Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 05:20, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследовательской работы. Изменения в политической и социально-экономической ситуации в России, нестабильность материального состояния людей приводят к росту числа несовершеннолетних с девиантным поведением, которые проявляются в асоциальных действиях: это алкоголизм, наркомания, нарушение социальных норм и правил поведения в обществе. Социальные явления остро проявились в молодежной среде: именно в ней преобладают разрушительные процессы над созиданием и позитивными переменами в нашем государстве. Все социальные проблемы вызывают и формируют у подрастающего поколения девиантное поведение в общественных местах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование девиантного поведения подростов.
Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………
Причины девиантного поведения подростков…………………………….
1.3. Основные категории девиантного поведения у подростков……………..
Вывод по первой главе……………………………………………………...
Глава 2. Разработка программы. Выявление и предотвращение девиантного поведения у подростков.
2.1. Основные методы и методики профилактики, коррекции отклоняющегося поведения подростков………………………………………….
2.2. Анализ основных методов профилактики, коррекции и эффективность применения…………………………………………………………………………
2.3. Комплекс мотодологических материалов для предотвращения девиантного поведения у подростков…………………………………………….
Вывод по второй главе……………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Ведищева Мария диплом.docx

— 117.29 Кб (Скачать файл)

Подросткам были предложены методики в следующей последовательности:

- тест Айзенка;

- характерологический опросник  К. Леонгарда;

- опросник Басса-Дарки;

- методика склонности  к отклоняющемуся поведению (СОП), работа с которой проводилась  по группам: отдельно девочки,  отдельно мальчики, при этом каждый  ребенок имел свою тестовую  тетрадь и действовал самостоятельно. Ограничения по времени не  было;

- опросник на выявление  особенностей эмпатии;

- метод социометрических  измерений (социометрия Я.Морено).

Вначале исследования каждому  подростку выдается социометрическая карточка или социометрическая анкета. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям. Критерии определяются в зависимости  от программы данного исследования. В качестве критерия нами была выбрана  степень доверия сокровенной  для ребенка тайны. Каждый член группы должен был выбрать того, кому можно  доверить тайну и того, кому он ни при каких условиях не доверился  бы.

Простейшими способами количественной обработки полученных результатов  являются табличный, графический и  индексологический.

Вначале следует построить  простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с  помощью условных обозначений.

Анализ социоматрицы по каждому  критерию дает достаточно наглядную  картину взаимоотношений в группе (см. Приложение 6, табл. 5).

Основное достоинство  социоматрицы – возможность представить  выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок  влияния в той или иной конкретной группе.

Е+ положительные выборы,

Е- отрицательные выборы.

Социометрический статус (Сс) – это свойство личности как  элемента социометрической структуры  занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, то есть определенным образов соотноситься с другими  элементами. Такое свойство развито  у элементов групповой структуры  неравномерно и для сравнительных  целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры  – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией. В то же время, каждый член группы, являясь  частью целого группы, своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает  через различные социально-психологические  формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса, но личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном  и отрицательном статусе. Статус может измерять потенциальную способность  человека к лидерству. Чтобы высчитать  социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

2.3. Комплекс мотодологических  материалов для предотвращения  девиантного поведения у подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Современная ситуация развития российского общества сопровождается как положительными тенденциями  в экономической и социальной сферах, так и тенденциями негативными. Одной из таких негативных тенденций  является рост девиантных отклонений в поведении различных категорий  населения. Наиболее остро проблема девиантного (отклоняющегося) поведения  стоит в такой возрастной категории, как подростковый и юношеский  этапы возрастного развития. Это  обусловлено тем, что для детей  данного возраста характерны такие  особенности:

– внутренние трудности  переходного периода, начиная с  психогормональных процессов и  кончая перестройкой «Я – концепции»;

– пограничность и неопределенность социального положения;

– противоречия, обусловленные  изменением механизма социального  контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм, предъявляемых взрослым обществом, уже не действуют, а новые, взрослые, предполагающие сознательный самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.

Это обусловило обращение  в ходе нашего исследования именно к детям – подросткам, у которых  в поведении сложились те или  иные отклонения от принятых в обществе социальных, нравственных, и культурных норм взаимоотношений между людьми.

Анализ различных концептуальных подходов к проблеме девиантного  поведения, сложившихся в психолого-педагогической науке, позволил нам прийти к пониманию  девиантного поведения детей  и подростков как явления, под  которым мы в своем исследовании понимаем целостное поведение, отдельные  действия и поступки подростков, которые  не соответствуют общепринятым социальным, нравственным и культурным нормам в  поведении людей в том обществе, в котором проходит жизнедеятельность  подростка, а также нормам, традициям  и образцам поведения ближайшего окружения ребенка, если эти нормы  и традиции не вступают в противоречие с общепринятыми.

