Воображение детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: доказать эффективность разработанной психолого-педагогической программы развития воображения детей раннего возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Воображение как познавательный психический процесс 6
1.2. Анализ подходов к проблеме развития воображения детей раннего возраста в отечественной и зарубежной психологии 9
1.3. Особенности воображения детей раннего дошкольного возраста 15
ГЛАВА II. ИССЛЕДOВAНИЕ OСOБЕННOСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВOЗРAСТA 22
2.1. Описание и обоснование методов исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования особенностей воображения детей
раннего возраста (констатирующий этап эксперимента) 25
2.3. Психолого-педагогическая программа развития воображения у детей
раннего возраста (формирующий этап эксперимента) 29
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курс 2 Особ ВООБРАЖЕНИЯдетей раннего возраста Исакова авг 2012.doc

— 576.50 Кб (Скачать файл)

При выполнении задания методики № 3 у 6,25% (1 ребенок) обнаружен высокий уровень словесной формы воображения на основе заданного сюжета, который проявляется в умении обособить позиции персонажей, изобразить особую, альтернативную позицию игрушки, вести диалог с нею. В начале эксперимента детей с этим уровнем не было. Олег в режиссерской игре самостоятельно придумывал сюжет, ролевые диалоги, «действия» кукол. Средний уровень словесной формы воображения на основе заданного сюжета имеют 62,5% (10 детей), в начале эксперимента было  18,75% (3 детей). В режиссерской игре Аня, Вова, Гриша, Денис, Катя, Костя и другие дети частично справились с заданием (постоянно сбивались на одинаковые действия с любой куклой), им помогал взрослый. Низкий уровень словесной формы воображения на основе заданного сюжета имеют 31,25% (5 детей), в начале эксперимента было 81,25% (13 детей). Анжела, Вика, Даша, Никита и Саша не смогли провести режиссерскую игру. Взрослому пришлось полностью вести сюжетные диалоги, побуждая ребенка производить только игровые действия в соответствии с этими диалогами.

Для установления динамики в развитии словесных форм воображения  у испытуемых детей сравним исходный и итоговый общий уровень (по сумме баллов по всем трем методикам). Они представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Динамика развития словесных форм воображения  у детей раннего возраста

 

Полученные данные, представленные  на рис. 4, показывают положительную динамику уровней развития словесных форм воображения у детей раннего возраста после применения программы:

- возросло количество  детей с высоким уровнем словесных  форм воображения на 25% (на 4 чел.), их стало 25% (4 чел.);

- возросло количество  детей со средним уровнем словесных  форм воображения на 37,5% (на 6 чел.), их стало 62,5% (10 чел.);

- уменьшилось количество  детей с низким уровнем словесных  форм воображения на 62,5% (на 10 чел.), их осталось12,5% (2 чел.). С этими детьми в дальнейшем необходимо проводить индивидуальную коррекционную работу в детском саду и в семье по развитию словесных форм воображения.

Таким образом, в целом контрольный этап показал, что получили развитие все три формы словесного воображения: у детей развились умения придумывать образы и составлять игру по сюжетной схеме рассказа (воображение с опорой на словесную инструкцию), умения представить образ партнера в телефонном разговоре и вести с ним диалог (воображение без опоры на действия) и умение вообразить образы персонажей в режиссерской игре, обособить их позиции, изобразить особую, альтернативную позицию игрушки, вести диалог с нею (воображение на основе заданного сюжета).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема развития воображения детей раннего возраста продолжает оставаться актуальной на современной этапе. В раннем возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни предметы выступают в качестве заместителей других.

На основе анализа  психолого-педагогической литературы нами были определены критерии для  изучения особенностей воображения  детей раннего возраста, подобраны диагностические задания.

