Воображение детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: доказать эффективность разработанной психолого-педагогической программы развития воображения детей раннего возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Воображение как познавательный психический процесс 6
1.2. Анализ подходов к проблеме развития воображения детей раннего возраста в отечественной и зарубежной психологии 9
1.3. Особенности воображения детей раннего дошкольного возраста 15
ГЛАВА II. ИССЛЕДOВAНИЕ OСOБЕННOСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВOЗРAСТA 22
2.1. Описание и обоснование методов исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования особенностей воображения детей
раннего возраста (констатирующий этап эксперимента) 25
2.3. Психолого-педагогическая программа развития воображения у детей
раннего возраста (формирующий этап эксперимента) 29
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курс 2 Особ ВООБРАЖЕНИЯдетей раннего возраста Исакова авг 2012.doc

— 576.50 Кб (Скачать файл)

Перечисленные феномены были обнаружены у детей  раннего возраста в исследовании, проведенном Н.Н. Палагиной. Ею установлено, что «воображение предстает как спонтанная познавательная активность ребенка раннего возраста по созданию новых представлений в следующих показателях» [18].

У детей второго года жизни наблюдается развитие доречевых форм фантазии. В действиях с предметами это проявляется:

- при комбинировании  предметной среды: перемещение и соединение предметом, варьирование действий с одним и тем же предметом;

- в участии  ребенка в мнимых ситуациях,  создаваемых взрослым посредством  реальных движений тела ребенка  («скачет», «падает») или условными  действиями («ку-ку», «коза»);

- в освоении  условных действий, использовании  предмета в неосвоенной для  него функции; действиях, адресованных  рисунку или удаленному объекту;

- в проявлении  активность типа «Покажи, как»  – изображение персонажа действием.  Уточнение (детализация) сообщений и требований взрослого условными действиями «Вот так, да?» [18].

В речевом  общении развитие воображение детей  второго года жизни проявляется:

- в изображении  бытовых ситуаций условными действиями  с игрушкой и звукоподражанием;

- в одушевлении предметов, словесных обращениях к ним;

- в создании  рассказов-интерпретаций, которые  дополняют нечетко воспринимаемые  события [18].

У детей третьего года жизни начинают развиваться словесные формы воображения.

В действиях с предметами это проявляется в том, что ребенок:

- придает сюжетные  значения действиям с предметами: переходит от предметной игры  к сюжетной и обратно;

- моделирует  в игре впечатления из разных  источников: текущие события, прежние  впечатления, разговор окружающих, книги и телепередачи;

- делает попытки  моделировать социальные отношения,  создавать общие схемы ролевого  сюжета и варианты ее выполнения;

- сопереживает  персонажам и демонстрирует личностное  включение в разыгрываемый сюжет;

- изменяет сюжет  под действием эмоций, создает собственные варианты концовок [18].

В речевом общении детей третьего года развитие словесных форм воображения проявляются:

- в создании  мнимой ситуации посредством  речи и условных действий без  предметов;

- в словотворчестве:  создании словесных сюжетов по  аналогии;

- в игровом  отношении к речи: переносы речевых  форм, варьирование звуков и интонаций,  моделирование диалогов;

- в вариативности  позиции игрушки, «несговорчивости  ее характера», диалоге с нею;

- в фантазийной  лжи.

На четвертом году воображение ребенка характеризуется детализацией и обособлением фантазийных образов, формированием механизма отстранения, умения наблюдать образы как бы со стороны.

В игровых действиях с предметами это проявляется:

- в игре образами, преувеличении и преуменьшении их;

- в создании фантастических образов и обобщенных образов-идеалов;

-  в варьировании  действий, придании им сюжетных  значений и условных правил;

- в легкости  и свободе при создании мнимых  ситуаций;

- в личностном включении в воображаемые события с учетом заданных условий и обстоятельств;

- в появлении  игры режиссерского типа [18].

В словесном общении детей 4-го года воображение проявляется:

- в детализации сюжета логически связанными действиями, ролевыми фразами, рассказами о «прошлой жизни» и намерениях игрушек-персонажей;

- в словесном  описании образов-представлений;

- в придумывании  имен и названий знакомым предметам  и людям;

- в варьировании  слов в форме понятной для  окружающих и в сокращенном  произношении;

- в развертывании  коротких сообщений в сюжетный  рассказ с описанием предыдущих и последующих событий;

- в уменьшении  фантазийной лжи [18].

