Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:58, курсовая работа
Целью работы является выделение и описание на основе анализа литературных источников особенностей восприятия у старших дошкольников. Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по обозначенной теме.
2. На основе анализа теоретического материала выделить и описать особенности восприятия у старших дошкольников.
3. Подобрать наиболее эффективные, оптимальные методики для изучения особенностей восприятия у детей старшего дошкольного возраста Методы теоретического исследования: анализ и систематизация теоретического материала, сравнение, обобщение.
Введение. Актуальность.
Глава 1 Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников
. Теоритические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии
Общая характеристика восприятия
Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей восприятия у старших дошкольников
2.1 Цели, задачи, методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных
2.3 Психологические рекомендации
Используемая литература
Выполнение: Ребенку показывается изначально рисунок «А». Дошкольнику предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 секунд. Если ребенок за это время не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время - 10 секунд ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «Б», и так далее до тех пор, пока дошкольник не догадается, что изображено.
Обработка результатов: 10 баллов - ребенок по фрагменту изображения «А» за время меньше чем 10 секунд, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака. Ставим 7-9 баллов - ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «Б» затратив на это в целом 11-20 секунд. Ставим 4 - 6 баллов - ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «В» затратив на решени задачи 21 -30 секунд. Ставим 2-3 балла - ребенок справился с заданием по фрагменту «Г» за 31-40 секунд.
Выводы об уровне развития:
10 – 8 баллов – высокий уровень,
7 – 5 баллов – средний уровень,
4 – 2 балла – низкий уровень.
Описанные выше методики позволяют
оценить восприятие дошкольников с
различных сторон, выявляя одновременно
характеристики перцептивных процессов
и способность ребенка
2.2.Результаты исследования.
В ходе проведения
диагностики уровня развития
восприятия у детей старшего
дошкольного возраста нами
Маша
Лена
Нина
Андрей
Денис
Переходя к обработке
и анализу результатов
Таблица №1
испытуемые |
Уровень восприятия |
Маша |
Высокий |
Лена |
Высокий |
Нина |
Средний |
Андрей |
Средний |
Денис |
Высокий |
Из данных, приведенных в таблице 1. видно, что наибольший процент составляют дети с высоким уровнем восприятия 60% (3ребенка), со средним уровнем восприятия 40% (2ребенока).
При качественном анализе выполнения методики, «Изучение восприятия
формы, цвета, величины», наблюдалось следующее: у Маши, Лены и Дениса, выявлен высокий уровень развития восприятия, дети безошибочно классифицировали предложенные карточки на группы по цвету, величине и форме. Нина. изначально растерялась, сказав, что так много картинок, куда разложить не знает, внимательно присмотревшись, стала выбирать изначально круги, квадраты и т.д. Выполняя задания постоянно объясняла: «Вот эту карточку я положу в третью группу, так как здесь нарисован круг и т.д.». Справившись с заданием, сказала, что было не очень сложно. Андрей раскладывал карточки медленно, но в итоге справился с заданием.
Рис 1
Результаты выполнения методики «Восприятия на слух стихотворного текста» Венгер Л.А.
Таблица №2
Испытуемые |
Уровни восприятия |
Маша |
Высокий |
Лена |
Высокий |
Нина |
Средний |
Андрей |
Низкий |
Денис |
Средний |
В ходе проведения диагностики уровня развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста из данных таблицы видно, что 40 % (2детей) имеют высокий уровень восприятия, 40% (2 детей) показали средний уровень, низкий уровень восприятия выявлен у 20%(1 ребенок). Среди детей дошкольного возраста в норме, превалирует средний уровень восприятия. Маша с первого раза восприняла предложенный текст и безупречно выявила ошибочные слова стихотворений. Очень быстро определила ошибочные слова и Лена. Денис практически без ошибок выявил ошибочные слова в четверостишиях, некоторое замешательство было в последнем, сказал, что все правильно, а затем засмеялся и исправился, вместо «смеха» - «лая» - псов сторожевых. Нине пришлось зачитывать текст несколько раз и медленно, для того, чтобы девочка смогла воспринять и определить ошибочные слова. Андрею пришлось зачитывать четверостишия несколько раз, так как ребенок не смог с первого раза воспринять стихотворения, но ошибки выявил не сразу, с подсказками.
