Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:42, дипломная работа
Цель исследования – определить особенности гендерных стереотипов в современном обществе и обозначить методы их расшатывания.
Задачи:
1 Раскрыть суть научного понятия «гендер», его содержание, особенности и современные направления гендерной психологии.
2 Определить особенности и структуру гендерных стереотипов в современном обществе.
Введение
1. Социально-психологические проблемы гендерной психологии
1.1 Понятие гендера
1.2 Предпосылки и этапы развития гендерной психологии
1.2.1 Специфика отечественных исследований в области психологии пола
1.2 2 Гендер как социальная категория
1.3 Социальные нормы, роли и гендерные конфликты
1.4 Основные теории, концепции и методы исследования гендерных характеристик
2. Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список использованных источников
В рамках метода грубой индукции анализировались расхожие житейские высказывания о мужчинах и женщинах, полученные, как правило от знакомых исследователя. Но надёжность результатов, основанных на мнениях испытуемых, как правило невелика: дело в том, что у большинства из них существует имплицитная гендерная теория о половых различиях, характеристиках женщин и мужчин. Используя метод дедукции достижения общей психологии и установленные в ней закономерности применялись к испытуемым с учётом их пола. При этом существовала опасность, что не будут учтены те или иные специфические особенности (в частности, женщин), так как заранее предполагалось, что все испытуемые похожи друг на друга, т.е. подчиняются общим закономерностям. Особенно часто этот метод использовали французские исследователи. И в современной гендерной психологии результаты могут искажаться из-за того, что к примеру изучая женщин-испытуемых, учёные применяют методики, которые оправдали своё на испытуемых мужчинах. Биографический же метод использовался для анализа выдающихся исторических деятелей, однако возможности его применения к женщинам ограничены, так как, во-первых, среди женщин мало широко известных исторических личностей, во-вторых, исторические роли мужчин и женщин освещены неравномерно и, в-третьих, различия между знаменитыми и незнаменитыми мужчинами неодинаковы в силу того, что женщине труднее добиться известности, чем мужчине.
В настоящее время в гендерной психологии используется весь арсенал психологических методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тестирование, моделирование. Однако не все методики пригодны для изучения гендерной проблематики. При сравнении эффективности решения задач мужчинами и женщинами необходимо применять такие задачки, которые были бы сформулированы на языке, понятном и удобном для обоих полов, были бы интересны и мужчинам и женщинам. Если эти особенности не учитываются, это может привести к искажению результатов. Важным также является пол экспериментатора.
Необходима гендерная экспертиза психологических методик для оценки их пригодности при изучении обоих полов. Некоторые методики необходимо адаптировать специально для изучения определённых проблем (например, состояние женщин во время беременности и после родов, во время менструального цикла и т.п.).
Наиболее широко применяющиеся методики в гендерной психологии, направлены на изучение гендерных различий по личностным характеристикам и социальному поведению, это:
MMPI, MMPI-A (для подростков), HSPQ (16PF), CPI (California Psychological Inventory), GZTS (Guilford-Zimmerman Temperament Survue), IPAT (Institute for Personality and Ability Testing), IASQ (Anxiety Scale Questionnaire), NEO-PI u NEO-PI-R (NEO Personality Inventory Revised), GPP (Gordon Personal Profile), GPI (Gordon Personal Inventory), CPS (Comrey Personality Scales), EPQ-R (Easenck Personality Questionnaire Revised), EPPS (Edwards Personal Preference Schedule), PRF (Personality Research Form) [7, С. 42].
Эти методики изучают наиболее известные наборы личностных характеристик: нейротизм, экстраверсию, открытость к познанию, заботливость, добросовестность, по которым обычно обнаруживаются гендерные различия. Они имеют тестовые нормы для мужчин и женщин.
Содержание гендерной идентичности изучается с использованием как качественных, так и количественных методов, направленных на раскрытие причинно-следственных связей. Отличительные черты качественных методов по сравнению с количественными отражены в таблице №1 «Характеристики качественных и количественных методов» (см. приложение А).
В психологии гендерных различий широко используется и такой метод исследований как метаанализ. Он пришёл на смену так называемому качественному литературному обзору. Был введён в 1976 г. Дж. Гласом.
