Восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выделение и описание на основе анализа литературных источников особенностей восприятия у старших дошкольников. Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по обозначенной теме.
2. На основе анализа теоретического материала выделить и описать особенности восприятия у старших дошкольников.
3. Подобрать наиболее эффективные, оптимальные методики для изучения особенностей восприятия у детей старшего дошкольного возраста Методы теоретического исследования: анализ и систематизация теоретического материала, сравнение, обобщение.

Содержание

Введение. Актуальность.
Глава 1 Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников
. Теоритические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии
Общая характеристика восприятия
Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей восприятия у старших дошкольников
2.1 Цели, задачи, методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных
2.3 Психологические рекомендации
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

основная курсовая.docx

— 121.17 Кб (Скачать файл)

В продуктивности восприятия ребенком предмета огромное значение имеет действие, которым пользуется ребенок при восприятии.

Так в процессе восприятия, ребенок приобретает свой личный опыт, усваивая одновременно опыт общественный. Развитие восприятия характеризуется, таким образом, не только изменением его точности, объема, осмысленности, но и перестройкой самого способа  восприятия. Этот процесс чувственного познания становится все более совершенным.

Детям раннего возраста трудно правильно воспринимать картинку. Ведь даже самая простая картинка, включающая в себя изображение хотя бы двух предметов, дает их в каких-то пространственных связях. Осмысливание этих связей необходимо, чтобы раскрыть взаимоотношения  между частями картинки издавна  использовалась для определения  общего умственного развития ребенка. Так, А. Бинэ ввел это задание в составленную им измерительную «скалу ума». При этом он, а затем В. Штерн установили, что существуют три уровня (стадии) восприятия ребенком картинки. Первая – стадия перечисления (или, по Штерну, предметная), характерная для детей от 2 до 5 лет; вторая – стадия описания (или действия), которая длится от 6 до 9–10 лет; третья – стадия истолкования (или отношений), характерная для детей после 9–10 лет.

Намеченные А. Бинэ и В. Штерном стадии позволили раскрыть эволюцию процесса восприятия ребенком сложного объекта – картины и увидеть, что дети в процессе умственного развития переходят от фрагментарного восприятия, т.е. узнавания отдельных предметов, никак между собой не связанных, к выявлению сначала их функциональных связей (что человек и делает), а затем и к раскрытию более глубоких отношений между предметами и явлениями: причин, связей, обстоятельств, целей.

На самом высшем уровне дети истолковывают картинку, привнося свой опыт, свои суждения в то, что  изображено. Они раскрывают внутренние связи между предметами путем  осмысления всей изображенной на картинке ситуации. Однако переход к этому  высшему уровню понимания никак  нельзя объяснить возрастным созреванием, как это утверждали А. Бинэ и В. Штерн. Исследования (Г.Т. Овсепян, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Яковличева, А.А. Люблинская, Т.А. Кондратович) показали, что особенности описания ребенком картинки зависят, прежде всего, от ее содержания, знакомого или мало знакомого ребенку, от структуры картины, динамичности или статичности сюжета.

Огромное значение имеет  сам вопрос, с которым взрослый обращается к ребенку. Спрашивая  детей о том, что они видят  на картинке, воспитатель ориентирует  ребенка на перечисление любых предметов (важных и второстепенных) и в  любом порядке. Вопрос: «Что делают здесь на картинке?» – побуждает  ребенка к раскрытию связей функциональных, т.е. действия. Когда детей просят рассказать о событиях, изображенных на картинке, ребенок пытается понять изображенное. Он поднимается на уровень истолкования. Таким образом, один и тот же ребенок во время эксперимента может в один день показать все три стадии восприятия картинки.

Сложный психический процесс, каким является восприятие человека человеком, формируется вместе с развитием самого воспринимающего, с изменением его потребности в общении, познании и в труде. Уже в конце первого – начале второго месяца жизни ребенок начинает выделять взрослого из окружающей среды, сначала улыбкой, потом – комплексом оживления реагировать на него. Активно развивается этот социально-перцептивный процесс уже в младенчестве и раннем детстве.

