Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:42, дипломная работа
Цель исследования – определить особенности гендерных стереотипов в современном обществе и обозначить методы их расшатывания.
Задачи:
1 Раскрыть суть научного понятия «гендер», его содержание, особенности и современные направления гендерной психологии.
2 Определить особенности и структуру гендерных стереотипов в современном обществе.
Введение
1. Социально-психологические проблемы гендерной психологии
1.1 Понятие гендера
1.2 Предпосылки и этапы развития гендерной психологии
1.2.1 Специфика отечественных исследований в области психологии пола
1.2 2 Гендер как социальная категория
1.3 Социальные нормы, роли и гендерные конфликты
1.4 Основные теории, концепции и методы исследования гендерных характеристик
2. Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
Заключение
Список использованных источников
Обсуждение результатов проводилось в контексте информации о концепции андрогинии.
Результаты представлены в таблице №2.
Таблица 2 - Показатели феменинности и маскулинности у студентов
№ |
Пол |
Ф.И.О. |
F (сумма баллов по фемен./20) |
M (сумма баллов по маск./20) |
IS=(F-M)*2,322 |
Тип личности |
1 |
Ж |
А.Н. |
1 |
0,1 |
2,1 |
феменинный |
2 |
Ж |
Б.И. |
0,7 |
0,2 |
1,2 |
феменинный |
3 |
Ж |
Б.А. |
0,8 |
0,2 |
1,4 |
феменинный |
4 |
Ж |
П.С. |
0,95 |
0,05 |
2,2 |
феменинный |
5 |
Ж |
С.В. |
0,6 |
0,3 |
0,7 |
андрогинный |
6 |
Ж |
У.М. |
0,9 |
0,1 |
1,9 |
феменинный |
7 |
Ж |
Ф.А. |
0,85 |
0,15 |
1,73 |
феменинный |
8 |
М |
Б.И. |
0,3 |
0,8 |
-1,22 |
маскулинный |
9 |
М |
Г.А. |
0,3 |
0,75 |
-1,04 |
маскулинный |
10 |
М |
Д.В. |
0,05 |
0,93 |
-2,05 |
маскулинный |
11 |
М |
М.С. |
0,5 |
0,4 |
-0,3 |
андрогинный |
12 |
М |
О.Г. |
0,2 |
0,95 |
-1,8 |
маскулинный |
13 |
М |
У.М. |
0,1 |
0,78 |
-1,58 |
маскулинный |
14 |
М |
Ц.А. |
0 |
1 |
-2,322 |
маскулинный |
Феменинный тип личности (6 человек) - 43%
Маскулинный тип личности (6 человек) - 43%
Андрогинный тип личности (2 человека) - 14%
Как видно из таблицы, ответы испытуемых подтвердили результаты первого тестирования. Они стойко продемонстрировали подверженность стереотипам феменинности и маскулинности. Испытуемых под номерами 5 и 11, можно отнести к андрогинному типу личности, однако с низким уровнем, так как показатели маскулинности-феменинности оказались не высоки.
В процессе совместного обсуждения со студентами результатов и итогов тестирования обращалось внимание на данные о более высоком уровне социально-психологической адаптированности лиц с андрогинным типом личности, то есть с высокой способностью варьировать поведение в зависимости от ситуации, помогающей в стрессовых ситуациях, способствующей достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности.
Таким образом, важность андрогинии заключается в том, что она даёт возможность осознания одинаковой привлекательности качеств, традиционно считающихся мужскими и женскими. Это особенно важно в свете того, что мужские качества представляются как более нормативные и желательные.
Было замечено, что испытуемые с наиболее высокими индексами выраженности феменинных и маскулинных качеств соответственно пола, принимали наименьшее участие в групповых обсуждениях, стеснялись высказать своё мнение, ориентировались на коллег, принимали в основном позицию зависимости-подчинённости.
Данный вариант методики был модифицирован отечественными учёными Ю.А. Решетняк и Г.С. Васильченко. этот тест многоаспектен и направлен на изучение различных личностных особенностей, в том числе на выявление степени выраженности маскулинных и феменинных характеристик в структуре личности (см. Приложение Г).
Тест включает в себя список из 128 характерологических свойств-утверждений, сгруппированных в 8 шкал, определяющих различные личностные черты: 1 шкала-лидерство, 2 шкала-уверенность в себе, 3 шкала-требовательность, 4 шкала-скептицизм, 5 шкала-уступчивость, 6 шкала-доверчивость, 7 шкала-добросердечие, 8 шкала-отзывчивость.
Подсчёт количества баллов, набранных по каждой из шкал проводится в соответствии с ключом и оценочным листом (см. Приложение В).
Количество набранных баллов испытуемыми представлено в сводной таблице №3.