Таким образом, воображение детей раннего возраста имеет свои особенности. Воображение ребенка раннего возраста очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны – непроизвольным характером. Характерными признаками воображения у детей раннего возраста выступают создание новых образов, мнимых ситуаций, их вариантность и развитие словесных форм воображения. Эти признаки соответствуют основным характеристикам воображения детей раннего возраста, проявляющимся в игровой деятельности: способности воссоздать целостный образ-представление по отдельным элементам; создавать мнимые ситуации путем перекомбинирования элементов прошлого опыта и моделирования действительности игровыми средствами; способности остраняться и видеть воображаемое как бы со стороны.

Критериями  для оценки уровня словесных форм воображения детей раннего возраста (по Н.Н. Палагиной) являются способность воссоздать целостный образ-представление: 1) с опорой на словесную инструкцию, 2)без опоры на действия, 3) на основе заданного сюжета.

Воображение ребенка  раннего возраста зависит от уровня развития игровой деятельности, которая  у детей раннего возраста организуется в форме взаимодействия, сотрудничества взрослого и ребенка. Следовательно, процедура исследования воображения детей раннего возраста должна предусматривать не простое тестирование, но взаимодействие взрослого с ребенком в игровых формах поведения.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ИССЛЕДOВAНИЕ OСOБЕННOСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВOЗРAСТA

 

2.1. Oписaние  и oбoснoвaние метoдoв исследoвaния

 

Исследование  проводилось на базе МБДОУ ЦРР – детский сад № 7 «Ёлочка» г. Ханты-Мансийска. В нем приняли участие 16 детей второй младшей группы, средний возраст детей 3 года 6 мес.

Для определения уровня развития словесных форм воображения использовались три методики, разработанные Н.Н. Палагиной для детей 4-го года жизни [18].

Первая  методика «Моделирование словесных  сюжетов игровыми средствами».

Цель: выявление уровня развития словесной формы воображения с опорой на словесную инструкцию, проявляющейся в умении составить игру по сюжетной схеме рассказа.

Материал:

- устное изложение сказки «Теремок» по С.Я. Маршаку;

- согнутые пополам лист картона или газета в три слоя для постройки теремка. Сюжетные игрушки, соответствующие персонажам сказки: мышка, лягушка, зайка, медведь. Игрушки, не соответствующие сюжету: а) баран, б)свинка, в) кубик.

Методика  выявления уровня развития воображения  ребенка.

Высокий уровень (3 балла). Выяснив желание ребенка послушать сказку, взрослый выразительно рассказывает ее, изображая, как звери подходили и как стучали в теремок; побуждает ребенка тоже показывать эти движения, спрашивать и отвечать по тексту. По окончании рассказа взрослый создает игровую ситуацию: «Вот бы хорошо твоим игрушкам теремок построить, обрадовались, прибежали бы и тоже постучали, кто-кто в теремочке живет? И баранчик пришел бы, и свинка, и кубик».

Поведение ребенка: Помогает сооружать теремок, изображает походку, диалоги и сюжетные действия персонажей, придумывает или повторяет  диалоги с новыми игрушками, сохраняя схему их взаимодействия; изображает, как медведь развалил теремок.

Средний уровень (2 балла). Если ребенок не может развернуть игру, взрослый строит теремок и изображает желание игрушек постучаться и жить в нем. Ребенок продолжает игру самостоятельно, а взрослый лишь подсказывает характеристики и действия новых персонажей: а) «Вон баранчик круторогий хочет войти в теремок. Как он постучит? А ему ответят: Я, мышка-норушка, еще кто?», б) «А еще идет к вам свинка-толстушка», в)«Кубик-перевертыш».

Низкий  уровень (1 балл). Ребенок не может развернуть игру. Взрослый строит теремок и диалогами персонажей побуждает ребенка показать, как каждый из них вошел в теремок, в том числе и новые игрушки.

Вторая  методика «Телефон без абонента».

Цель: выявление  уровня развития словесной формы воображения без опоры на действия, проявляющуюся в умении представить партнера в телефонном разговоре и вести с ним диалог.

Материал: Телефонный аппарат с трубкой или сотовый телефон.

Методика  выявления уровня развития воображения  ребенка.

Высокий уровень (3 балла). Взрослый обращает внимание ребенка на телефон и предлагает позвонить домой или к маме на работу и задает ситуации намеком: «Можешь позвонить маме: а) может, она скоро придет; б)может, купит что-нибудь вкусненькое; в) а дома, наверное, мультфильм включите и вместе посмотрите».

Поведение ребенка: Заинтересован идеей поговорить. Берет трубку, набирает номер, говорит: «Алло», сменой интонации и словами передает свой вопрос и ответ мамы. Добавляет детали в ответе: «Подожди, вот работу закончу, (или) денег нет, вот получу – тогда куплю» и т. д.

