Воспитание девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования заключается в изучении социально-педагогических особенностей процесса воспитания ребенка женского пола.

Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и разрешены следующие задачи:

1) провести обзор литературы по теме исследования, определить основные понятия по вопросам воспитания девочек;

2) определить возрастные особенности девочек 5-7 лет;

4) разработать рекомендации родителям по организации воспитания девочек старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

катя в печатьт.docx

— 63.05 Кб (Скачать файл)

     При совместном воспитании мальчиков и  девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности  между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли  бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным  образом может быть построена  и театрализованная деятельность.

     Особого внимания со стороны педагогов требуют  проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

     Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной  деятельности с учетом гендерных  особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть  перед мальчиками и девочками  весь спектр возможностей среды и  направить их усилия на использование  отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

     Вместе  с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые  предпочли бы мальчики.

     Становится  очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника  в семье и образовательном  учреждении существует много проблем, связанных с формированием у  детей гендерной идентичности, решение  которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый  год жизни. Рассмотрим особенности  данного возрастного периода  более подробно.

     Работа  по формированию поло-ролевого поведения  нацелена на ознакомление детей с  качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а  также выработку отношения детей  к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки — у девочек.

     С четвёртого года жизни ребёнок осознаёт свои возможности, осознаёт себя как  индивидуальность. Как проявит себя ребенок в этом возрасте –– робким или уверенным –– таким будет  и в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень  важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребенок должен знать  не только свои права, но и свои обязанности. В этом возрасте ребенок осознает различие людей по полу, он опирается  при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.). Представления  о собственном поле еще не стойкие  и дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить. Часть  детей при ясном осознании  своего пола в то же время высказывают  предпочтение другому полу. Например, девочка в игре “Дочки-матери”  хочет изображать отца или сына.

     В 5 лет идет интенсивный процесс  формирования ребенка как личности в социальном, интеллектуальном, эмоциональном  и физическом плане. Завершается  первоначальное базовое овладение  речью. По осмыслению “Я”, самооценке, уровню развития речи, ориентации в  окружающем можно дать прогноз успехов  в школе и жизни. В этом возрасте совершенствуются тонкая моторика, что  стимулирует развитие речи, мышления и психики в целом. Поэтому  необходимо предоставить детям возможность  играть с конструктором, больше рисовать, можно обучать игре на музыкальном  инструменте. Особенно надо поощрять рисование, т.к. рисунок –– своеобразная детская  речь. Рисование способствует половой  самоидентификации, управляет эмоционально-смысловым  поведением ребенка и помогает ему  освободиться от возможных последствий  психотравмирующих ситуаций. Тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них-принадлежность ребенка к определенному полу. Общая направленность на идентификацию со своим полом придает определенное содержание и рисункам ребенка: мальчики рисуют строительство домов и городов, дороги с мчащимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войны, драки, потасовки. Девочки тяготеют к женским ролям, рисуют “хорошеньких девочек” и принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.

     В некоторых случаях в деятельности ребенка можно найти исключительную приверженность к ценностным ориентациям  другого пола, когда вдруг мальчики начинают увлекаться рисованием принцесс и цветочков, а девочки рисуют батальные сцены. Такая идентификация  с другим полом обусловлена тем, что ребенок выбирает своего кумира среди представителей другого пола (чаще старший брат или сестра) и  бессознательно следует за всеми  его проявлениями. Постепенно, в  условиях нормальных отношений в  семье доминирующее влияние кумира уступает место сложившимся в  субкультуре общественным ожиданиям.

     Большое значение имеет знакомство ребенка  со сказками. Они возбуждают любопытство, любознательность, обогащают жизнь  ребенка, развивают интеллект, помогают познать себя в будущем. Часто  дети представляют себя героями сказок (женихом, невестой).

     В старшем дошкольном возрасте у девочек  и несколько позже у мальчиков  встречается явление, называемое “детским романтизмом” –– склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности. В поведении девочек появляется кокетство –– она вертится перед  зеркалом, примеряет разные платьица.

     Современные исследователи считают, что в  возрасте от 5 до 8 лет создается “любовная  карта” человека, которую можно  рассматривать как записанную в  мозге программу индивидуальных психологических и физиологических  особенностей любовного чувства  и эротизма (идеальный образ любовника), т. е. формируется сексуальная ориентация.

