Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:38, курсовая работа
Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения». Именно благодаря воображению, в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.
Современный отечественный философ Э.В. Ильенков писал «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве…
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретическая часть..................................................................................4
1.1. Понятие о воображение и его связь с другими психологическими процессами...............................................................................................................4
1.2. Психологические механизмы воображения...................................................7
1.3. Виды воображения и их характеристика........................................................9
1.4. Первые проявления воображения малыша в раннем возрасте...................13
1.5. Основные направления развития воображения дошкольника...................15
1.6. Руководство развитием воображения в различных видах..........................17
Глава 2. Практическая часть.................................................................................19
2.1. Проведение игр для развития воображения у детей дошкольного возраста, их анализ................................................................................................19
2.2. Проведение диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста, оценка и анализ........................21
Заключение ….......................................................................................................22
Список использованной литературы.................................
-Игра « Режим дня»:
20
одевается, идет гулять, обедает, ложится спать, рисует и.т.д)
Данная игра так заинтересовала детей, что при показе действий они рассказывали о том, что они кушали, где гуляли, что и как рисовали и.т.д), игра была проведена на отлично.
(Все 3 игры собственного сочинения)
2.2 Проведение
диагностических методик для
изучения уровня развития
Диагностика по методике Дьяченко О.М. «Художник»:
Цель диагностики: исследовать способности детей, и определить их уровень воображения по 5-бальной шкале, затем перевести баллы в процентное соотношение;
Диагностика проводилась с 5-ю детьми из старшей подготовительной группы (в приложении смотреть карточку, для проведения данной диагностики);
Тестирование дало следующие результаты:
Разнообразие рисунков( |
Оригинальность |
Сложность(сюжет, завершенность) |
Цветовое разнообразие |
Итого в % | |
Сережа |
4 |
5 |
4 |
4 |
68% |
Марина |
3 |
5 |
3 |
4 |
60% |
Альбина |
3 |
4 |
4 |
3 |
56% |
Дима |
5 |
5 |
5 |
5 |
100% |
Рома |
5 |
5 |
4 |
3 |
68% |
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
С заданием дети справились неплохо, в процентном соотношении средний
21
уровень развития воображения детей составил приблизительно 70%, при том что данная группа детей на протяжении нескольких лет посещала развивающие занятия. При оценке работ я заметила что у мальчиков воображение более развито чем у девочек, так, как работы мальчиков более интересны, красочны, и оригинальны.
У одного ребенка уровень развития воображения оказался очень высоким его результат составил 100%, так как все его рисунки были разнообразными, по своему оригинальными, было использовано большое количество цветов и видна завершенность каждого из рисунков.
Двое детей получили 68%, их уровень можно назвать средним, в данных работах было скудным цветовое решение и присутствовало повторение некоторых элементов.
Низкий уровень развития воображения оказался у девочек, у них набралось приблизительно 50-60%, во время проведения диагностики они очень долго сидели без дела, прежде чем начать рисовать. Качество работ я оценила на 3+, так как в них отсутствовала завершенность, а разнообразие и оригинальность вообще были проявлены по минимуму.
Вот такие результаты показало данное исследование.
Заключение
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Творческие способности определяются как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления.
Воображение
играет в жизни человека значительно
большую роль, чем иногда это осознается.
Без воображения немыслима
Список использованной литературы
1.http://otherreferats.
2.http://www.bestreferat.ru/
3.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997, -365.
4.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1996г.
5.Слободчинков
В.И., Исаев Е.И. Психология
6.Дьяченко О.М. Развитие воображения. - М., 1996.
7.Запорожец А.В. Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М., 1964.
8.Маклаков А.Г. Общая психология. - М., 2005.
9.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2007.