Таблица 3 - Показатели различных гендерных особенностей
№ |
Пол |
Ф.И.О. |
1 шк |
2 шк |
3 шк |
4 шк |
5 шк |
6 шк |
7 шк |
8 шк |
|
1 |
Ж |
А.Н. |
1 |
1 |
3 |
3 |
4 |
3 |
6 |
2 |
Я-реальное |
2 |
2 |
4 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
Я-идеальное | |||
2 |
Ж |
Б.И. |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Я-реальное |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
6 |
Я-идеальное | |||
3 |
Ж |
Б.А. |
2 |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
2 |
1 |
Я-реальное |
4 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Я-идеальное | |||
4 |
Ж |
П.С. |
2 |
2 |
1 |
3 |
4 |
3 |
5 |
2 |
Я-реальное |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
Я-идеальное | |||
5 |
Ж |
С.В. |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
Я-реальное |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Я-идеальное | |||
6 |
Ж |
У.М. |
5 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я-реальное |
7 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
5 |
6 |
Я-идеальное | |||
7 |
Ж |
Ф.А. |
2 |
3 |
3 |
2 |
5 |
4 |
5 |
3 |
Я-реальное |
5 |
2 |
4 |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
Я-идеальное | |||
8 |
М |
Б.И. |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
Я-реальное |
5 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
6 |
5 |
Я-идеальное | |||
9 |
М |
Г.А. |
4 |
4 |
3 |
5 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Я-реальное |
6 |
5 |
4 |
4 |
2 |
2 |
5 |
4 |
Я-идеальное | |||
10 |
М |
Д.В. |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Я-реальное |
4 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
Я-идеальное | |||
11 |
М |
М.С. |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Я-реальное |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
Я-идеальное | |||
12 |
М |
О.Г. |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я-реальное |
6 |
5 |
4 |
4 |
2 |
4 |
5 |
2 |
Я-идеальное | |||
13 |
М |
У.М. |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Я-реальное |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
Я-идеальное | |||
14 |
М |
Ц.А. |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
8 |
2 |
Я-реальное |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
Я-идеальное |
Характеристики первых четырёх шкал соответствуют набору черт, традиционно ассоциирующихся с понятием «маскулинность», а с пятой по восьмую - с понятием «фемининность».
Для получения значения выраженности маскулинных качеств необходимо сумму значений по первым 4 шкалам разделить на 4.
М=(сумма баллов с 1-ой по 4-ю шкалу): 4.
Соответственно получение значения выраженности феменинных качеств проводится по формуле:
F=(сумма баллов с 5-ой по 8-ю шкалу): 4.
Основной упор при обработке результатов делался на сравнение значений, отражающих представления о наличном уровне развития маскулинных и феменинных характеристик личности (Я-реальное), и желаемом уровне выраженности этих характеристик (Я-идеальное).
Было определено направление, в котором испытуемые стремятся развивать свои гендерные характеристики: относительно всех испытуемых, как видно из представленной выше таблицы, было выбрано направление следования гендерным стереотипам, усиления у себя полоспецифичных черт и уменьшения степени выраженности неполоспецифичных черт.
Полученные данные представлены в таблице №4.
Таблица 4 - Показатели степени выраженности феменинных и маскулинных качеств
№ |
Пол |
Ф.И.О. |
Маскулинные характеристики |
Феменинные характеристики |
|
1 |
Ж |
А.Н. |
2 |
3,75 |
Я-реальное |
2,25 |
3,25 |
Я-идеальное | |||
2 |
Ж |
Б.И. |
3 |
3,25 |
Я-реальное |
1,75 |
3 |
Я-идеальное | |||
3 |
Ж |
Б.А. |
3,75 |
3 |
Я-реальное |
2,25 |
2,5 |
Я-идеальное | |||
4 |
Ж |
П.С. |
2 |
3,5 |
Я-реальное |
2,25 |
1,012 |
Я-идеальное | |||
5 |
Ж |
С.В. |
2 |
2,5 |
Я-реальное |
2 |
3 |
Я-идеальное | |||
6 |
Ж |
У.М. |
3,75 |
3,25 |
Я-реальное |
3 |
3,5 |
Я-идеальное | |||
7 |
Ж |
Ф.А. |
2,5 |
4,25 |
Я-реальное |
3 |
2,75 |
Я-идеальное | |||
8 |
М |
Б.И. |
3,75 |
4 |
Я-реальное |
3 |
4 |
Я-идеальное | |||
9 |
М |
Г.А. |
4 |
2,5 |
Я-реальное |
4,25 |
3,25 |
Я-идеальное | |||
10 |
М |
Д.В. |
2,25 |
2,5 |
Я-реальное |
2,25 |
2 |
Я-идеальное | |||
11 |
М |
М.С. |
2,25 |
2,25 |
Я-реальное |
2,5 |
1,5 |
Я-идеальное | |||
12 |
М |
О.Г. |
3,75 |
3,75 |
Я-реальное |
4,25 |
3,5 |
Я-идеальное | |||
13 |
М |
У.М. |
3 |
3,25 |
Я-реальное |
4,25 |
3,25 |
Я-идеальное | |||
14 |
М |
Ц.А. |
2 |
3,75 |
Я-реальное |
1,5 |
3,5 |
Я-идеальное |
Как видно из показателей таблицы, данных полученных по опроснику С. Бэм и тесту Лири являются сходными, что служит показателем устойчивости маскулинных и феменинных характеристик в структуре гендерной идентичности.
