Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания. Педагогическая деятельность Я. А. Каменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:50, реферат

Краткое описание

Овладение любой научной дисциплиной требует обстоятельного осмысления общетеоретических идей и положений, которые лежат в основе развития соответствующей отрасли знания и без усвоения которых иногда невозможно глубоко понять науку вообще. Вот почему в вузах изучаются даже специальные учебные курсы, которые вводят студентов в теоретические проблемы той или иной науки. Есть такой курс и в составе педагогических дисциплин - «Введение в педагогику». Иногда он изучается как особая научная дисциплина, иногда же выступает как начальный раздел общего курса педагогики. Но и в том, и в другом случае в нем раскрываются основные факторы развития педагогической науки, ее предмет, методологические основы, а также те детерминанты, под влиянием которых разрабатываются цели воспитания, его сущность и общие подходы к осуществлению этого сложнейшего процесса

Содержание

1. Введение
2.Чем была обусловлена необходимость воспитания и развития педагогической теории как особой отрасли научного знания?
3.Как произошло название науки о воспитании - педагогики и какие древние деятели и философы разрабатывали педагогические идеи?
4.Какое влияние оказывали и оказывают, идеология и политика общества на развитие педагогики?
5. Какие виднейшие деятели западноевропейской и отечественной педагогики внесли значительный вклад в развитие педагогической теории?
6. Педагогическая деятельность Я. А. Каменского

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА КАМЕНСКИЙ.docx

— 42.06 Кб (Скачать файл)

Необходимость анализа и систематизации народных представлений о воспитании, его национальных обычаев и традиций привела к разработке специальной научной дисциплины - этнопедагогики (этнос - народ, нация), которая в последнее время получает все более широкое развитие.

4. Когда и кем педагогика была выделена в особую научную дисциплину и что является предметом ее исследования?

Как особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561-1626). В трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623) среди других отраслей знания, достойных быть самостоятельными научными дисциплинами, он назвал ипедагогику, под которой понимал «искусство обучения чтению». Это было не только признанием ее исключительно важного значения в развитии общества, но и способствовало ее более интенсивному последующему развитию.

Немаловажным стимулом для развития педагогики явилось также создание специальных учебных заведений по подготовке учителей. В 1732 г., в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г.Штеттин). В это же время начинается подготовка учителей в России при созданной Петром I Академии наук. В 1779 г. учреждается педагогическая учительская семинария при Московском университете, а в 1804 г. в России открываются педагогические институты, в которых слушателей в той или иной мере приобщали к педагогическим знаниям. В 1840 г. вначале в российских педагогических институтах, а в 1850 г. и в университетах учреждаются кафедры педагогики.

Весьма существенным является вопрос о том, что следует считать предметом исследования педагогики. Для его осмысления необходимо иметь в виду, что даже в некоторых учебных пособиях он освещается не совсем верно. В частности, иногда считается, что поскольку педагогика разрабатывает проблемы воспитания, значит, и предметом ее исследования является воспитание. Но это не совсем так. Дело в том, что хотя педагогика действительно раскрывает теоретические идеи и закономерности воспитания, эти идеи и закономерности из самой воспитательной деятельности как таковой непосредственно не вытекают. Он обусловливаются сущностью и закономерностями развития и формирования человека как социального существа, а также теми требованиями к его подготовке, которые задаются обществом.

В этой связи обратим внимание на то, как разрабатывали педагогику ее виднейшие деятели - Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др. Они прежде всего стремились уяснить, как развивается растущий человек, в чем состоит сущность этого развития, и лишь на этой основе освещали цели, содержание и методику воспитания.

Вот почему более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Об этом еще в 50-е гг. писал А.Ф.Протопопов: «Предметом... педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания».

Здесь уместно обратить внимание на то, что свой фундаментальный педагогический труд К.Д.Ушинский назвал так: «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», указывая на то, что именно человек, его развитие и формирование должны находиться в фокусе педагогических исследований и определять теоретические и методические подходы к его воспитанию.

К проблемам, которые исследует педагогика, относятся:

  • изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности;
  • определение целей воспитания;
  • разработка содержания воспитания;
  • исследование методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности.

5. Какие виднейшие деятели западноевропейской и отечественной педагогики внесли значительный вклад в развитие педагогической теории?

