Гендерные особенности имён пользователей в Интернет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется интересом к никнейму как перспективному объекту многоаспектного анализа, потребностью описания сетевого имени как новой ономастической единицы в виртуальной реальности, также необходимостью изучения функциональных особенностей сетевого имени как малоизученного явления в виртуальной коммуникативной среде. В данной работе представлен новый взгляд на статус никнейма как особой группы имен собственных, выявлены их фонетические, графические, орфографические, словообразовательные, морфологические, лексические, эмоционально-экспрессивные и функционально-стилевые, психолингвистические и гендерные особенности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач №1.docx

— 143.01 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

“Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова”

 

 

 

 

 

 

 

Гендерные особенности  
имён пользователей в Интернет

 

 

 

 

 

 

 

 

                Курсовая работа

по современному русскому

литературному языку

студентки 2 курса

специальности

«Русский язык и литература.

Белорусский язык и литература»

отделения дневного обучения

Ангелины Владимировны Лазовской

 

Научный руководитель

доцент

Ирина Николаевна Лапицкая

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев

2013 г.

Оглавление

 

 

 

Введение

В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые, в частности, представлены использованием глобальной компьютерной сети - Интернет (Internet). Это в первую очередь связано с тем, что человечество за последнее столетие совершило огромный скачок в развитии науки и техники, что открыло новые просторы для деятельности человека.

Изучение гендерных различий в применении Интернета привлекает сегодня особое внимание. Главные вопросы, на которые исследователи обращают внимание, касаются проблем так называемого «гендерного разрыва», социально-демографической и социально психологической специфики женской и мужской части интернетного общества, а также гендерных различий интернет-активности (целей использования Интернета, общения в Интернете).

Но не так много исследований было проведено в области гендерных особенностей имён пользователей, поэтому  мной и была выбрана данная тема.

Гендер - это социальный конструкт, набор характеристик, определенных культурой общества, которые иденитифицируют социальное поведение мужчин и женщин и отношения между ними. Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда, принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Гендер – инструмент для понимания социальных процессов[18]

 

Актуальность  исследования  определяется  интересом  к  никнейму  как перспективному  объекту  многоаспектного  анализа,  потребностью  описания сетевого имени как новой ономастической единицы в виртуальной реальности,  также  необходимостью  изучения  функциональных особенностей  сетевого  имени  как  малоизученного  явления  в  виртуальной коммуникативной среде. В данной  работе представлен   новый  взгляд  на  статус  никнейма  как  особой  группы  имен собственных,  выявлены  их  фонетические, графические,  орфографические,  словообразовательные,  морфологические, лексические,  эмоционально-экспрессивные и функционально-стилевые, психолингвистические  и гендерные особенности.

Цель исследования: рассмотрение специфики никнейма как основного  средства  самопрезентации  реальной  личности  в виртуальной среде на основе гендерных различий.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1)  определить  статус  никнейма,  его  место  в  ономастической  системе языка как явления искусственной номинации; 

2) определить роль сетевого имени  во взаимодействии субъектов виртуальной коммуникации;

3)  выявить  орфографические, словообразовательные,  морфологические,  лексические,  эмоционально-экспрессивные,  функционально-стилевые,  психолингвистические  особенности никнеймов;

4)  рассмотреть влияние никнейма и на самоидентификацию, и на идентификацию виртуальной языковой личности;

5)  провести  опрос и свободный  ассоциативный  эксперимент  с  использованием никнеймов  в  качестве  слов-стимулов,  проанализировать  полученные  данные;

6)  исследовать  в  рамках  опроса  гендерные особенности выбора сетевых имён

Объектом  исследования  является  сетевое  имя  (синонимы:  «никнейм», «ник», «виртуальное имя»), используемое пользователями Интернет в процессе виртуальной коммуникации.

Предметом  исследования  послужили  обусловленные  спецификой Интернет-коммуникации  гендерные особенности  никнеймов  и  их функциональные свойства.

Практическая  ценность  данного исследования  определяется возможностью  использования  его  результатов в  лекционных  курсах  и  на практических  занятиях  по  языкознанию,  современному  русскому  языку,   в спецкурсах по психолингвистике, межкультурной коммуникации, ономастике, социолингвистике,  прагмалингвистике,  компьютерной  лингвистике,  основам киберлингвистики.