Цель: изучение подверженности личности стереотипам маскулинности-фемининности.
Текст опросника и инструкция (см. Приложение Д).
Инструкция 1: «Оцените наличие (или отсутствие) у большинства женщин названных ниже качеств».
Инструкция 2: «Оцените наличие (или отсутствие) у большинства мужчин названных ниже качеств».
Полученные данные обрабатывались с помощью ключа (см. Приложение Г).
Результаты представлены ниже в таблице №5.
Таблица 5 - Показатели представленности маскулинных и феменинных характеристик в обобщённых образах мужчин и женщин
№ |
Пол |
Ф.И.О. |
Маскулинные характеристики |
Феменинные характеристики |
Обобщённый образ… |
1 |
Ж |
А.Н. |
18 |
4 |
Мужчины |
3 |
17 |
Женщины | |||
2 |
Ж |
Б.И. |
14 |
3 |
Мужчины |
6 |
17 |
Женщины | |||
3 |
Ж |
Б.А. |
19 |
4 |
Мужчины |
3 |
17 |
Женщины | |||
4 |
Ж |
П.С. |
16 |
3 |
Мужчины |
5 |
20 |
Женщины | |||
5 |
Ж |
С.В. |
15 |
13 |
Мужчины |
13 |
11 |
Женщины | |||
6 |
Ж |
У.М. |
20 |
3 |
Мужчины |
0 |
18 |
Женщины | |||
7 |
Ж |
Ф.А. |
15 |
2 |
Мужчины |
1 |
20 |
Женщины | |||
8 |
М |
Б.И. |
17 |
1 |
Мужчины |
1 |
15 |
Женщины | |||
9 |
М |
Г.А. |
14 |
2 |
Мужчины |
0 |
15 |
Женщины | |||
10 |
М |
Д.В. |
17 |
2 |
Мужчины |
4 |
19 |
Женщины | |||
11 |
М |
М.С. |
12 |
13 |
Мужчины |
14 |
14 |
Женщины | |||
12 |
М |
О.Г. |
12 |
7 |
Мужчины |
13 |
18 |
Женщины | |||
13 |
М |
У.М. |
11 |
6 |
Мужчины |
2 |
15 |
Женщины | |||
14 |
М |
Ц.А. |
20 |
8 |
Мужчины |
1 |
20 |
Женщины |
Высокий уровень стереотипности - 29%
Средний уровень стереотипности - 57%
Низкий уровень стереотипности - 14%
Представленные показатели свидетельствуют о наличии представлений о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» сконцентрировано в гендерных характеристиках. В полученных обобщённых образах мужчин и женщин отражается степень подверженности личности стереотипам маскулинности-феменинности.
Испытуемые под номерами 5 и 11 показали наименьшую степень подверженности стереотипам маскулинности-феменинности, так как в образах мужчин и женщин были в равной степени представлены и маскулинные и феменинные качества. Все испытуемые продемонстрировали большую степень стереотипного восприятия женского образа. Наиболее высокие результаты стереотипности восприятия обоих групп показали испытуемые под номерами 1,4,10,14. В предыдущих исследованиях они также показывали сходные результаты.
При обсуждении результатов рассматривалась роль гендерных стереотипов в ситуации межгруппового и межличностного восприятия и взаимодействия. Рассматривались как положительные, так и отрицательные стороны.
Гендерные стереотипы, как и любые другие социальные стереотипы, играют существенную роль в оценке человеком окружающего мира и себя, позволяя быстро, просто и достаточно надёжно категоризировать, упрощать своё социальное окружение. Однако, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, стереотип часто оказывается ложным и выполняет консервативную роль, формируя у личности студента ошибочное знание людей и деформируя процесс межличностного взаимодействия.
Данный опросник составлен И.С. Клецкиной.
Цель: изучение гендерных установок, касающихся распределения социальных ролей в семье.
Полученные результаты представлены в таблице №6.
Таблица 6 - Показатели типов представлений о семье
№ |
Пол |
Ф.И.О. |
Кол-во набранных баллов |
Тип представлений о семье |
1 |
Ж |
А.Н. |
45 |
Традиционные |
2 |
Ж |
Б.И. |
38 |
Традиционные |
3 |
Ж |
Б.А. |
40 |
Традиционные |
4 |
Ж |
П.С. |
42 |
Традиционные |
5 |
Ж |
С.В. |
15 |
Эгалитарные |
6 |
Ж |
У.М. |
28 |
Неопределённые |
7 |
Ж |
Ф.А. |
37 |
Традиционные |
8 |
М |
Б.И. |
25 |
Неопределённые |
9 |
М |
Г.А. |
30 |
Неопределённые |
10 |
М |
Д.В. |
38 |
Традиционные |
11 |
М |
М.С. |
13 |
Эгалитарные |
12 |
М |
О.Г. |
30 |
Традиционные |
13 |
М |
У.М. |
26 |
Неопределённые |
14 |
М |
Ц.А. |
48 |
Традиционные |