Оценивая то или иное поведение  подростка как девиантное, необходимо учитывать следующее: 

- общепринятый образ жизни  в широком значении этого понятия,  как совокупность типичных для  данного общества форм жизнедеятельности  людей, способов удовлетворения  ими своих потребностей;

- часто повторяющиеся  ситуации, в которых находится  ребенок, и которые предъявляют  к его поведению определенные  требования;

- личностные особенности  самого ребенка, особенности развития  его личности на конкретном  возрастном этапе.

Причины, влияющие на проявление девиантного поведения у подростков, действуют не изолированно друг от друга, а в тесном единстве и взаимодействии. Как подтверждают многочисленные исследования, психобиологические факторы, определяющие развитие психики ребенка, его интеллектуальные возможности, взаимосвязаны с индивидуально-психологическими особенностями формирования характера, его эмоционально-волевой и мотивационной  сфер. Вместе с тем психолого-педагогические условия, в которых оказывается  ребенок (семья, классный коллектив, учителя  и воспитатели), могут повлиять на специфику и особенности развития личности ребенка, направленность его  поведения; индивидуально-типологические характеристики ребенка, его внешние  данные или деформации поведения, речи в различных социальных и социально-педагогических условиях (внешкольная среда, ближайшее  окружение сверстников) могут значительно  сказаться на судьбе несовершеннолетнего, характере его социализации.

Вышеобозначенные причины, их взаимное влияние на ребенка вызывают с его стороны проявление девиантного  поведения. Авторы выделяют различные  виды девиаций. Это выделение носит  условный характер и используется в  целях подробного изучения наиболее распространенных в той или иной группе или в данный период времени  отклонений в поведении несовершеннолетней молодежи, а также с целью классификации  различных проявлений девиаций. В  реальных условиях жизнедеятельности  девиантное поведение носит множественный  характер, т.е. в поведении подростка  сочетаются различные виды девиаций, при приоритетной выраженности того или иного вида, причем эта выраженность может быть очень динамичной и  зависеть от многих факторов.

Одной из задач нашего исследования было обоснование сущности и содержания коррекции девиантного поведения  подростков. Анализ взглядов на сущность коррекционной работы, изложенный в  работах отечественных психологов и педагогов, позволил нам прийти к следующему пониманию сущности коррекции девиантного поведения  подростков: это процесс помощи подростку  в преодолении сложившихся в  его поведении стереотипов и  образцов поведенческих реакций  в ответ на воздействие внешних  факторов и под влиянием индивидуально  – личностных и характерологических  особенностей, а также формирование стратегий высокофункционального  поведения в различных жизненных  ситуациях, обеспечивающих реализацию социально одобряемых форм поведения.

Организация коррекции девиантного  поведения подростков основывается на реализации этиологического подхода. Сущность данного подхода к анализу  девиантного поведения подростков заключается в изучении причин, приводящих к тем или иным отклонениям  в поведении подростков, на основе диагностики личности подростка, его  индивидуально - психологических особенностей, а также особенностей взаимодействия ребенка с ближайшим окружением. В своем исследовании коррекцию  девиантного поведения подростков мы рассматриваем в условиях оздоровительно – образовательных центров. Оздоровительно-образовательный  центр – временное объединение  детей и подростков, которое часто  называют временным коллективом. Особенности  временного детского объединения: ограниченный срок существования; разнородность  состава детей; автономность существования; четко обозначенное пространство жизнедеятельности.

Исходя из вышесказанного, основными принципами организации  работы по коррекции отклоняющегося поведения подростков являются следующие: принцип субъектности включения  детей и подростков во все мероприятия, проводимые в центре; принцип сменяемости  видов деятельности, который исключает  однообразие и естественно следующий  за ним процесс утомления; принцип  оптимальности, который представляет собой выбор оптимального времени  работы с детьми и подростками  в ходе тех или иных мероприятий, опирающийся на физические и психические  ресурсы конкретного контингента  детей.

Условиями эффективности  коррекции девиантного поведения  подростков в оздоровительно – образовательном  центре, по результатам нашего исследования являются следующие: взаимосвязь программного обеспечения коррекционной деятельности с индивидуальной коррекционной  работой с конкретными детьми; направленность коррекционного процесса не только на изменение сложившихся  у подростка с девиантным поведением установок, ценностей, мотивов и  стереотипов поведения, но и формирование новых высокофункциональных поведенческих  стратегий; реализация этиологического  подхода в коррекционном процессе, основой которого является диагностика  личностных изменений, происходящих в  ребенке, и изучение причин этих изменений, а также особенностей его взаимоотношений  с ближайшим окружением. 

