Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:26, дипломная работа
Одной из серьёзных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35 – 40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъёма в профессиональной сфере, происходит спад. Актуальность этого вопроса для нашего коллектива заключается в том, что средний возраст педагогов школы – 43 года. И здесь необходима эмоционально – психологическая поддержка, формирование мотивации - как основного стержня к саморазвитию педагога, его стремление к достижению новых вершин в педагогике, личной жизни.
Введение………………………………………………………………………….4
1.Факторы торможения нововведений …..…………………………….………..5
2.Цели и задачи проекта………………………………………………………….6
3.Готовность педагогов к инновациям – основа развития инновационного потенциала педагогического коллектива………………………………………..6
3.1.Сферы готовности педагогов к инновациям ..………………………… ..6
3.2.Программа диагностики и ее результаты………………………………..8
3.3.Модель поведения администратора, внедряющего инновации………..14
4.Этапы реализации проекта…………………………………………………....17
5.Система управления проектом………………………………………………..18
6. Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала……………………………………………………22
7. Результаты внедрения проекта………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………25
Приложения……………………………………………………………………...27
Литература……………………………………………………………………….31
Вы увидите гнев, раздражение, даже отчаяние, проявляющиеся в выражениях типа: «Я из-за этого всю ночь не спала…», «Я этого никогда не смогу», «Оставьте меня в покое». При этом у некоторых развивается чувство собственного поражения.
Что делать? Больше слушать, поддерживать колеблющихся, сомневающихся. Наладить обратную связь. Давать людям возможность «выпустить пар», но при этом порой оказывается целесообразным пойти на резкое столкновение вплоть до категорического «делайте или уходите».
На этом этапе подчиненный внутренне согласился с неизбежностью надвигающихся перемен, у него впервые возникает ориентация на будущее: «Кажется, все равно придется делать, попробуем придать этому некоторый смысл…». Он начинает пробовать новые формы деятельности, старается вести себя соответствующим образом. Но новые идеи уживаются с открытым раздражением.
Вас может захлестнуть обилие идей, суеты, недостаток концентрации. Нехватка энергии может обернуться тенденцией к затуханию инноваций. Не говорите слишком быстро «нет» новым идеям, но выделите приоритеты, краткосрочные цели. Постоянно и энергично следите за процессом, организуйте «мозговые штурмы» и т.д. словом, всеми способами поддерживайте динамику. При этом многие процессы могут оказаться вне вашего внимания. Типичным примером может служить следующая ситуация: в конфиденциальной беседе вы предложили некую новую, причем достаточно неожиданную идею одному из своих замов, продемонстрировав свою заинтересованность в ее реализации.
Зам покинул кабинет и некоторое время отмалчивался. Но вот через некоторое время он приносит вам вашу же идею, возможно, несколько переформулированную. И вы с удивлением, а может, с обидой или недоумением обнаруживаете, что он подает ее как свою! Что же произошло? Первый и второй этапы подчиненный пережил без вас а к вам пришел, начав свой третий этап, когда ваша идея стала для него его собственной. Это и есть проба себя на новом поле деятельности.
Вовлеченность
Возникают творческие группы. Более точной становится постановка целей. Идут поиски новых смыслов и, возможно, переформулирование первоначальной идеи. Создаются новые ритуалы. Резко улучшается координация деятельности.
Стало быть, настала пора совместно разрабатывать долгосрочные цели, сосредоточившись на победителях и построении команд, создании новых символов и традиций.
Традиционализация
Изменения входят в повседневную жизнь. Все начинается сначала!
Конечно, все приведенные признаки этих этапов являются условными.
Рассмотрим данную проблему графически
По вертикали - уровень самооценки подчиненных, по горизонтали – время. Участок 1-2 – этап отрицания. Возрастает самооценка. На первый взгляд это может показаться странным, однако для отрицания необходима внутренняя убежденность в правильности своих позиций: «Я и так работал хорошо!», «Что за глупости нам предлагают!», «Он хочет, чтобы работали еще больше, но у нас и сейчас дел хватает!». Понятно, что все это чаще всего не озвучивается, однако хорошо видно, что под внешним давлением самооценка возрастает.
Участок 2-3 – этап сопротивления. Самооценка падает, сотрудники замыкаются в себе. Работа идет вяло или вообще не двигается. Самооценка будет падать до тех пор, пока они не осознают, что нововведение абсолютно неизбежно. На графике это точка 3. Этап может быть сокращен, если о вас в коллективе создалось мнение как о человеке, который всегда добивается своего. Участок 3-4 – этап исследования. Подчиненный пробует понять и опробовать, какие возможности возникли для него в новой ситуации, какие новые формы поведения необходимы, какова его роль в изменившихся обстоятельствах. Самооценка впервые начинает возрастать, потому что любое изменение открывает перед человеком новые возможности: либо он может рассчитывать на изменение своего статуса, авторитета, либо на большую самостоятельность, больший уровень ответственности и т.д.
Участок 4-5 – этап вовлеченности. Самооценка возрастает, что происходит до превращения новации в традиционную деятельность, на графике –точка 5.
Необходимо обратить внимание на то, что у каждого человека время, необходимое для прохождения всех этапов, различно. Когда один уже находится на этапе вовлеченности, другой – на этапе отрицания.
Работа сотрудников в группе позволяет несколько, хотя и неполностью, выровнять скорости продвижения по этапам.
4. Этапы подготовки и внедрения проекта
- анализ состояния инновационной деятельности коллектива;
- анализ диагностической
- выявление причин низкой готовности педагогов к инновациям;
- формирование проблем и
2. Организационно – прогностический этап
- постановка цели, определение задач, формирование гипотезы;
- прогнозирование ожидаемых
- распределение управленческих функций;
- поиск педагогических идей;
- создание творческой группы;
- создание проекта.