Средний уровень (2 балла). Начинает разговор по телефону, но не может развернуть сюжет (сформулировать вопросы). Взрослый своими вопросами побуждает ребенка сказать о том, что ответила мама и подсказывает, о чем спросить у нее (без формулировки вопроса): а) «Спроси, она скоро придет? Что сказала мама»?; б) «А вкусненького купит? Что купит, сказала?»; в) «Спроси, мультик будет сегодня? Мама как ответила?».

Низкий  уровень (1 балл). Ребенок не может начать разговор по телефону. Взрослый  подсказывает  формулировки  всех  вопросов,  побуждая  ребенка отвечать за  маму.  «Скажи: мамочка, ты скоро приедешь?... А она что сказала: приду?» и т.д.

Третья  методика «Режиссерская игра».

Цель: выявление  уровня развития словесной формы воображения на основе заданного сюжета, проявляющуюся в умении обособить позиции персонажей, изобразить особую, альтернативную позицию игрушки, вести диалог с нею.

Материал: 4 куклы, оформленные по-разному: в одежду взрослого (мужчины и женщины), ребенка и доктора. Колясочка, посуда, шприц.

Методика  выявления уровня развития воображения.

Высокий уровень (3 балла). Пока ребенок рассматривает игрушки, задает ему вопросы и игровые ситуации: а) «Зачем кукол по-разному сделали? Кто они? (доктор, мама (папа) и дочь)»; б) «А как же играть с ними? Тогда ты им не мама или папа? Кто ты им? (тетя (дядя), бабушка (дедушка), знакомая (знакомый), воспитательница детсада)»;  в) «Если заплачет  малыш,  кто его будет качать,  успокаивать?»,  «А  если  кушать  хочет – его покормит?», «А заболеет – кто его полечит, прививку сделает?». Пока мы с тобою разговариваем, малыш плачет: а) маму (папу) зовет... б) наверное, кушать хочет... в) а может, заболел?..».

Поведение ребенка: По-разному играет с персонажами: куклу-малыша кладет в коляску, маму (папу) ставит перед нею, доктора поодаль. Изображает, что качает и кормит кукла-мама (папа), что она везет малыша к доктору. Наклоняет куклу-доктора над ними. Ведет диалог от имени каждой куклы, передает капризные реплики малыша и уговоры мамы (папы). Сообщает взрослому характеристики персонажей и выражает их действия в речи: «Детка боится, а мама (папа) говорит потерпи немножко!».

 Средний уровень (2 балла). Ребенок сбивается на одинаковые действия с любой куклой. Взрослый ему напоминают от имени куклы-малыша: «Я хочу, чтобы мама (папа) меня в колясочке покачала... ; б) чтобы меня мама (папа) накормила... Не хочу укола!» и т.п.

Низкий  уровень (1 балл). Взрослый полностью ведет сюжетные диалоги, побуждая ребенка производить игровые действия.

Данные обследования каждого ребенка заносятся в индивидуальный протокол. Затем оформляется таблица исходных индивидуальных результатов по каждой методике и в сумме по трем методикам (приложение 1). Шкала оценивания по трем методикам:

- высокий уровень воображения – 8-9 баллов;

- средний уровень – 5-7 баллов;

- низкий уровень – 4 балла и меньше.

Таким образом, использование данных трех методик позволяет оценить уровень словесной формы воображения у детей четвертого года жизни и сделать выводы об его особенностях.

 

2.2. Aнaлиз  результaтoв исследoвaния oсoбеннoстей воображения детей раннего возраста

 

В результате проведенного по методикам Н.Н. Палагиной исследования уровня развития воображения все испытуемые дети были поделены на три группы: с высоким, средним и низким уровнем развития словесных форм воображения. Результаты, характеризующие исходный уровень развития воображения  у детей раннего возраста по каждой из трех методик представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Исходный уровень развития словесных форм воображения  у детей раннего возраста по методикам Н.Н. Палагиной, в %

 

Согласно данным рис.1, результаты констатирующего этапа эксперимента следующие.

При выполнении задания методики № 1 у испытуемых детей не обнаружено высокого уровня словесной формы воображения с опорой на словесную инструкцию. Средний уровень словесной формы воображения с опорой на словесную инструкцию, проявляющейся в умении составить игру по сюжетной схеме рассказа имеют 31, 25% (5 детей). Анна, Гриша, Костя, Максим и Настя смогли развернуть игру по сказке «Теремок» только с помощью взрослого. Потом каждый из детей продолжил игру самостоятельно, а взрослый лишь подсказывал характеристики и действия новых персонажей. Низкий уровень словесной формы воображения с опорой на словесную инструкцию имеют 68,75% (11 детей). Анжела, Вова, Вика, Даша, Денис, катя и другие дети не смогли выполнить задание даже после подсказок и помощи взрослого.

Информация о работе Воображение детей раннего возраста