Результаты  констатирующего этапа эксперимента показали, что у детей раннего  возраста (4го года жизни) преобладает  низкий уровень словесных форм воображения (такой уровень обнаружен у 75% испытуемых детей). Особенностями словесных форм воображения детей раннего возраста являются:

- неумение представить  игровые образы и по ним  смоделировать игру по сюжетной схеме рассказа с опорой на словесную инструкцию;

- неразвитость словесной  формы воображения без опоры  на действия, которая проявляется в неспособности ребенка представить партнера в телефонном разговоре и вести с ним диалог;

- неспособность вообразить  позиции персонажей в игре, изобразить  особую, альтернативную позицию  игрушки, вести диалог с нею  на основе заданного сюжета.

Полученные нами результаты подтверждают исследования, проведенные  Н.Н. Палагиной, которая считает, что  на четвертом году при развитии воображения  ребенка необходимо обращать внимание на детализацию и обособление  фантазийных образов, формирование механизма отстранения, умения наблюдать образы как бы со стороны. Ребенка необходимо обучать игре образами (преувеличении и преуменьшении их), созданию фантастических образов, мнимых ситуаций, словесному описанию воображаемых образов-представлений. Все эти задачи по развитию словесных форм воображения у детей раннего возраста лучше всего решаются с помощью специальных игровых заданий и упражнений и в режиссерской игре. Поэтому в разработанную нами психолого-педагогическую программу развития воображения детей раннего возраста были включены игровые задания и упражнения на детализацию и отгадывание образов, игры-импровизации и режиссерские игры на развитие воображения в игровых действиях с предметами и словесных форм воображения на основе словесной инструкции, без опоры на действия и на основе заданного сюжета.

Результаты  контрольного этапа показали положительную  динамику в развитии уровней словесных  форм воображения. Это дает нам основание  для вывода о том, что гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, развитие воображения детей раннего возраста проходит успешно, если учитываются особенности воображения детей данного возраста и главными психологическими условиями этого процесса выступают игровая деятельность и руководство взрослого.

Таким образом, следует считать, что задачи работы полностью выполнены и цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Башлакова, Л.Н. Психологические занятия-тренинги в детском саду [Текст] / Л.Н.Башлакова. – Минск.: Технопринт, 2005. – 224 с.
  2. Березина Н.О. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.О. Березина [и др.]; Под науч. руководством А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2012. – 293 с.
  3. Брунер, Д.К. Психология познания [Текст] / Д.К. Брунер. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 228 с.
  4. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 243 с.
  5. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – Югорск: Прима-Пресс, 2003. – 226 с.
  6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология  [Текст] / Л.С.Выготский. – М.: Академический проект, 2010. – 374 с.
  7. Давыдов, В.В. Избранные педагогические статьи [Текст] / В.В.Давыдов. – М.: Педагогическое общество России. – 2003. – 475 с.
  8. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М.Дьяченко. – М.: Психологический Институт Российской Академии Образования, 1996. – 340 с.
  9. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М.: Академия, 2010. – Т.1. – 357 с.
  10. Зацепина, М.Б. Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации [Текст] / М.Б.Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 169 с.
  11. Ильнков, Э.В. О воображении. Живые корни [Электронный ресурс] / Э.В. Ильенков. – Режим доступа: http://www.tovievich.ru/book/19/145/2.htm
  12. Ильина, М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. Тесты и развивающие упражнения [Текст] / Н.М. Ильина. – М.: Корона-принт, 2011. – 160 с.
  13. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст] / Е.Е.Кравцова. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 190 с.
  14. Латышина, Д.И. История педагогики [Текст] / Д.И. Латышина. – М.: Владос, 2003. – 340 с. 
  15. Леонтьев, А.Н. Сознание. Личность. Деятельность [Текст] / А.Н.Леонтьев. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 316 с.
  16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 364с.
  17. Нищева, Н.В.  Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / Н.В.Нищева. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 128 с.
  18. Палагина, Н.Н. Диагностика уровня развития воображения детей раннего возраста [Текст] / Н.Н. Палагина // Возрастная и педагогическая психология. – 2005. - № 4. – С. 56-62.
  19. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии [Текст] / А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Инфра-М, 1999. – 528 с.
  20. Пиаже, Ж.-Ж. Теория Пиаже [Текст] // История зарубежной психологии. - М.: Владос, 2009. – С.30-35.
  21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Текст] // Российская газета от 5 марта 2010 г. – С.5.
  22. Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников [Текст]: практический материал. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 27 с.
  23. Психология развития. Словарь [Текст]; под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – Т. 3. – 276 с.
  24. Рибо, Т. Закон развития воображения [Электронный ресурс]  Интернет-страница «Общая психология». – Режим доступа: http://personnel.uapa.ru/course
  25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. – М.: Владос, 2006. – 563 с.
  26. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет [Текст] / Е.О. Смирнова [и др.]. – М.: Академический проект, 2003. – 327 с.
  27. Столяренко, Л.Д. Общая психология [Текст] / Л.Д.Столяренко. – Ростов-на/Д.: Феникс, 2007. – 463 с.
  28. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б.Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – 806 с.
  29. Штерн, В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста [Текст] / В. Штерн. – М.: Просвещение, 1999. – 225 с.
  30. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

