Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа
Цель нашего исследования заключается в изучении социально-педагогических особенностей процесса воспитания ребенка женского пола.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и разрешены следующие задачи:
1) провести обзор литературы по теме исследования, определить основные понятия по вопросам воспитания девочек;
2) определить возрастные особенности девочек 5-7 лет;
4) разработать рекомендации родителям по организации воспитания девочек старшего дошкольного возраста.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.
Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Вместе
с тем, в психологических особенностях
воспитания укоренен дисбаланс предметной
среды в сторону преобладания
«девчоночных» материалов и пособий,
так как они ближе женщине-
Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни. Рассмотрим особенности данного возрастного периода более подробно.
Работа
по формированию поло-ролевого поведения
нацелена на ознакомление детей с
качествами мужественности и женственности,
проявлениями и предпочтениями мужчин
и женщин в разных видах деятельности,
их ролями в семье, на формирование
навыков и умений поведения, а
также выработку отношения
С четвёртого года жизни ребёнок осознаёт свои возможности, осознаёт себя как индивидуальность. Как проявит себя ребенок в этом возрасте –– робким или уверенным –– таким будет и в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребенок должен знать не только свои права, но и свои обязанности. В этом возрасте ребенок осознает различие людей по полу, он опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.). Представления о собственном поле еще не стойкие и дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить. Часть детей при ясном осознании своего пола в то же время высказывают предпочтение другому полу. Например, девочка в игре “Дочки-матери” хочет изображать отца или сына.
В
5 лет идет интенсивный процесс
формирования ребенка как личности
в социальном, интеллектуальном, эмоциональном
и физическом плане. Завершается
первоначальное базовое овладение
речью. По осмыслению “Я”, самооценке,
уровню развития речи, ориентации в
окружающем можно дать прогноз успехов
в школе и жизни. В этом возрасте
совершенствуются тонкая моторика, что
стимулирует развитие речи, мышления
и психики в целом. Поэтому
необходимо предоставить детям возможность
играть с конструктором, больше рисовать,
можно обучать игре на музыкальном
инструменте. Особенно надо поощрять рисование,
т.к. рисунок –– своеобразная детская
речь. Рисование способствует половой
самоидентификации, управляет эмоционально-
В
некоторых случаях в
Большое значение имеет знакомство ребенка со сказками. Они возбуждают любопытство, любознательность, обогащают жизнь ребенка, развивают интеллект, помогают познать себя в будущем. Часто дети представляют себя героями сказок (женихом, невестой).
В старшем дошкольном возрасте у девочек и несколько позже у мальчиков встречается явление, называемое “детским романтизмом” –– склонность к романтическому обожанию и настоящей влюбленности. В поведении девочек появляется кокетство –– она вертится перед зеркалом, примеряет разные платьица.
Современные
исследователи считают, что в
возрасте от 5 до 8 лет создается “любовная
карта” человека, которую можно
рассматривать как записанную в
мозге программу индивидуальных
психологических и
По данным родителей основная часть, как мальчиков, так и девочек испытывали первую влюбленность в 5-7 лет.
Исследователи
полагают, что развивающееся у
детей понимание связанных с
полом представлений –– гендерных
схем –– способствует определению
того, какие установки и модели
поведения будут ими
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно. Половая идентичность (по Кагану В. Е.) как единство переживания и поло-ролевого поведения уже сформирована.
Вывод по главе 1
Анализ
литературы показывает, что в мировой
психолого-педагогической науке имеется
много работ посвященных
К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно. Половая идентичность (по Кагану В. Е.) как единство переживания и поло-ролевого поведения уже сформирована.
Исходя из этого, гендерный подход в воспитании предполагает принимать в расчет и применять знания о гендерных особенностях:
- в определении содержания и методов обучения;
-
в решении проблем, связанных с гендерными
идентификацией и самореализацией.
Глава
2. Отличительные особенности
2.1.
Особенности воспитания
В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту и сам стремится все делать красиво.
В
интересах физического
Воспитание
детей в семье необходимым
компонентом включает умственное развитие.
Первые обращения матери к еще
бессловесному младенцу уже закладывают
начала умственного воспитания. Дальнейшее
обучение речи, рассказывание сказок,
чтение книжек, стимулирование и поощрение
детской любознательности, ответы на
вопросы ребенка, соответствующие
разъяснения и т. д. — все это
отвечает интересам развития мышления,
памяти, внимания, воображения, служит
важной задаче подготовки к обучению
в школе. Когда же ребенок становится
школьником, долг родителей — создать
надлежащие условия для его продуктивных
занятий, тактично помогать в случае
затруднений. И здесь особое значение
приобретают неуклонное развитие любознательности
и пытливости, самостоятельности
мышления, ориентировка на непрерывное
образование, приучение к чтению
художественной литературы, периодической
печати. Положительную роль в этом
отношении играет поощрение занятий
детей в предметных и других кружках
в школе или внешкольных
Родители
должны много внимания уделять нравственному
воспитанию детей, поскольку в повседневной
жизни постоянно и неизбежно
возникают разнообразные
Чрезвычайно
ответственное место в системе
семейного воспитания принадлежит
трудовому воспитанию детей. С раннего
возраста ребятишки, как правило, в
меру своих сил и возможностей
стремятся участвовать в
Важная задача родителей
— не отбивать у детей охоту к трудовым
занятиям, поощрять их в этом отношении,
оказывать всяческое содействие. Доступные
формы самообслуживания, участие в домашних
хлопотах, вооружение ребенка разнообразными
трудовыми умениями и навыками, разъяснение
ему роли труда в жизни человека и общества,
ознакомление с профессиями, поощрение
участия в общественно полезном труде
— все это весьма существенно для подготовки
добросовестного труженика, способного
в будущем обеспечить себя и свою семью
всем необходимым и принести пользу обществу.
Среди
конкретных направлений всестороннего
развития личности ребенка в условиях
семьи немаловажную роль играет эстетическое
воспитание. Тесно связанное с
другими сторонами воспитания, оно
способствует приобщению детей к
прекрасному, учит воспринимать и ценить
красоту в жизни, природе, искусстве,
приучает их творить по законам красоты.
В этих целях родители должны использовать
занятия рисованием, лепкой, совместное
прослушивание музыки, песен, обучение
ребенка игре на музыкальных инструментах,
посещение театров, музеев, выставок,
экскурсии по родным местам и многое
другое.
Задача семьи — воспитывать не только
потребителей, созерцателей прекрасного,
но и активных участников его созидания
во всех возможных областях и сферах.