Восприятие ребенком человека является необходимым актом проявления и удовлетворения важнейшей социальной потребности – потребности в  общении. В то же время именно в  процессе общения с взрослыми  особенно интенсивно развивается восприятие его ребенком. Развитие общения с  взрослым, изменение его содержания дает возможность ребенку не только тоньше дифференцировать внешний облик  окружающих людей, но и воспринимать их с разных сторон, вычленять их существенные функции. Так уже в  процессе делового общения (с 10–11 месяцев) взрослый выступает для ребенка  не только как человек, способный  удовлетворить его органические потребности, но и как организатор  знакомства с общественным опытом действий с предметами, как руководитель ориентировки его в окружающем мире. Чрезвычайно  важно, что в этот ранний этап, период сенситивный для развития речи, взрослый выступает для ребенка и как носитель речевых форм общения. Овладение речью оказывает значительное влияние на процесс формирования у ребенка восприятия человека. Именно благодаря этому человек начинает выступать в восприятии ребенка как лицо, обладающее не только непосредственными чувственно данными свойствами, но и сигнализируемыми ими психическими свойствами (А.А. Бодалев).

В дошкольный период восприятие человека продолжает активно формироваться, чему в значительной степени способствует овладению ребенком новыми видами деятельности (особенно – коллективными), расширение круга и появление вне ситуативного личностного общения.

Активной формой отражения  дошкольником человека является игра, в которой он воссоздает образы родных людей, отношения между ними. Особенности отражения ребенком человека выявляет и детское изобразительное творчество. По тому, каких людей изображает ребенок, как раскрываются их образы, можно в определенной степени судить о его отношении к ним, о том, что в человеке запечатлевается им легко, на что он обращает большее внимание.

Наиболее яркую положительную  оценку дети дают тем из окружающих взрослых, к которым испытывают доверительное  отношение, привязанность. В восприятии человека всегда, как справедливо  отмечает А.А. Бодалев, «отражается положение, которое вообще занимает человек в той системе ценностей, на которую познающий субъект ориентируется в своем повседневном поведении». Замечено, что дети с высоким социометрическим статусом в группе чаще «непопулярных» положительно оценивают воспитателя по признаку личного отношения педагога к ребенку.

Положение ребенка в группе сверстников проявляется и в  восприятии детьми друг друга. В специальных  исследованиях было выявлено, что  чем выше положение ребенка в  группе, тем выше его оценивают  его сверстники, и наоборот. По данным Р.А. Максимовой, с большей степенью объективности (79–90%) дети оценивают сверстников, занимающих лидирующее и среднее положение в межличностных отношениях. Менее адекватно оцениваются дети низким социометрическим статусом (степень объективности здесь составляет лишь 40–50%).

Влияет на восприятие дошкольниками  друг друга и характер их взаимоотношений. Оценивая ребят, к которым они  проявляют симпатию, дети называют в подавляющем большинстве лишь их положительные качества. В числе основных положительных качеств сверстника дошкольники отмечают умение хорошо играть, доброту, товарищество, отсутствие агрессивности, трудолюбие, способность, аккуратность.

Способность увидеть и  оценить личностные качества окружающих помогает ребенку воспринять и героев художественных произведений.

Исследуя восприятие детьми дошкольного возраста выразительной  стороны рисунка, Т.А. Репина выявила, что наиболее доступны дошкольнику эмоции, отраженные непосредственно в мимике изображенного персонажа. Значительно труднее (особенно для младших дошкольников) воспринять эмоциональное содержание, переданное в позе и жестах, и особенно когда оно воплощается посредством изображения взаимоотношений. Были установлены следующие уровни восприятия:

1)  не понимается ни эмоция, выраженная в картине, ни ее сюжет;

2)  правильно воспринимается эмоция, хотя сюжет ясно не понимается;

3)  осознается сюжет картины и адекватно воспринимается ее эмоциональное содержание.

Немаловажное значение имеет  и то, какое эмоциональное состояние  воспринимают дети: эмоцию радости  и гнева, выраженную в мимике персонажей на картине, дошкольники улавливают легче, нежели выражение грусти и  печали.

Важную роль в развитии социальной перцепции ребенка играет взрослый. В процессе руководства  деятельностью детей, их общением, восприятием  ими художественных произведений взрослый (родитель, воспитатель) обращает внимание на разные стороны поведения дошкольника, его внешний вид, проявление личностных, интеллектуальных волевых качеств. Оценивая и фиксируя их, взрослый не только помогает детям лучше понять окружающих людей, но и формирует  у них «точки зрения на людей», «эталоны», с которыми они должны «сверять»  свое поведение и которыми они  должны «мерить» поведение своих  товарищей. По мнению А.А. Бодалева, очень значимо в этом процессе поведение и внешний облик самого взрослого, сложившиеся взаимоотношения в его личной микросреде.