 

 

 

 

 

 

 

,

 

Приложение 1

Показатели  исходного уровня развития словесных  форм воображения детей раннего  возраста (по методикам Н.Н. Палагиной)

п/п

Имя

ребенка

Диагностические задания (кол-во баллов)

Общий балл

Общий  уровень

методика 1 – с опорой на словесную инструкцию

методика 2 – без опоры на действия

методика 3 – на основе заданного сюжета

1.

Анжела

1

1

1

3

низкий

2

Аня

2

2

2

6

средний

3

Вова

1

1

2

4

низкий

4

Вика

1

1

1

3

низкий

5

Гриша

2

2

1

5

средний

6

Даша

1

1

1

3

низкий

7

Денис

1

1

1

3

низкий

8

Катя

1

1

1

3

низкий

9

Костя

2

2

1

4

низкий

10

Максим

2

1

1

4

низкий

11

Маша

1

2

1

4

низкий

12

Настя

2

2

1

5

средний

13

Никита

1

1

1

3

низкий

14

Олег

1

2

2

5

средний

15

Саша

1

1

1

3

низкий

16

Тимур

1

1

1

3

низкий

   

сред. – 5ч./31,25%

низ. – 11ч./68,75%

сред. – 6ч./37,5%

низ. – 10ч./62,5%

сред. – 3 ч./18,75%

низ. – 13 ч./81,25%

 

сред. – 4ч./25%

низ. – 12ч./75%


 

 

Приложение 2

Игровые задания  и упражнения на развитие воображения  детей раннего возраста (4го года жизни)

Игра «Садовник».

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Описание  игры: воспитатель или ребенок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнцу. Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.

 

Игра «Дожди».

Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.

Описание  игры: дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.п.

 

Игра «Угадай-ка».

Цель: развитие  воображения на основе отгадывания образов.

Описание  игры: В качестве игрового материала используются спички, бусинки, пуговицы (различных цветов, форм, фактуры и диаметра), зерна или сухие плоды растений, ниточки (длиной 2— 5 см), мелкие камешки. Организация игры: 10—12 предметов из исходного игрового набора кучкой бросают с небольшой высоты на стол или лист бумаги. При падении предметы складываются в самые разнообразные, иногда достаточно причудливые изображения. Игровая задача состоит в том, чтобы «узнать» и назвать получившееся изображение.

 

Игра «Иллюстрация»  или «Оживлялки»

Цель: развитие воображения  в игровых действиях с предметами.

Основная игровая задача состоит в сопровождении стихотворного  текста, прозы звуковыми имитациями (подражание) или имитационными движениями (все телом или отдельными его  частями), воспроизводящими смысловое  содержание или отражающими характер каких-либо слов, фраз.

Тексты для  игр

Про зайку:

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

* * *

 

Приложение 2

Про мишку:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Все равно его не брошу

Потому что он хороший.

* * *

Про лошадку:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

* * *

Информация о работе Воображение детей раннего возраста