3. Практический этап
- реализация методик, тренингов развития готовности коллектива к инновационной деятельности;
- мониторинг результатов деятельности;
- коррекционная работа.
4. Аналитический и внедренческий этап
- обработка данных реализации проекта;
- корректировка действий;
- оформление хода и результатов проекта;
- внедрение новых идей в
5. Система управления проектом
|
Анкета № 1
Восприимчивость педагогов к новому
1. Вы постоянно следите за передовым
педагогическим опытом в своей деятельности,
стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся
образовательных потребностей общества,
индивидуального стиля Вашей педагогической
деятельности?
2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
3. Вы придерживаетесь определенных педагогических
идей, развиваете их в процессе педагогической
деятельности?
4. Вы сотрудничаете с научными консультантами?
5. Вы видите перспективу своей деятельности,
прогнозируете ее?
6. Вы открыты новому?
Определите свою восприимчивость к новому,
используя следующую оценочную шкалу:
всегда – 3 балла, иногда – 2 балла, никогда
– 1 балл.
Уровень восприимчивости педагогического
коллектива к новшествам определяется
по формуле: К = Кфакт : Кмакс, где К – уровень
восприимчивости педагогического коллектива
к новшествам; Кфакт – фактическое количество
баллов, полученных всеми учителями; Кмакс
– максимально возможное количество баллов.
Для оценки уровня ИППК используются следующие
показатели: критический уровень –
К < 0,45; низкий уровень – 0,45 < К < 0,65;
допустимый уровень – 0,65 < К < 0,85; оптимальный
уровень – К > 0,85.
Анкета № 2
Информационная готовность педагогического
коллектива
1. Из каких источников Вы получаете информацию
об инновациях:
• на совещаниях и семинарах;
• из средств массовой информации;
• из книг по вопросам инноватики;
• на совещаниях в школе;
• из общения с коллегами в школе;
• из общения с коллегами других школ.
Квалификационная готовность педагогического
коллектива к освоению новшеств определяется
по формуле: К = Кфакт : Кмакс, где К – уровень
квалификационной готовности педагогического
коллектива к новшествам, Кфакт – количество
учителей, имеющих высшую, 1¬ю и 2¬ю квалификационные
категории, Кмакс – количество членов
педагогического коллектива.
Для оценки используют следующие показатели:
критический уровень – К < 0,45; низкий
уровень – 0,45 < К < 0,65; допустимый уровень
– 0,65 < К < 0,85; оптимальный уровень –
К > 0,85.
Анкета № 3
Мотивационная готовность педагогического
коллектива
к освоению новшеств
Если Вы интересуетесь инновациями,
применяете новшества, то что Вас побуждает
к этому? Выберите не более трех ответов.
1. Осознание недостаточности достигнутых
результатов и желание их улучшить.
2. Высокий уровень профессиональных притязаний,
сильная потребность в достижении высоких
результатов.
3. Потребность в контактах с интересными,
творческими людьми.
4. Желание создать хорошую, эффективную
школу для детей.
5. Потребность в новизне, обновлении, смене
обстановки, преодолении рутины.
6. Потребность в лидерстве.
7. Потребность в поиске, исследовании,
лучшем понимании закономерностей.
8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
9. Ощущение собственной готовности участвовать
в инновационных процессах, уверенность
в себе.
10. Желание проверить на практике полученные
знания о новшествах.
11. Потребность в риске, преодолении рутины.
12. Материальные причины: повышение заработной
платы, возможность пройти аттестацию
и т. д.
13. Стремление быть замеченным и по достоинству
оцененным.
Примечание. Чем сильнее у учителей преобладают
мотивы, связанные с возможностью самореализации
личности, тем выше уровень инновационного
потенциала педагогического коллектива.
Анкета № 4
Антиинновационные барьеры учителей,
препятствующие освоению инноваций
Если Вы не интересуетесь инновациями
и не применяете новшеств, то каковы причины
этого:
1. Слабая информированность в коллективе
о возможных инновациях.
2. Убеждение, что эффективно учить можно
и по¬старому.
3. Плохое здоровье, другие личные причины.
4. Большая учебная нагрузка.
5. Небольшой опыт работы, при котором не
получается и традиционное.
6. Отсутствие материальных стимулов.
7. Чувство страха перед отрицательными
результатами.
8. Отсутствие помощи.
9. Разногласия, конфликты в коллективе.
Примечание. Чем меньше инновационных
барьеров у учителей, тем выше уровень
ИППК.
Анкета № 5
Уровень новаторства учителей в школьном
коллективе
К какой группе учителей, на Ваш взгляд,
Вы относитесь? Выберите один из вариантов
ответа.
Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно
ими интересуетесь, всегда воспринимаете
их первыми, смело внедряете, идете на
риск.
Группа В. Вы интересуетесь новшествами,
но не идете за ними вслепую, рассчитываете
целесообразность нововведения. Считаете,
что новшества следует внедрять сразу
после того, как они появились в условиях,
близких к Вашим.
Группа С. Вы воспринимаете новшества
умеренно. Не стремитесь быть среди первых,
но и не хотите быть среди последних. Как
только новое будет воспринято большей
частью Вашего педагогического коллектива,
воспримите его и Вы.
Группа Д. Вы больше сомневаетесь, чем
верите в новое. Отдаете предпочтение
старому. Воспринимаете новое только тогда,
когда его воспринимает большинство школ
и учителей.
Группа Е. Вы последними осваиваете новшества.
Сомневаетесь в новаторах и инициаторах
нововведений.
Примечание. Чем малочисленнее группы
Д и Е, тем выше уровень ИППК.
Информация о работе Готовность педагогов к инновациям и развитие их инновационного потенциала