В 6-7 лет познавательная деятельность ребенка приобретает все более  сложные формы. Восприятие становиться  целенаправленным, развивается наблюдательность. При специальной работе над развитием  восприятия к концу дошкольного  детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, развитый фонематический слух и музыкальный слух. Ребенок начинает различать и воспроизводить движение мелодии, понижение и повышение звуков, менять темп в пении и чтении стихов.

Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни, встающие перед  ним практические задачи, ребенок  воспринимает окружающее. Воспринимая, ребенок не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а  иногда он не только смотрит, но рассматривает  или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Восприятие –  это форма познания действительности. 

Глава 2. Эмпирическое изучение уровня восприятия у старших дошкольников.

2.1. Цель, задачи, методика  исследования:

 

С восприятием предметов  и явлений окружающего мира начинается познание. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение. В дошкольном возрасте полноценное формирование восприятия влияет на всестороннее развитие личности ребенка.

Цель экспериментальной  работы - определить уровень развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Изучить методики для  выявления особенностей восприятия  у детей старшего дошкольного  возраста в норме 

2.Выявить особенности  развития восприятия у старших  дошкольников в норме. На данном  этапе исследования были использованы  метод наблюдения, беседы, зона ближайшего  развития, а также методики. В  эксперименте участвовали дети  старшего дошкольного возраста  Для проведения диагностики были использованы следующие методики:

 

1.Методика «Изучения  восприятия формы, цвета и величины», 

Венгер Л.А.

Материал: 64 карточки, выполненные на плотной белой бумаге. Размер 6´6 см. На каждой изображены цветные фигуры. Используются 2 размера (большие и маленькие), 4 цвета (синий, желтый, красный, зеленый), 4 формы круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Выполняется по 2 карточки каждого вида

Выполнение: словесная инструкция к данному заданию не дается. Экспериментатор берет все карточки, перемешивает их и начинает молча раскладывать их на группы, классифицируя по цвету. Через некоторое время он предлагает ребенку продолжить: «Делай так же, как я». Во второй части эксперимента карточки классифицируются по форме и затем по величине.

Обработка результатов: Работа испытуемого оценивается следующим образом: Высокий уровень - справляется с работой сам, с незначительной помощью экспериментатора и самостоятельно ориентируется в классификации (форм, цвет, величина).

Средний уровень - выполнение задания с помощью экспериментатора, с помощью наводящих вопросов

Низкий уровень - выполняет задание после прямой подсказки или не выполняет. Признаки классификации не видит или часто путается.

 

2. Методика: «Восприятие  на слух текста стихотворения»  Венгер Л.А 

Материал: 5 четверостиший, в каждом из которых 1 слово заменено на «чужое»:

 

 1.Стала льдом вода и грязь,

 Снег покрыл дома

Это значит «кончилась»

В городе зима.

2. Травка «розовеет».

Солнышко блестит 

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

3. «Зачирикали» котята 

Надоело нам мяукать,

Мы хотим как поросята

Хрюкать.

4. Спят усталые дорожки, 

Спят горбатые мосты,

По дорожкам ходят кошки 

Только кошки на «собаки».

5. Тишина немая

На улицах пустых

И не слышно «смеха»

Псов сторожевых.

 Выполнение: Испытуемому зачитывают стихотворения и предлагается найти «чужое» слово и заменить его правильным. В случае необходимости, четверостишие зачитывается несколько раз. Можно спросить ребенка, о чем это стихотворение, какую картинку он к нему нарисовал бы.

Обработка результатов: За быстрое и правильное самостоятельное решение ставим 1 бал. За решение, найденное со 2-ой попытки, ставим 0,5 балла.

Критерии оценки:

5 – 4,5 баллов – высокий уровень, справляется с работой сам.

4 – 3,5 баллов – средний уровень, выполнение задания с помощью экспериментатора, с помощью наводящих вопросов.

3 – 2,5 баллов – низкий уровень, выполняет задание после прямой подсказки или не выполняет.

 

3.Методика: «Восприятие  реальных и контурных картинок»  Венгер Л.А 

 

Материал: 4 контурных рисунка с полными и неполными изображениями животных и предметов. Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Информация о работе Восприятия у детей старшего дошкольного возраста