     По  данным родителей основная часть, как  мальчиков, так и девочек испытывали первую влюбленность в 5-7 лет.

     Исследователи полагают, что развивающееся у  детей понимание связанных с  полом представлений –– гендерных  схем –– способствует определению  того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться. Эти связанные с полом представления  и понятия закономерно развиваются  на протяжении дошкольного периода. Первый уровень понимания, достигаемый  в промежутке между 2 и 5 годами, называется половой идентичностью. В этом возрасте дети, несмотря на то, что могут относить людей в соответствующую полу категорию (мальчик –– девочка, дядя –– тетя), не вполне понимают, в чем  заключаются различия между ними. Дети этого возраста считают, что  пол можно изменить, изменяя внешний вид, например, поменяв одежду. Они могут не понимать, что только мальчики способны стать папами, а девочки –– мамами. Между 5 и 7 годами, дети достигают понимания постоянства пола, т.е. понимания того, мальчики непременно становятся мужчинами, а девочки –– женщинами, и что пол внеситуативен и устойчив во времени

     Таким образом, к старшему дошкольному  возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол  в этом возрасте “переделать” уже  невозможно и исправлять погрешности  поло-ролевого воспитания после этого  возраста трудно. Половая идентичность (по Кагану В. Е.) как единство переживания  и поло-ролевого поведения уже  сформирована.

     Вывод по главе 1

     Анализ  литературы показывает, что в мировой  психолого-педагогической науке имеется  много работ посвященных изучению половых особенностей детей дошкольного  возраста.

     К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно. Половая идентичность (по Кагану В. Е.) как единство переживания и поло-ролевого поведения уже сформирована.

     Исходя  из этого, гендерный подход в воспитании предполагает принимать в расчет и применять знания о гендерных  особенностях:

     - в определении содержания и методов обучения;

     - в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией. 
 
 
 

     Глава 2. Отличительные особенности воспитания девочек старшего дошкольного возраста в семье

     2.1. Особенности воспитания девочек  в семье

     В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как  правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту и сам стремится все  делать красиво.

     В интересах физического воспитания родители должны приучать детей с  раннего детства регулярно делать утреннюю физзарядку, вовлекать их в различные подвижные игры, спортивные занятия, вместе заниматься доступным  туризмом. Важно по совету врача  приучать ребенка к закаливанию, учить самого заботиться о своем  здоровье, не допуская дурных привычек (курение, употребление алкогольных  напитков, токсичных препаратов и  т. п.). И во всем этом главное —  пример родителей. Если отец курит, но запрещает курить сыну, вряд ли здесь  получится что-то хорошее. Парнишка, пока мал, будет курить тайком, а  потом — и не боясь.

Воспитание  детей в семье необходимым  компонентом включает умственное развитие. Первые обращения матери к еще  бессловесному младенцу уже закладывают  начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование и поощрение  детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие  разъяснения и т. д. — все это  отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки к обучению в школе. Когда же ребенок становится школьником, долг родителей — создать  надлежащие условия для его продуктивных занятий, тактично помогать в случае затруднений. И здесь особое значение приобретают неуклонное развитие любознательности и пытливости, самостоятельности  мышления, ориентировка на непрерывное  образование, приучение к чтению художественной литературы, периодической  печати. Положительную роль в этом отношении играет поощрение занятий  детей в предметных и других кружках  в школе или внешкольных учреждениях  — с учетом их интересов, склонностей  и состояния здоровья.

     Родители  должны много внимания уделять нравственному  воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно  возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями  между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое  хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к  людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные  требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные  беседы и разъяснения, сколько организация  всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего  поведения. [8;48]

     Чрезвычайно ответственное место в системе  семейного воспитания принадлежит  трудовому воспитанию детей. С раннего  возраста ребятишки, как правило, в  меру своих сил и возможностей стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих  играх имитируют различные виды труда. 
       Важная задача родителей — не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формы самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение ему роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде — все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу.

     Среди конкретных направлений всестороннего  развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание. Тесно связанное с  другими сторонами воспитания, оно  способствует приобщению детей к  прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, выставок, экскурсии по родным местам и многое другое. 
Задача семьи — воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах.

Информация о работе Воспитание девочек