 

 

 

Литература

  1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Междунар. пед. Академия, 1995. – 264 с.
  2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, - 1980. – 335 с.
  3. Аванесов, Г.А. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью [Текст]/ Г.А. Аванесов, С.Е. Вицин. – М.: Знание, - 1972. – 32 с.
  4. Аванесов, Г.А. Криминология и социальная профилактика [Текст] / Г.А. Аванесов. – М.: 1980. – 215 с.
  5. Аванесов, Г.А.Основы криминологического прогнозирования [Текст]: учебн. пособие для вузов / Г.А. Аванесов; под ред. Н.А. Стручкова. – М., 1970. – 53 с.
  6. Аванесов, Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования [Текст] / Г.А. Аванесов. – М.: Юрид. литература, 1972. – 334 с.
  7. Азаров, Ю.П. Педагогика любви и свободы [Текст] / Ю.П. Азаров. – М.: Фирма «Топикал», 1994. – 607 с.
  8. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П. Азаров. – М.: «Аргументы и факты», 1993. – 608 с.
  9. Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля [Текст] / Отв. ред. Я.И. Гилинский – М., 1992 г. – 180 с.
  10. Александров, А.А. Современная психотерапия [Текст]: курс лекций / А.А. Александров. – СПб.: Академия проект, 1997. – 335 с.
  11. Александров, А.А. Цели и задачи психотерапии при основных типах делинквентного поведения у подростков [Текст] / А.А. Александров // Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. – Л.: ЛГУ, 1988. – 123 с.
  12. Алексеева, Е.В. Наш проблемный подросток [Текст]: учебное пособие / Е.В. Алексеева, О.Е. Байтингер, О.Б. Долгинова. – СПб.: «Союз», 1999. – 144 с.
  13. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками [Текст] / М.А. Алемаскин. – М., 1979. – 152 с.
  14. Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних [Текст] / Б.Н. Алмазов. – Свердловск: УрГУ, 1986. – 150 с.
  15. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. – 384 с.
  16. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи [Текст] / Л.Н. Анисимов. – М., 1989. – 214 с.
  17. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. [Текст] / С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – 363 с.
  18. Антология социальной работы [Текст]: в 2 т. / М.В. Фирсов. – М.,1994. – Т.1. История социальной помощи в России. – 308 с.
  19. Антология социальной работы Т.2. Феноменология социальной патологии / Сост. М.В. Фирсов. – М., 1995. – 316 с.
  20. Антонян, Ю.М. Неблагополучные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности [Текст] / Ю.М. Антонян, Е.Г. Самичев. – М., 1983. – 83 с.
  21. Арзуманян, С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков [Текст] / С.Д. Арзуманян. – Ереван: Луйс, 1980. – 112 с.
  22. Аромштам, М.С. Ребенок и взрослый в «педагогике переживания» [Текст] / М.С. Аромштам. – М.: Линка – Пресс, 1998. – 112 с.
  23. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.Г. Асеев. – М.: Изд-во «Мысль», 1976. – 158 с.
  24. Асеев, В.Г. Нормативное управление социальным развитием [Текст] / В.Г. Асеев. – М.: Профиздат, 1998. – 127 с.
  25. Атоян, А.И. Маргинальность и право [Текст] / А.И. Атоян // Социально-политический журнал. – 1994. – №8. – С.52-58.
  26. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст] / С.А. Бадмаев. – М.: Магистр, 1998. – 95 с.
  27. Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков [Текст] / В.Г.Баженов. – Киев, 1986. – 185 с.
  28. Барабанов, В.В. Знать трудности в развитии детей и учиться их преодолевать [Текст] / В.В. Барабанов // Материалы международной научно-практической конференции по проблеме воспитания детей в детских домах. – М., – 1995. – С.23-26.
  29. Башкатов, И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей [Текст] / И.П. Башкатов. – М.: Прометей, 1993. – 252 с.
  30. Башкатов, И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп [Текст] / И.П. Башкатов. – М.: Информпечать, 2000. – 334 с.
  31. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. – М.: Редакционно-издат. Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 221 с.
  32. Беличева, С.А. Сложный мир подростка [Текст] / С.А. Беличева. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. Изд-во, 1984. – 129 с.
  33. Белкин, А.С. Внимание – ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников [Текст] / А.С. Белкин. – Свердловск: Сред. – Урал. кн. изд-во, 1981. – 126 с.
  34. Бестужев – Лада, И.В. Факторы риска [Текст] / Бестужев-Лада И.В. – М., 1989. – 146 с.
  35. Битикас, Б.П. Введение в диагностику воспитания [Текст] / Б.П. Битикас. – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.
