Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 01:48, лекция
Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).
Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. Основная цель современного воспитания – формирование социально-активной, творческой, грамотной, самостоятельной личности, способной адаптироваться в любой социальной среде.
6.Формирование характера.
7.Пути формирования характера:
Нельзя сформировать какую-то отдельную черту характера, можно только изменить отношение к чему-либо!!!!!!!!!!!!!!!!
Основные дидактические принципы и их преломление в музыкальной педагогике
Для успешного обучения и воспитания необходимо претворять в жизнь важнейшие дидактические принципы музыкальной педагогики.
Дидактика – (греч.) поучающий – это научная дисциплина, исследующая теоретические основы обучения. Фундаментальная разработка дидактики принадлежит Я.А.Коменскому, которая в работе «Великая дидактика» определяется как «всеобщее искусство учить всех всему». Современная дидактика, творчески переосмыслив многовековой педагогический опыт, создала определённые принципы, способствующие лучшему усвоению знаний и умственному развитию учащихся.
Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению педагогического процесса. Они носят характер самых общих правил, указаний, норм, регулирующих процесс обучения. В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как давно известные, так и появляющиеся в ходе развития науки и практики.
Принцип природосообразности – один из старейших педагогических принципов. Правила его осуществления:
- педагогический процесс
следует строить согласно
- знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, то есть вести обучение на том уровне, которого может достичь ребёнок с помощью взрослого.
- направлять педагогический
процесс на развитие
Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
Принцип систематичности, последовательности и преемственности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенных порядке, системе. Нельзя овладеть предметом, изучая его от случая к случаю, нерегулярно. Всё это играет огромную роль в формировании знаний, умений и навыков, развитии музыкальных способностей, эстетического и художественного вкуса.
Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Изучаемый материал планируется, делится на логические разделы — темы, устанавливая порядок и методику работы с ним.
Этот принцип дидактики включает в себя такие требования, как:
Особенностью музыкального обучения является необходимость в систематических домашних занятиях. В средней школе – для закрепления знаний, в ДМШ – для формирования музыкального образа и воспитания исполнительских средств его воплощения, что требует системы и длительных тренировок.
Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материалах с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.
В музыкальной педагогике – учёт индивидуальных особенностей, уровня одарённости, способности к усвоению знаний.
Непосильный для данного возраста и уровня подготовленности учащихся учебный материал вызывает их быстрое утомление, снижение мотивационного настроя на учение, ослабевает волевое усилие и как следствие - падает работоспособность школьников. Но и излишнее упрощение учебного материала, системы заданий приводит к падению интереса учащихся к учению, искусственно тормозится развитие учащихся.
Следовательно, недоступность обучения, трудности, с которыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнообразных учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала, и от методического структурирования его, характера, структуры организуемой учителем деятельности учащихся, применяемых педагогом методов обучения.
Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Принцип основан на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. Повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний, повышает интерес и делает процесс обучения более лёгким.
В музыкальной педагогике принцип наглядности проявляется в показе (иллюстрация) и объяснении. Цель показа и педагогического, и исполнительского (художественное исполнение) – создание представления о художественном образе. Наиболее эффективен – педагогический, так как сопровождается анализом игровых приёмов и указанием способов овладения ими.
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении — один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности включаются в процесс самостоятельного добывания знаний. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.
Активности и сознательности учащихся в процессе обучения можно добиться, если:
В музыкальной педагогике принцип активности осуществляется через: длительный самостоятельный тренаж учащихся, их активную мыслительную деятельность, их активное эмоциональное отношение к исполнению музыкальных произведений и обучению в целом. Принцип сознательности требует от учащегося не подражания игре педагога и бездумного тренажа (чем больше, тем лучше), а умения самостоятельно разобраться в темпе, аппликатуре, штрихах, педали, фактуре и содержании произведения. Сознательная работа научает самостоятельности мышления и интерпретации (собственный творческий подход).
Принцип прочности усвоения знаний требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого принципа, а именно:
Принцип проблемного обучения. При условии, что учащийся в процессе бучения сталкивается с проблемами, вопросами и задачами, которые ему нужно разрешить, он включается в познавательный процесс, проявляет мыслительную активность.
В музыкальной педагогике применение этого принципа способствует формированию интеллекта учащегося, обогащению художественно-мыслительного потенциала, активизации мыслительной и исполнительской деятельности, развитию творческого мышления, формированию интереса к исполнительской деятельности.
Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде. Смысл проблемного обучения в постановке проблемы или исполнительской задачи и поиск их решения – совместно с педагогом или самостоятельно (преподаватель не декларирует, а постоянно рассуждает, размышляет, полемизирует, вовлекает ученика в активный поиск доказательств, основанных уже на имеющихся знаниях, ассоциациях, слуховых впечатлениях)
Основные дидактические принципы тесно связаны между собой, и получить оптимальный результат можно только в творческом применении этих принципов, их синтезе и гибком подходе к индивидуальности учащихся.
Педагогическое общение
Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи, мы называем педагогическим общением.
Успешность педагогического общения зависит от уровня коммуникативной культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания. Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога приводит нередко к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками, к падению дисциплины, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании и, как следствие этого, в ряде случаев к отклоняющемуся от социальных норм поведению школьников.
Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Общительность как свойство личности включает в себя:
Информация о работе Воспитание, его закономерности и принципы