Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 07:21, курсовая работа

Краткое описание

Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Проблема девиантного поведения подростков в психолого-педагогической литературе……………………………………………………..7
Понятие «девиантное поведение»……………………………………….7
Факторы формирования девиантного поведения……………………….9
Виды девиантного поведения…………………………………………...16
Личностные особенности подростков с девиантным поведением…….25
Выводы по I главе………………………………………………………………30
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений девиантных подростков с родителями…………………………………………32
2.1. Процедура и методы исследования………………………………………32
2.2. Результаты исследования и их анализ………………………………….34
Выводы по II главе……………………………………………………………..40
Заключение………………………………………………………………………41
Литература………………………………………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии .doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

10. Списывает домашние задания.

11. Берет чужие книги без разрешения.

12. Эгоистичен, любит интриги, портит  другим детям игры.

13. В играх с другими детьми  проявляет хитрость и непорядочность.

14. «Нечестный игрок» (играет только  для личной выгоды, обманывает  в играх).

15. Не может смотреть прямо в глаза другому.

16. Скрытен и недоверчив.

VIII. ВД — враждебность к детям. (От ревнивого соперничества до  открытой враждебности.)

1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит  их пугать.

2. Временами очень недоброжелателен  по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.

3. Надоедает другим детям, пристает  к ним.

4. Ссорится, обижает других детей.

5. Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.

6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

7. Находится по преимуществу  в плохих отношениях с другими  детьми.

8. Пристает к более слабым  детям.

9. Другие дети его не любят  или даже не терпят.

10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается и пр.).

IX. Н — неугомонность. Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.

1. Очень неряшлив.

2. Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это для них очень неприятно.

3. Легко примиряется с неудачами  в ручном труде.

4. В играх совершенно не владеет  собой.

5. Непунктуален, нестарателен. Часто  забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.

6. Неровный, безответственный в ручном труде.

7. Нестарателен в школьных занятиях.

8. Слишком беспокоен, чтобы работать  в одиночку.

9. В классе не может быть  внимателен или длительно на  чем-либо сосредоточиться.

10. Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться хотя бы на относительно длительный срок.

11.Слишком беспокоен, чтобы запомнить  замечания или указания взрослых.

X. ЭН —эмоциональное напряжение. Симптомы 1—5 свидетельствуют об  эмоциональной незрелости. 6—7 —  о серьезных страхах. 8—10 — о прогулках и непунктуальности.

1. Играет игрушками, слишком детскими  для его возраста.

2. Любит игры, но быстро теряет  интерес к ним.

3. Слишком инфантилен в речи.

4. Слишком незрел, чтобы прислушиваться  и следовать указаниям.

5. Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми.

6. Слишком тревожен, чтобы решиться  на что-либо.

7. Другие дети пристают к нему (он является «козлом отпущения»).

8. Его часто подозревают в  том, что он прогуливает уроки, хотя »а самом деле он пытался  это сделать раз или два.

9. Часто опаздывает.

10. Уходит с отдельных уроков.

11. Неорганизован, разболтан, несобран.

12. Ведет себя в группе (классе) как посторонний, отверженный.

XI. НС — невротические симптомы. Острота их может зависеть  от возраста ребенка; они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения.

1. Заикается, запинается. «Трудно вытянуть  из него слово».

2. Говорит беспорядочно.

3. Часто моргает.

4. Бесцельно двигает руками. Разнообразные  «тики».

5. Грызет ногти.

6. Ходит, подпрыгивая.

7. Сосет палец (старше 10 лет).

XII. С — неблагоприятные условия  среды.

1. Часто отсутствует в школе.

2. Не бывает в школе по нескольку  дней.

3. Родители сознательно лгут, оправдывая  отсутствие ребенка в школе.

4. Вынужден оставаться дома, чтобы  помогать родителям.

5. Неряшлив, «грязнуля».

6. Выглядит так, как будто очень  плохо питается.

7. Значительно некрасивее других  детей.

XIII. СР — сексуальное развитие.

1. Очень раннее развитие, чувствительность  к противоположному полу.

2. Задержки полового развития.

3. Проявляет извращенные наклонности.

XIV. УО — умственная отсталость.

1. Сильно отстает в учебе.

2. «Туп» для своего возраста.

3. Совершенно не умеет читать.

4. Огромные недостатки в знании  элементарной математики.

5. Совершенно не понимает математики.

6. Другие дети относятся к нему как к дурачку.

7. Попросту глуп.

XV. Б — болезни и органические  нарушения.

1. Неправильное дыхание.

2. Частые простуды.

3. Частые кровотечения из носа.

4. Дышит через рот.

5. Склонность к ушным заболеваниям.

6. Склонность к кожным заболеваниям.

7. Жалуется на частые боли  в желудке и: тошноту.

8. Частые головные боли.

9. Склонность чрезмерно бледнеть  или краснеть.

10. Болезненные, покрасневшие веки.

11. Очень холодные руки.

12. Косоглазие.

13. Плохая координация движений.

14. Неестественные позы тела.

XVI. Ф — физические дефекты.

1. Плохое зрение

2. Слабый слух.

3. Слишком маленький рост.

4. Чрезмерная полнота.

5. Другие ненормальные особенности  телосложения.

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Карта наблюдений Стотта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Тест-опросник родительского отношения

(ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин)

 

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать  все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка  в стороне от реальных жизненных  проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство  симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают  ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь  своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку  я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется  в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом  развитии и для своего возраста  выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает  в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего  ребенка приходят к нам в  дом.

21. Я всегда принимаю участие  в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно  «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется  успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего  ребенка со сверстниками, то они  кажутся мне воспитаннее и  разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на  том, что с неприязнью и враждебно  отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью  своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих  требованиях и претензиях ребенок  по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства  по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов  моего ребенка — это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой  ребенок не способен ни на  что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего  ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно  может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня  раздражает.

47. Воспитание ребенка — это  сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве  развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети  потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я  ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего  ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не  приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне  таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием  здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь  секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях  моего ребенка и не скрываю  этого от него.

61. Ребенок должен дружить с  теми детьми, которые нравятся  его родителям.

 

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов.

Ключ

1. Шкала "Принятие / отвержение ребенка": 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51,-52, 53, 55, 56, 60.

2. Шкала "Кооперация": 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

3. Шкала "Симбиоз": 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.

4. Шкала "Контроль": 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5. Шкала "Отношение к неудачам  ребенка": 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интепретируется как отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Опросник Басса-Дарки

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить.

Информация о работе Девиантное поведение подростков