Подъем в развитии педагогической теории, начавшийся в эпоху Возрождения, продолжался и в последующее время и ознаменовался появлением в западноевропейской и отечественной педагогике ряда крупных ее деятелей, создавших оригинальные теоретические концепции воспитания. Это - Дж.Локк (1632-1704) в Англии, Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) во Франции, Г.Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, И.Гербарт (1776-1841) и А.Дистервег (1790-1866) в Германии, Симеон Полоцкий (1629-1680), М.В.Ломоносов (1711-1765), Л.Н.Толстой (1828-1910) в России и др.

Какие педагогические идеи они развивали?

Если Ф.Бэкон лишь выделил педагогику в качестве самостоятельной отрасли знания, то Я.А.Коменский (1592-1670) фундаментальными теоретическими трудами существенно упрочил ее научный статус. Он развивал сформировавшиеся в эпоху Возрождения идеи гуманизации воспитания и уважительного отношения к детям; выступал за всеобщее образование и единую для всех учащихся школу; разрабатывал принципы природосообразностивоспитания, согласно которым последнее должно соответствовать «природной гармонии тела и души», способствовать физическому и интеллектуальному развитию детей, быть для них посильным, совершаться постепенно и без спешки.

В знаменитом труде «Великая дидактика» (1632-1638) Я.А.Коменский разработал основные вопросы обучения и сформулировал ставшими классическими дидактические принципы его осуществления: наглядность, сознательность, доступность, систематичность, прочность и др. Он выступал против схоластической зубрежки и физических наказаний детей. В книге «Материнская школа» (1632) Я.А.Коменский одним из первых в педагогике разрабатывал проблемы дошкольного воспитания.

Дж.Локк в труде «Мысли о воспитании» (1693) выступал против распространенного в его время мнения о врожденном характере развития личности и уподоблял ребенка «чистой доске» (tabula rasa), на которой якобы можно писать что угодно, указывая тем самым на огромную роль воспитания.

Ж.-Ж.Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. А поскольку это так, то воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию этого природного совершенства, а должно основываться на предоставлении детям полной свободы, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке в педагогике теории «свободного воспитания» - «педоцентризма», т.е. необходимости целиком следовать за влечениями и желаниями детей, не мешая их спонтанному (самопроизвольному) развитию. Хотя в научном отношении указанные мысли были необоснованными, но в них находила свое отражение борьба Руссо против жестокого обращения с детьми и физических наказаний, процветавших в воспитании в то время.

Г.Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теоретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных учреждениях. В сочинении «Лингард и Гертруда» (1781-1787) он развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им чувства сострадания к людям как основы нравственного воспитания. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединять обучение и воспитание с организацией посильного труда детей, использовал воспитательное влияние детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для формирования своих питомцев. Он разрабатывал также методические основы начального обучения.

Большую роль в развитии педагогической теории сыграл И.Гербарт. Если Руссо разрабатывал вопросы воспитания, исходя из природного совершенства детей, то Гербарт наоборот, полагал, что дети рождаются с «дикой резвостью», которую нужно подавлять с помощью угроз, наказаний, записи их проступков в дисциплинарный журнал кондуит и даже карцера. Этим он закладывал основы авторитарного воспитания. Но Гербарт продвинул развитие теории обучения, выделяя в нем такие этапы, как ясность, ассоциации, система, метод, подчеркивая необходимость организации соответствующей учебно-познавательной деятельности учащихся. Он впервые обосновал необходимость воспитывающего обучения, важное значение придавал нравственному воспитанию.

С демократических позиций разрабатывал педагогику А.Дистервег. Особенно полезными были его идеи активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, расширения их самостоятельной учебной работы. Будучи директором Берлинской учительской семинарии, он написал получившую широкую известность работу «Руководство к образованию немецких учителей» (1835), а также более 20 учебников и руководств по математике, географии, астрономии. Дистервег продолжал развивать идеи природосообразности воспитания, т.е. следование за естественным ходом развития детей, необходимости учета их возрастных и индивидуальных особенностей в развитии внимания, памяти, мышления и т.д. В то же время он выдвигал идею окультуросообразности воспитания, т.е. его тесной связи с культурой и духовной жизнью общества.

Значительное развитие получила педагогическая мысль в России. В XVII в. Епифаний Славинецкий (ум.в 1675) создал труд «Гражданство обычаев детских».

Выходец из Беларуси Симеон Полоцкий считал, что главным фактором воспитания является пример родителей и учителей, а также окружающая среда. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое должно направляться на формирование у них чувств и разума.

