Данная игра так заинтересовала детей, что при  показе действий они рассказывали о том, что они кушали, где гуляли, что и как рисовали и.т.д), игра была проведена на отлично. 

(Все 3 игры  собственного сочинения)

2.2 Проведение  диагностических методик для  изучения уровня развития воображения  у детей дошкольного возраста, оценка и анализ.

          Диагностика по методике Дьяченко О.М. «Художник»:

Цель диагностики: исследовать способности детей, и определить их уровень воображения  по 5-бальной шкале, затем перевести  баллы в процентное соотношение;

Диагностика проводилась с 5-ю детьми из старшей подготовительной группы (в приложении смотреть карточку, для проведения данной диагностики);

Тестирование  дало следующие результаты:

 

Разнообразие рисунков(отсутствие повт.)

Оригинальность

Сложность(сюжет, завершенность)

Цветовое разнообразие

Итого

в %

Сережа

4

5

4

4

68%

Марина

3

5

3

4

60%

Альбина

3

4

4

3

56%

Дима

5

5

5

5

100%

Рома

5

5

4

3

68%


 

 По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

С заданием дети справились неплохо, в процентном соотношении средний

21

уровень развития воображения  детей составил приблизительно 70%, при том что данная группа детей  на протяжении нескольких лет посещала развивающие занятия. При оценке работ я заметила что у мальчиков  воображение более развито чем  у девочек, так, как работы мальчиков более интересны, красочны, и оригинальны.

У одного ребенка  уровень развития воображения оказался очень высоким его результат  составил 100%, так как все его  рисунки были разнообразными, по своему оригинальными, было использовано большое количество цветов и видна завершенность каждого из рисунков.

Двое детей  получили 68%, их уровень можно назвать  средним, в данных работах было скудным  цветовое решение и присутствовало повторение некоторых элементов.

Низкий уровень  развития воображения оказался у девочек, у них набралось приблизительно 50-60%, во время проведения диагностики они очень долго сидели без дела, прежде чем начать рисовать. Качество работ я оценила на 3+, так как в них отсутствовала завершенность, а разнообразие и оригинальность вообще были проявлены по минимуму.

Вот такие  результаты показало данное исследование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных  психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Творческие  способности определяются как индивидуальные особенности качества человека, которые  определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления.

Воображение играет в жизни человека значительно  большую роль, чем иногда это осознается. Без воображения немыслима творческая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00061678_0.html

2.http://www.bestreferat.ru/referat-115682.html

3.Столяренко  Л.Д. Основы психологии. Ростов  н/Д.: Издательство «Феникс», 1997, -365.

4.Урунтаева  Г.А. Дошкольная психология. М., 1996г.

5.Слободчинков  В.И., Исаев Е.И. Психология человека  — М., 1995г., с. 305-312.

6.Дьяченко О.М. Развитие воображения. - М., 1996.

7.Запорожец А.В. Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М., 1964.

8.Маклаков А.Г. Общая психология. - М., 2005.

9.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2007.


Информация о работе Воображение