Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 07:21, курсовая работа
Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Проблема девиантного поведения подростков в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..7
Понятие «девиантное поведение»……………………………………….7
Факторы формирования девиантного поведения……………………….9
Виды девиантного поведения…………………………………………...16
Личностные особенности подростков с девиантным поведением…….25
Выводы по I главе………………………………………………………………30
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков с родителями…………………………………………32
2.1. Процедура и методы исследования………………………………………32
2.2. Результаты исследования и их анализ………………………………….34
Выводы по II главе……………………………………………………………..40
Заключение………………………………………………………………………41
Литература………………………………………………………………………43
1)Козлов Сергей
Карта учета подростка с девиантным поведением
Козлов Сергей Андреевич
1997 года рождения
8"А" класс МОУ СОШ № 3
Социально-бытовые условия жизни: семья неполная, детей воспитывает мать; двое детей; у матери высшее образование; в семье ровные отношения без эмоциональной близости.
Состояние здоровья: здоров.
Испытывает трудности в учебе, нарушает правила поведения в школе.
В классе отношение к нему ровное, внимание со стороны противоположного пола.
Отклонения в поведении: нарушение дисциплины, эпизодическое употребление алкоголя.
Позитивное в поведении: при соответствующем настроении выполняет поручения учителя, помнит добро.
Принимаемые меры: беседы классного руководителя с подростком о правилах поведения, вреде алкоголя; беседы с матерью по поводу правильного воспитания сына.
Карта Стотта
Недоверия к новым людям, вещам, ситуациям Сергей не испытывает. Депрессивное состояние проявляется в резких сменах настроения, внезапных спадах и подъемах энергии. Симптомов самоустранения нет, общения, контактов с другими людьми не избегает. Старается убедиться, принимают ли и любят ли его взрослые, проявляет по этому поводу беспокойство. Временами проявляет различные формы неприятия взрослых, что может стать началом враждебности или депрессии.
Подросток испытывает тревогу за принятие себя другими детьми: подражает хулиганским проделкам сверстников и т.п. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения. Асоциальность не проявляется, признаков неугомонности нет, однако присутствует невротический симптом: мальчик грызет ногти. Раннее развитие, чувствительность к противоположному полу. Симптомов умственной отсталости нет. Болезни и органические нарушения: частые головные боли. Физических дефектов нет.
Опросник Басса-Дарки
Индекс враждебности подростка составил 14 баллов, а индекс агрессивности 16 баллов. Из чего мы делаем вывод о том, что мальчику присуща враждебность по отношению к окружающим, обида и подозрительность к ним.
Социометрия
На основе проведенной методики выяснилось, что Сергей не является отверженным в классе, о чем свидетельствует наличие трех его взаимных выборов (Козлов - Завьялов, Тюмин). Таким образом, обстановка в классе по отношению к Сергею благоприятная, что подтверждают наши наблюдения и беседы с классным руководителем.
Тест-опросник ОРО
Тест выполняла мать Сергея - Надежда Александровна. Наибольший балл по шкале "Принятие - отвержение": с одной стороны ей нравится мальчик таким, какой он есть, она ему симпатизирует, уважает его, стремится проводить с ним больше времени. С другой стороны, она воспринимает его как неудачника, считает, что из-за низких способностей он мало чего добьется в жизни; считает, что полностью отдохнуть невозможно, если отпуск проводить с детьми.
Итак, опираясь на наши исследования, мы пришли к выводу, что предрасположенность Сергея к девиантному поведению происходит отнюдь не из-за его склада характера или в силу возрастного кризиса. Немаловажное значение здесь играют и отношения в семье. Некоторые показатели теста ОРО указывают на отсутствие понимания между ним и матерью. В результате проведенных бесед с мальчиком, мы выяснили, что причиной конфликтов, возможно, является мамин друг (Евгений Алексеевич), которого Сережа не любит, и из-за которого возникают частые ссоры с матерью. У подростка повышенная тревожность к взрослым, которая начинает перерастать во враждебность (симптомы карты Стотта).
Тем не менее, мальчик стремится к любви, принятию себя взрослыми и сверстниками, хочет в их глазах выглядеть лучше, о чем ярко свидетельствует показатели карты Стотта. Наверняка его резкие вспышки агрессивности и враждебности - своего рода защитная реакция, стремление обратить внимание окружающих (прежде всего, матери). Его попытки высказать свою точку зрения превращаются в ссоры с матерью. Проконтролировать или предупредить эти вспышки мать не может, и в этом Сергей чувствует свою силу и использует ее в своих целях.
Для устранения недостатков в поведении подростка необходимы беседы и работа с ним для снятия агрессивности, негативизма. В этом большую помощь могут оказать тренинговые занятия, индивидуальная и групповая работа. Хорошо помогут поручения и задания, отвлекающие от отрицательных эмоций и состояний. Нужно обучать мальчикаконтролировать свое поведение и состояние, относиться философски к трудностям.
Необходима и работа с семьей мальчика, так как многие его проблемы возникают именно из-за неправильных отношений в семье. Мама Сережи должна проявлять больше заботы о сыне, в которой он очень нуждается. Необходимо наладить отношения между сыном и отчимом, так как вся его агрессия возникает, в основном, из-за неприятия отчима.
2) Андреева Наталья Сергеевна
Карта учета подростка с девиантным поведением
Андреева Наталья Сергеевна
1998 года рождения
8 "А" класс МОУ СОШ №3 им. Чкалова
Социально-бытовые условия жизни: полная семья, один ребенок, в семье атмосфера дружбы и взаимопонимания, здоровый образ жизни.
Состояние здоровья: здорова.