Вопросы образования и воспитания разрабатывал М.В.Ломоносов. Он заботился о подготовке учителей и создал такие учебные книги, как «Риторика» (1748) и «Российская грамматика» (1755).

Немалые заслуги перед российской педагогикой имеет Н.И.Новиков (1744-1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума». Новиков считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательное отношение к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей» он впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. Примечательным является его суждение о том, что педагогика «есть особенно тонкая наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка».

Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внес К.Д.Ушинский (1824-1870). Характер его педагогических идей и взглядов хорошо обозначен уже в названиях его важнейших работ: «О пользе педагогической литературы» (1857), «О народности в общественном воспитании» (1857), «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (в 2 т., 1868-1869) и др. Созданные им учебные книги для детей начальных классов «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) выдержали множество переизданий.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н.Толстой. В своем имении Ясная Поляна он открыл начальную школу для крестьянских детей, в которой реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. Придерживаясь идеи свободного воспитания, он обращал внимание на развитие любознательности и познавательных интересов детей, формирование у них самостоятельности и творческих способностей, создал учебник для начальной школы «Азбука».

В Беларуси вопросы воспитания разрабатывали Ф.Скорина (ок.1490-ок.1541), Л.Зизаний (Тустановский) - (?-после 1633). Последний учительствовал в братских школах и в 1596 г. издал учебные пособия: «Азбука», «Лексис», «Грамматика словенска» и др. Позже значительный вклад в развитие образования и белорусской педагогической мысли внесли отец поэта М.Богдановича А.Е.Богданович (1862-1940), писательница Тётка (А.Пашкевич) (1876-1916), написавшая книгу «Первое чтение для деток белорусов», Я.Колас (1882-1956), создавший пособие «Второе чтение для детей белорусов», а также «Методику родного языка».

К настоящему времени педагогика сложилась как фундаментальная наука по вопросам обучения и воспитания, без знания и умелого использования теоретических и методических идей которой невозможно дальнейшее совершенствование деятельности образовательно-воспитательных учреждений в соответствии со всевозрастающими требованиями к их работе, предъявляемыми нашим обществом.

Под влиянием этих требований педагогика выходит на более высокий уровень своего развития. Проводимые во многих странах реформы образования главным вопросом поставили разработку инновационных идей и методик, которые способствовали бы более эффективному развитию формируемой личности в процессе специально организованного обучения и воспитания.

Краткий исторический экскурс в развитие педагогики позволяет представить не только своеобразие различных идей и концепций по вопросам воспитания, но и понять, насколько сложна и трудна разработка его теоретических и методических основ.

Таким образом, на разработку педагогической теории определяющее влияние оказывали и оказывают объективные потребности общества в воспитании и подготовке к жизни молодого поколения, а также идеология и политика общества. Есть, однако, и другие факторы, которые сказываются на ее развитии. К ним, в частности, относятся:

  • методология исследования педагогических явлений и процессов;
  • связь педагогики с другими науками;
  • модернизация и обогащение методов педагогического исследования.

5. Педагогическая деятельность  Я. А. Каменского.

В содержании образования, его организации и методах обучения краеугольным камнем выступает проблема пансофии, которую Коменский определял как всеобщую мудрость, как отражение в сознании человека всего сущего.

В полной мере идея пансофиии, ее сущность, значение, а главное, приобщение к ней подрастающего поколения реализуется в его труде «Великая дидактика». Уже в заголовке книги Коменский определяет ее содержание как «универсальное искусство учить всех всему... кратко, приятно, основательно». В содержание «Великой дидактики» входят не только проблемы образования и обучения, но и нравственного воспитания, дисциплины, требований к учителю и т. д.

В «Великой дидактике» педагогика обрела свой предмет, свои принципы, которые составили особую науку, не существовавшую в качестве специального знания.

Коменский не пользуется понятием «принципы дидактики». Однако если считать принципами существенные положения, определяющие наиболее общие подходы к достижению целей обучения, то вполне правомерно говорить о разработке Коменским таких принципов. В первую очередь это принципа наглядности обучения. Коменский обосновывает этот принцип гносеологическими положениями, вытекающими из его сенсуалистических взглядов и связанными с философией Ф. Бэкона о том, что источник знаний о мире это наши ощущения. На этой основе Коменский сформулировал золотое правило наглядности: «... все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут схватываться несколькими чувствами», – пишет Коменский в «Великой дидактике».

Информация о работе Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания. Педагогическая деятельность Я. А. Каменского