Это метод вторичной математической обработки независимых исследований, посвящённых одной проблеме. Подбирается множество работ, после чего составляется база данных, куда включаются различные переменные, к примеру, пол исследователя, год проведения. При этом везде присутствует статистический показатель половых различий. В одних случаях превосходство обнаруживаются у мужчин, в других у женщин, в-третьих - различия отсутствуют. Затем эти данные подвергаются новой математической обработке, и в итоге вычисляется величина d - степень различий. Она может быть малой, средней и большой (даже при установлении малой степени это значимые различия). В итоге делается заключение о том, имеются ли половые различия и насколько они велики.
К сожалению, как подчёркивает Т.В. Бендас [7, С. 42] отечественной науке этот метод пока не получил распространения - прежде всего в силу технических причин. У нас принято изучать новые проблемы даже на уровне дипломных работ, поэтому создать достаточно обширную базу данных исследований, посвящённых изучению одной темы, просто не представляется возможным.
Выводы по первой главе
2. Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества
Комплекс гендерных характеристик личности представляет собой многофакторный конструкт, включающий в себя гендерную идентичность, маскулинные и феменинные черты личности, стереотипы и установки, связанные с полотипичными формами и моделями поведения.
Этапы исследования:
1-й этап: констатирующий эксперимент, направленный на изучение гендерных характеристик и выявление гендерных стереотипов.
2-й этап: формирующий эксперимент с группой испытуемых, у которых наиболее ярко представлены гендерные стереотипы, направленный на их осознание и расширение, на исправление искажённости восприятия гендера.
Эксперимент проходил на базе СГИ, в течении 2 месяцев, в эксперименте участвовало 14 студентов.
Предметом исследования являлись личностные гендерные характеристики студентов.
Объект исследования - 14 студентов 3 курса, факультета психологии, (подобранных согласно принципу гендерного равновесия).
Гипотеза исследования: чем выше конформность личности влиянию социума, тем ярче представлены в её структуре гендерные стереотипы.
Цель - расширение знаний о гендерных характеристиках личности;
Методы: опрос; анкетирование; тестирование; групповая дискуссия; мозговой штурм; наблюдение.
Констатирующий эксперимент был организован следующим образом: Основным в исследовании являлся методический приём «психологическая психодиагностика» который заключался в том, что студенты заполняли предложенные им методики и опросники, направленные на диагностику различных характеристик своей личности, а затем анализировались и обсуждались полученные результаты. В условиях психологической самодиагностики исследователь и испытуемый оказывался и тем же лицом.
В процессе ознакомления с результатами психологической самодиагностики у студентов отмечался повышенный интерес к полученной информации, так как она для них являлась личностно значимой. В процессе этого шло активное усваивание новой теоретической информации о гендерных характеристиках и стереотипах, которая помогала прояснять содержательную сторону эмпирических фактов, характеризующих психологические особенности каждой личности и уточнить их представления о собственных гендерных стереотипах.
При использовании данного метода практические задания, выполняемые студентами, сочетались с процессом саморефлексии и обсуждением теоретического материала.
Оснащение исследования: тесты и бланки опросников для изучения гендерных характеристик:
Ход эксперимента:
Суть эксперимента заключается в следующем: студентам были розданы бланки опросников, представленных выше, в которых нужно было отметить позиции, с которыми испытуемые были согласны. После заполнения бланков, проводился обобщённый анализ и групповое обсуждение полученных результатов, с целью повысить уровень саморефлексии у студентов.
Рассмотрим детально каждую методику:
Разработан представителями интеракционистской ориентации М. Куном и Т. Макпартлендом.
Цель опросника: выявить роли гендерных характеристик в структуре Я-концепции личности; изучить содержательные характеристики идентичности личности.
Студентам были розданы бланки и зачитывалась инструкция (см. Приложение Б).
Вопрос «Кто Я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом Я или Я-концепцией. Отвечая на вопрос «Кто Я?» человек указывает роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть социальным статусом и теми чертами, которые, по его мнению, связываются с ним.
Наиболее часто встречающимися ответами являлись:
Данные теста «Кто Я?» обрабатывались с использованием метода контент-анализа.
Обобщённые параметры исследования представлены в таблице №1.