Методы  и  приемы  анализа  определяются  поставленными  задачами, теоретической  и  практической  направленностью  исследования,  характером анализируемого  материала.  В  процессе  работы  использовались  следующие методы и приемы исследования: метод сплошной выборки,  приёмы  наблюдения,  обобщения,   интерпретации,   опрос и ассоциативный  эксперимент, сопоставительный,  семантико-стилистическоий,  психолингвистический, статистический анализ данных. В исследовании принимало участие 70 человек (35 парней и 35 девушек, которые непосредственно сами имеют дело с виртуальной коммуникацией) в возрасте от 17 до 25лет. Все опрошенные являлись студентами МГУ им. АА. Кулешова.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  НИКНЕЙМОВ КАК     ЧАСТИ ОНОМАСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

 

1.1 Сетевое имя (никнейм) – средство самопрезентации в виртуальной коммуникации

Общение посредством Интернета особенно важно для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным причинам межличностно обеднена. Они используют Всемирную сеть как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Интернет (в частности чат) играет значительную роль в организации такого вида электронного общения как социальное взаимодействие между людьми. Интернет-чат (ICQ) - служба мгновенного обмена сообщениями в сети Интернет, а также вид диалоговой виртуальной коммуникации, где средством самопрезентации признано считать никнейм [14].

Сетевое имя (никнейм, ник) как виртуальное имя собственное, условное или вымышленное компьютерное имя, художественный образ, который пользователи создают для личного общения в сети, представляет собой достаточно новое явление в ономастике, поэтому статус его окончательно не определен. Для  исследования  роли  сетевого  имени  как  посредника  субъектов коммуникации  значимым  является  обращение  к  особенностям  реализации никнеймом функции языкового кода виртуальной языковой личности. Ономастическая  лексика,  как  любая  языковая  единица,  соотносимая  с объектом  действительности,  представляет  собой  знак,  который  может  быть описан.

Никнеймы ‒ это новые  единицы  из  сферы  искусственной  ономастики  или  вторичной номинации.  Все никнеймы  либо  единичны,  неповторимы,  следовательно,  безэквивалентны  и соотносимы  с  конкретным  носителем,  либо  инидивидуальны  в  условиях конкретной ситуации интернет-общения. 

Наиболее  дискуссионным  является  вопрос  о  наличии  значений  у индивидуальных  имен.  Довольно  распространенное  мнение, что имя собственное значения не имеет до тех пор, пока  оно  не  связано  с  определенным  объектом  ‒  лицом  или  вещью. Однако можно подтвердить, что имя вызывает определенные ассоциации  и  не  остается  пустым  знаком,  во  всяком  случае,  в  условиях общения  в  чате.  Можно утверждать,  что  тип  номинативной  функции  никнейма  – репрезентативно-дифференцирующий,  обусловленный  сферой  использования.

Имя собственное в качестве «лингвосоциального артефакта» интегрирует и  денотат,  и  концепт. С  этой точки  зрения  никнейм  можно рассматривать  как  знак,  содержащий  не  просто  придуманный  образ,  но  и мировоззрение,  социальный  статус  и  другие  признаки  целого  концепта  «Я», представляющего  своего  рода  слепок  с  нового  образа  самосознания.  Концепт «Я»  является  основой  осознания  человеком его  личностной  идентичности,  поэтому  выбор  формы  выражения  самоидентификации позволяет носителю (автору) никнейма позиционировать те качества, которые его характеризуют или создают воображаемый образ. 

Как языковые знаки, неотделимые от процесса коммуникации, никнеймы приобретают  прагматическую  и  коннотативную  значимость  ‒  способность передавать  различные  эмоционально-оценочные  оттенки.  Основными факторами порождения коннотаций являются двойственная природа языкового знака и его полифункциональность. Применительно к никнеймам тезис о связи коннотации и вторичной номинации весьма актуален.

Под влиянием лингвистических и экстралингвистических факторов, к которым, в  нашем  случае,  можно  отнести  и  самопрезентацию  носителя  виртуального имени  (т.е.  влияние  языковой  личности),  в  процессе  вторичной  номинации формируются  эмоционально-образные и  эмоционально-оценочные компоненты.  Происходит  транспозиция  кодовых  элементов  ‒  «погашение предметно-практических  смыслов  и  порождение  смыслов,  возникающих  в системе  жизненно  значимых  отношений  человека  и  среды  его  обитания». Прием  вторичной  номинации  позволяет  выразить  как положительную, так и отрицательную самооценку за счет использования имен нарицательных различных тематических групп: Боец, Next,  Cимпатяшка, Гном. Шуточные  никнеймы  (пайзонимы)  имеют  целью  произвести  комический эффект: Моська, Масяня, Пуговка, Пупс.