Показатели уровня развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Методика Л. А. Венгер «Восприятие на слух стихотворного текста.
Рис2
Вывод: исходя из результатов
по данной методике и опираясь на наше
наблюдение за детьми в реальной жизни,
можно в очередной раз
3.Методика: «Восприятие
реальных и контурных картинок»
Таблица№3
Испытуемые |
Уровень восприятия |
Маша |
Высокий |
Лена |
Высокий |
Нина |
Низкий |
Андрей |
Средний |
Денис |
Высокий |
При выполнении испытуемыми задания «Восприятие реальных контурных картинок» были получены следующие результаты. Из таблицы видно, что из 5-ти испытуемых 60% (3детей) с высоким уровнем, 20% (1ребенок) показал средний уровень выполнения задания, 20% (1ребенок) с низким уровнем восприятия. Маша, Лена и Денис по первой картинке «А» определили, что изображена собака, без всяких затруднений и подсказок. Андрей показал средний уровень восприятия, увидев рисунок «Б» длительное время смотрел на него, затратил 11 секунд, затем сказал: «Это же собака». Нина получила низкий уровень, т.к. только после предъявления картинки «В», ребенок, внимательно посмотрев, ответил, что это собака и ей не хватает головы.
Когда был показан рисунок «Г», где нарисована со всеми деталями собака, дети, перебивая друг друга, кричали, что видели такую же собаку, кто-то у соседей, кто-то у родственников и т.д.
Уровни восприятия контурных картинок
Рис3
Таким образом, исходя и, мы видим, что у детей в норме превалирует высокий уровень развития восприятия 60%, Немаловажное значение имеют способности ребенка, которые должны учитываться в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Если усвоение и формирование восприятия происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно будет поверхностным, не полноценным.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития дошкольном в детстве трудно переоценить, именно этот возраст благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
В процессе исследования были выявлены особенности восприятия с опорой на зрительные и слуховые анализаторы..
Восприятие дошкольников, основанное на наглядность (зрительное ощущение) лучше развито, чем восприятие с опорой на слуховое ощущение. В процессе нашей работы цель была достигнута, задачи выполнены:
- был проведен
анализ психолого-
- выявлены особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого применялись методики на определение уровня восприятия.
Восприятие у детей с нормальным уровнем развития, целенаправленное, планомерное, управляемое и осознанное, тесно связано с речью и мышлением, идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов, является ориентировочной основой практической деятельности и развивается в тесной связи с ней. Поэтому уровень восприятия высокий.
Список используемой литературы
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Знание, 2005. – 468 с.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 2007. – 592 с.
3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн., 2004. – 620 с.
4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: ФАИР ПРЕСС, 2000. – 429 с.
5. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Знание, 2007. – 370 с.
6. Петровский А.В. Краткий психологический словарь – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 260 с.
7. Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. Автореферат.- М.2005, 8 с.
8. КатаеваА.А., СтребелеваЕ.А. Дошкольная олигофрено-педагогика-М.,2005.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 2-е изд. – М.: «ВЛАДОС», 2008. – Кн. 2: Психология образования. – 643 с.
11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 632 с.
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Знание, 2007. – 462 с.
13.Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М., 1999. – 472 с.
14. Профилактическая психология в тестах. – М.: ACT-ПРЕСС, 2007. – с.245.
15. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии в 2-х томах. − Изд. 2-е – М.: Просвещение, 2006. – Т.1. – 542 с.
16. Сакулина Н.Н. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка дошкольного возраста. – М., 2009. – 639 с.
16. Стребелева Е.А.,Екжанова Л.А. Программа коррекционно – развивающая. Воспитании и обучение детей с интеллектуальными нарушениями.
17. Стребелева Е.А. Специальная - дошкольная педагогика. М -2008, с.25.25.
18. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 2007. – 636 с.
19. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.|| М.1960 г., с.52.
20. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.|| М.2008 г., с.75
21. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 592 с.
22. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология - М.: Знание, 2007. – 658 с.
23. Выготский Л.С. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 2007. – 620 с.
24. Грановская P.M. Элементы практической психологии. – СПБ.: Издательство «Питер», 2006. – 428 с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 2006. – 364 с.
Информация о работе Восприятия у детей старшего дошкольного возраста