Таблица 1. Результаты изучения характеристик в структуре «Я-концепции» личности
№ |
Пол |
Ф.И.О. |
Социальная идентичность |
Личностная идентичность | ||||
Семейные роли |
Проф. роли |
Другие соц. роли |
Фемин. характ. |
Маскулин. характ. |
Нейтр. характ. | |||
1 |
Ж |
А.Н. |
6 |
1 |
2 |
8 |
1 |
2 |
2 |
Ж |
Б.И. |
5 |
- |
4 |
8 |
- |
3 |
3 |
Ж |
Б.А. |
7 |
1 |
2 |
6 |
1 |
3 |
4 |
Ж |
П.С. |
7 |
2 |
1 |
7 |
1 |
2 |
5 |
Ж |
С.В. |
2 |
2 |
7 |
2 |
1 |
6 |
6 |
Ж |
У.М. |
5 |
2 |
2 |
6 |
1 |
4 |
7 |
Ж |
Ф.А. |
6 |
2 |
4 |
5 |
2 |
2 |
8 |
М |
Б.И. |
1 |
7 |
2 |
1 |
8 |
1 |
9 |
М |
Г.А. |
1 |
6 |
2 |
2 |
8 |
1 |
10 |
М |
Д.В. |
1 |
9 |
1 |
1 |
7 |
1 |
11 |
М |
М.С. |
2 |
1 |
7 |
1 |
2 |
7 |
12 |
М |
О.Г. |
1 |
7 |
3 |
1 |
7 |
1 |
13 |
М |
У.М. |
2 |
5 |
3 |
2 |
5 |
2 |
14 |
М |
Ц.А. |
1 |
6 |
3 |
1 |
6 |
3 |
Как видно из представленной таблицы, в большинстве ответов присутствовала в самоописаниях характеристика, обозначающая пол, причём порядок её упоминания был в числе первых трёх характеристик, что говорит о значимости этой характеристики в структуре «Я-концепции» личности, актуализированности её в сознании, и наибольшей мере её осознанности.
У испытуемых 1,4,10 и 14 наблюдалось наибольшее количество маркированных самоопределений, указывающих на то, что гендерная идентичность занимает ведущее место в структуре Я-концепции личности.
У испытуемых под номером 2,3,6,7 - в числе первых ответов есть самоописание обозначающее пол, а семейные роли и феменинные характеристики доминируют над профессиональными и маскулинными; у испытуемых под номерами 8,9,12,13 - также в числе первых самоопределений присутствовали характеристики, обозначающие пол, а маскулинные и профессиональные характеристики превалируют над семейными и феменинными, что позволяет всех выше перечисленных отнести к числу представителей полотизированной Я-концепции, то есть к числу людей, чьё поведение и самоопределение совпадает с тем, которое считается в обществе гендерно-соответствующим.
Лишь испытуемые под номерами 5 и 11 продемонстрировали неполотизированную Я-концепцию. В их ответах пол упоминался в конце списка, а наиболее представленными являлись категории других социальных ролей и нейтральных характеристик.
Путём групповой дискуссии и обсуждения полученных результатов, пришли к выводу, что быть мужчиной или женщиной значит постоянно пребывать в условиях гендерной оценки. Студенты оценивали себя и других на основе представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины. Соотношение собственных представлений с общепринятыми играет большую роль в психологическом самочувствии личности студента. В соответствии с гендерными стереотипами маскулинности-фемининности мужчины, по их мнению, должны быть компетентны, доминантны, логичными, способными управлять своими эмоциями, а женщины - более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны. В соответствии с сформировавшимися у студентов стереотипами о ролевых предназначениях мужчин и женщин предполагается, что для женщин главными социальными ролями являются семейные роли, а для мужчин - профессиональные.
Наибольший интерес вызвали ответы испытуемых под номерами 1,4,10,14, так ка их ответы говорили об очень сильной подверженности гендерным стереотипам, что послужило к более глубокому наблюдению за их поведением, с целью изучения других личностных особенностей.
Данный опросник разработан Сандрой Бэм (см. Приложение В).
Цель: - выявление степени выраженности феменинных и маскулинных характеристик; - определение типа личности: феменинный, маскулинный, андрогинный.