Интерес к учебной деятельности: испытывает трудности в учебе.
Положение в классе: внимание со стороны противоположного пола.
Отклонения в поведении: нарушение дисциплины, опоздания, один раз стала инициатором драки между девушками, агрессивность.
Позитивное в поведении: участие в коллективных делах школы и класса.
Принимаемые меры: беседы с девочкой и ее родителями.
Карта Стотта
Недоверие к новым людям, вещам, ситуациям нет. Симптомы легкой формы депрессии, невысокая степень ухода в себя. Проявляется большое беспокойство о том, принимают ли ее взрослые. Враждебность к взрослым проявляется в негативном отношении к замечаниям, считает, что ее всегда несправедливо наказывают.
Тревожится за принятие себя сверстниками идет на все для этого. Недостаток социальной активности выражается в эгоизме, интригах, списывании домашнего задания и т.п. Враждебность к детям проявляется в ревнивом соперничестве, пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей. Симптомов неугомонности, эмоционального напряжения нет. Не отмечено невротических симптомов и неблагоприятных условий среды.
Методика Басса-Дарки
Индекс враждебности составил 5 баллов, что соответствует норме, а индекс агрессивности 26 баллов. Показатель агрессивности превышает норму, агрессия выражается в основном в косвенной агрессии и раздражении.
Социометрия
Наташа является одной из тех людей, на мнение которых ориентируется большинство детей в классе. Она принадлежит к числу лидеров, о чем свидетельствуют 8 выборов, 4 из которых взаимны (Андреева - Филатова, Новикова, Ильина, Харитонова). Таким образом, атмосфера в классе по отношению к Наташе благоприятна.
Тест ОРО
Одинаковое количество баллов по шкалам "Кооперация" и "Симбиоз". Родители всегда стараются помочь своей дочери, при принятии решений всегда учитывают ее мнение. Интересуются увлечениями девочки, планами. Могут признать свою ошибку и правоту дочери. Однако, считают, что ребенка нужно как можно дольше держать в стороне от реальных жизненных проблем, ограждать от трудностей, всегда выполнять просьбы ребенка.
Анализируя все сказанное, можно прийти к выводу, что поведение Наташи является ответом на чрезмерную опеку родителей. Из-за неправильного стиля воспитания у подростка завышена самооценка, что ярко наблюдается в поведении девушки. Негативизм и агрессия являются и свойством характера Наташи и проявлением возрастного кризиса.
Для преодоления девиаций у девочки необходимо формировать у нее адекватную самооценку, прививать уважение к окружающим. Родителям необходимо несколько изменить свою точку зрения на воспитание дочери, иначе это может привести к неуважению и неприятию их дочерью. В классе должна быть адекватная оценка ее знаний и способностей, как учителями, так и детьми.
Выводы по главе II
Мною проводилась исследовательская работа по выявлению подростков, предрасположенных к девиациям, исследовались причины возникновения девиантного поведения в подростковом возрасте. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №3 им. Чкалова. В нем принимали участие 16 учеников 8 «А» класса (7девушек и 9 юношей). Для решения поставленных задач были использованы следующие методики: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению; карта учета подростка с девиантным поведением; опросник Басса-Дарки, социометрия; тест-опросник РО (родительское отношение к детям) Варга, Столина; карта Стотта; а также методы наблюдения, беседы, анкетирования, опроса.
В результате исследования было выявлено, что 2 из 16 обследованных подростков дают высокие показатели по всем параметрам (Козлов С., Андреева Н.). В частности по шкалам склонности к аддиктивному поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.
При дальнейшей работе с двумя испытуемыми было установлено, что ведущей причиной возникновения девиантного поведения у них является дефекты семейного воспитания, такие как недостаток внимания к ребенку и его проблемам, неправильный стиль воспитания в семье, а также особенности характера подростка. Опираясь на результаты исследования, следует сделать вывод, что в работе с ребятами нужны разнообразные формы и методы коррекции поведения, такие как: беседы, тренинги и т.д. К несовершеннолетнему, имеющему проблемы в жизни, следует применять, прежде всего, меры воспитательного воздействия или нацелить на самообразование.
Таким образом, цели курсового исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Заключение
Подростковый возраст - как переходный период затягивается, в основном, из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение. Анализируя личность несовершеннолетнего правонарушителя, следует отметить зависимость от:
1. Наследственно-биологических
2. Ближайшего социального окружения подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей.
3. Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки.
4. Правосознание подростка.
Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием биологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков.
В детской и подростковой психологии заключение о девиантном поведении требует осторожности, ибо:
1. Суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития.
2. Критериями для суждения о девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения и связанного с ним психиатрического этикетирования (В. Коган).
Литература
1. Алмазов, Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1985. – 152 с.
2. Аронсон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. – М.: Прайм-Еврознак, 2002. – 558 с.
3. Бэрон, Р.; Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. – 352 с.
4. Васильев, В. Л. Юридическая психология. - СПб., 1997. – 480 с.
5. Вершинина, Г.В., Михайловская Т.В. - Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. - М., 2009. – 143 с.
6. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
7. Кон, И. С. Психология ранней юности.- М., 1989. – 105 с.
8. Кон, И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980. – 192 с.
9. Крайг, Г. Психология развития. - СПб., 2001. – 992 с.
10. Кудрявцева, В. Н. Личность преступника. - М., 1975. – 270 с.
11. Ландова, Л.А., Социологическая теория девиантного поведения / Л.А. Ландова, М.Ф. Шурупова // Социально-политический журнал. – 1993. – № 4. – 125 с.
12. Личко, А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М., 1999. – 416 с.
13. Личко, А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983. – 254 с.