При анализе знаковой структуры никнейма можно сделать вывод, что  данная  языковая  единица  несет  в  себе  основные  характеристики  знака-онима и при этом обладает некоторыми особенностями, отличающих ее от остальной ономастической  лексики:  индивидуальность  в  условиях  конкретной  ситуации  интернет-общения;  полифункциональность  (цель  ‒  замаскировать  «Я»  или, наоборот,  позиционировать  себя). Однако  как  явление  искусственной  номинации  никнеймы  обладают  рядом свойств, позволяющих говорить об их особом месте в ономастической лексике [3].

 

1.2  Роль сетевого  имени (никнейма) во взаимодействии субъектов виртуальной коммуникации

Рассмотрение  сетевого  имени  как  языковой  единицы,  используемой  для раскрытия  личностной  концептосферы,  потребовало  уточнения  понятия

виртуальной языковой личности. Само определение «виртуальная» говорит об

обязательной    отнесенности  явления  к  коммуникативной  сфере  Интернет-пространства. Это даёт возможность  определить виртуальную  языковую  личность  как  обобщенный  образ  носителя  языковых знаний  и  индивидуального  языкового  стиля,  культурнозначимых  ценностей, коммуникативно-деятельностных  установок.  Реализуя  свои  коммуникативные потребности  посредством  сетевого  имени,  виртуальная  языковая  личность проявляет свои языкотворческие способности. 

В своей  совокупности  структура  виртуальной  языковой   личности  включает  следующие  характеристики:  владение  определенными знаниями  и  представлениями,  интерпретативно-оценочное  осмысление действительности  (когнитивный  компонент);  психологическая  и  социальная сторона  проявления  личности;  наличие  коммуникативных  потребностей (прагматический  компонент);  индивидуальный  стиль  (вербально-семантический компонент). 

Когнитивный  аспект  свойств  личности  проявляется  в  рамках коммуникативного  пространства,  которое  дает  широкие  возможности  для реализации образа «Я», для создания своего индивидуального речевого имиджа, для расширения сферы оценочности, поскольку независимо от  намерения  носителя  виртуального  имени  −  раскрыть  свою  сущность  или создать  придуманный  образ  −  при  имятворчестве  проявляется интерпретативно-оценочное  осмысление  себя.  Психологический  аспект характеристики  виртуальной  языковой  личности  также  связан  с  проблемой самовыражения.  Интернет как особая  культурная среда способствует развитию самосознания как высшей психической функции, поскольку его специфика  дает  свободу  выбора  любого  набора  характеристик.  Ученые отмечают  снижение  психологического  риска,  включая  аффективную раскрепощенность ; снятие психологических барьеров и высвобождение  творческого  «Я»;  раскрепощенность коммуникативного  поведения ;  необходимость  компенсации «эмоционального  дефицита».  Наряду  с  личностными характеристиками  авторское  «Я»  обнаруживает  и  социальные  стороны проявления личности. Социальная «маска» – это, возможно, нереализованные амбиции, планы, желания. С другой стороны, социальная роль, выраженная в никнейме,  является  демонстрацией  своих  интересов,  увлечений,  занятий, принадлежности  к  профессии,  места  в  какой-либо  социальной  группе  или сообществе.  Наибольшее  внимание  в  исследованиях,  посвященных виртуальной  языковой  личности,  уделяется  прагматическому  аспекту [4,7].

Прагматизм предполагает наличие коммуникативных потребностей, к которым относят:  представление  наиболее  информативных  свойств; необходимость  реализации  личностных  качеств; формирование  собственной идентичности;  желание произвести  впечатление, запомниться;  проигрывание  ролей; стремление реализовать свои творческие возможности.  Из  всех  коммуникативных  потребностей  чаще  выделяют намерение  автора  виртуального  имени  произвести  впечатление  на коммуникантов.  Применительно  к  сетевым  именам  мы  можем  говорить  о личностно-ориентированной  и  статусно-ориентированной  ролях  языковой личности. Данные проведенного опроса свидетельствуют о том, что только 10% носителей никнеймов хотели бы привлечь внимание, большинство же (87%) не

Информация о работе Гендерные особенности имён пользователей в Интернет