  36. Блонский, П.П. Трудные школьники [Текст] / П.П. Блонский. – М., 1930. – 205 с.
  37. Бобнева, М.И. Социальные корни и регуляция поведения [Текст] / М.И. Бобнева. – М.: Наука, 1978. – 79 с.
  38. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
  39. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. – 256 с.
  40. Божович, Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка [Текст] / Е.Д. Божович. – М.: Знание, – 1979. – 39 с.
  41. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт формирования психологии», - 1995. – 349 с.
  42. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Божович Л.И. – М.: Просвещение, - 1968. – 464 с.
  43. Божович, Л.М. Этап формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.М. Божович // Вопросы психологии. – 1979. – № 1. – С.23-25.
  44. Большая российская педагогическая энциклопедия [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – 1998. – 320 с.
  45. Бочарова, В.Г. Личность, семья, община [Текст] / В.Г. Бочарова // Соц.работа. – 1992. – № 1. – С.22-26.
  46. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы [Текст] / В.Г. Бочарова. – М.: SvR-Аргус, 1994. – 228 с.
  47. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 304 с.
  48. Братусь, Б.С. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность [Текст] / Б.С. Братусь, Лишин О.В. // Вестник МГУ. – 1982. – №1. – Сер.14. Психология. – С.12-19.
  49. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение [Текст] / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 1990. – 140 с.
  50. Брускова, Е.С. Семейный тип воспитания должен быть приоритетным [Текст] / Е.С. Брускова // Материалы международной научно-практической конференции по проблеме воспитания детей в детских домах. – М.: 1995. – С.71-74.
  51. Брускова, Е.С. Семья без родителей [Текст] / Е.С. Брускова. – М.: Знание, 1993. – 127 с.
  52. Брускова, Е.С. С миру по шиллингу… О модели детского дома с семейным воспитание [Текст] / Е.С. Брускова. – М.: Просвещение, 1992. – 94 с.
  53. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л.П. Буева. – М., 1968. – 230 с.
  54. Буева, Л.П. Человек: Деятельность и общение [Текст] /Л.П.Буева. – М.: Мысль, 1978. – 216 с.
  55. Булатов, P.M. Подростково-молодежные группировки [Текст] / Р.М. Булатова // Советская юстиция. – 1991. – № 2. – С.32-37.
  56. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование [Текст] / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 134 с.
  57. Буянов, М.И. Нервный ребенок [Текст] / М.И. Буянов. – М.: Знание, 1997. – 191 с.
  58. Буянов, М.И. Основы психотерапии детей и подростков [Текст] / М.И. Буянов. – Киев: Выща шк., 1990. - 189 с.
  59. Буянов, М.И. Размышления о наркомании [Текст]: кн. для учителя / М.И. Буянов. – М.: Просвещение, 1990. – 77 с.
  60. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст] / М.И. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
  61. Буянов, М.И. Ребенку нужна родительская любовь [Текст] / М.И. Буянов. – М.: Знание, 1984. – 80 с.
  62. Быков, С.В. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения подростков [Текст]: монография / С.В. Быков; под общ. ред. В.А. Якушина; М-во образования Рос. Федерации. Волж. ун-т им. В.Н. Татищева. – Тольятти, 2003. – 170 с.
  63. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К.Бютнер. – М.: Просвещение, 1991. – 141 с.
  64. Вавилова, Л.Н. Коррекция девиантного поведения у воспитанников детского дома [Текст]: дис. …канд. пед. наук : 13.00.01 . – М., 2003 . – 154 с.
  65. Вахромов, Е.Е. Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением [Текст]: автореферат дис. …канд. психол. наук. – М., 2003. – 20 с.
  66. Ветров, Н.М. Профилактика правонарушений среди молодежи [Текст] / Н.М. Ветров. – М.: Юрид. лит., 1980. – 182 с.
  67. Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи [Текст] / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. – Екатеринбург. – 1995. – 170 с.
  68. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 176 с.
  69. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность [Текст]: хрестоматия: учебн. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – 624 с.
  70. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Арагуновой. – М.: Просвещение, - 1967 г. – 330 с.
  71. Волков, Б.С. Методы изучения психики ребе<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Rom

Информация о работе Девиантное поведение подростков