Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:04, курсовая работа
Цель работы: изучить девиантоное поведении личности в обществе.
Задачи работы:
-Изучить литературу по теме: “Девиантное поведение личности в обществе”
-Предмет исследования – девиантное поведение личности.
Основой
оценки девиантного поведения человека
является анализ его взаимодействий
с реальностью, поскольку главенствующий
принцип нормы -адаптивность - исходит
из приспособления (адаптивности) по отношению
к чему-то и кому-то, т.е. к реальному
окружению индивида. Взаимодействия
индивида и реальности можно представить
пятью способами: приспособление, противодействие или
болезненное противодействие, уход и игнорирование.
При противодействии реальности индивид
активно пытается разрушать ненавистную
ему действительность, изменять ее в соответствии
с собственными установками и ценностями.
Он убежден, что все проблемы, с которыми
он сталкивается, обусловлены факторами
действительности, и единственным способом
достижения его целей является борьба
с действительностью, попытка переделать
реальность под себя или максимально извлечь
выгоду из нарушающего нормы общества
поведения. При этом ответом со стороны
действительности по отношению к такому
индивиду становится также противодействие,
изгнание или попытка изменить индивида,
подстроить его под требования реальности.
Противостояние реальности встречается
при криминальном и делинквентном поведении.
Если рассмотреть все типы взаимодействия
индивида и реальности на примере наркозависимости,
то в рамках противостояния употребление
наркотиков можно рассматривать как протест,
эпатаж, нежелание мириться с окружающей
действительностью.
Так называемое болезненное противостояние реальности
обусловлено признаками психической патологии
и психопатологическими расстройствами,
при которых окружающий мир воспринимается
враждебным в связи с субъективным искажением
его восприятия и понимания. Симптомы
психического заболевания нарушают возможность
адекватно оценить мотивы поступков окружающих
и вследствие этого эффективное взаимодействие
с окружением становится затруднительным.
Если при противостоянии реальности здоровый
человек осознанно выбирает путь борьбы
с действительностью, то при болезненном
противостоянии у психически больного
человека данный способ взаимодействия
является единственным и вынужденным.
На примере употребления наркотических
веществ в рамках наркозависимости данный
тип взаимодействия с реальностью можно
трактовать как использование этих средств,
в частности, с целью купирования психопатологической
симптоматики.
Способ взаимодействия с действительностью
в виде ухода от реальности осознанно или
неосознанно выбирают люди, которые расценивают
реальность негативно и оппозиционно,
считая себя неспособными адаптироваться
к ней. Они могут также ориентироваться
на нежелание приспосабливаться к действительности,
"не заслуживающей того, чтобы к ней
приспосабливались" по причине несовершенства,
консервативности, единообразия, подавления
экзистенциальных ценностей или откровенно
антигуманной деятельности. Употребление
наркотиков в данном случае следует рассматривать
как аддикцию - уход от скучной реальности
в виртуальный мир, созидаемый химическим
веществом.
Игнорирование реальности проявляется
автономизацией жизни и деятельности
человека, когда он не принимает в расчет
требования и нормы реальности, существуя
в собственном узкопрофессиональном мире.
При этом не происходит ни столкновения,
ни противодействия, ни ухода от реальности.
Стороны существуют как бы сами по себе.
Подобный вариант взаимодействия с реальностью
довольно редок и встречается лишь у небольшого
числа повышенно одаренных, талантливых
людей с гипер способностями в какой-либо
одной области. Употребление наркотических
веществ следует рассматривать при этом
типе взаимодействия с реальностью как
признак "особости", избранности,
причастности к богеме.
Гармоничный человек выбирает приспособление к реальности. Однако
нельзя однозначно исключать из ряда гармоничных
индивидов лиц, которые используют, к примеру,
способ ухода от реальности. Это связано
с тем, что реальность, так же как и отдельный
индивид, может носить негармоничный характер.
Например, добровольное приспособление
к условиям авторитарного режима, разделение
его ценностей и выбор соответствующего
поведения нельзя рассматривать как гармоничное.
В зависимости от способов взаимодействия
с реальностью и нарушения тех или иных
норм общества девиантное поведение разделяется
на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое,
Клинические
же формы (проявления) представлены: агрессивным
и аутоагрессивным поведением, нарушением
пищевого поведения, злоупотреблением
веществами, изменяющими психическое
состояние, сексуальными девиациями, сверхценными
увлечениями, коммуникативными, этическими
и эстетическими девиациями, или нарушениями
стиля поведения. В рамках каждой из клинических
форм отклоняющееся поведение можно трактовать
и как психологическое (т.е. собственно девиантное),
и как психопатологическое (т.е. как поведенческое
расстройство).
Таким образом, анализ современного положения
в сфере изучения поведенческих отклонений
позволяет утверждать, что поведенческие
расстройства и девиации поведения, имея
феноменологическое сходство и даже идентичность,
отличаются друг от друга этиопатогенетически.
Учитывая тот факт, что в рамках девиантного
поведения могут сочетаться психологические
и психопатологические механизмы, в сфере
оказания помощи данному контингенту
лиц следует сочетать психофармакотерапию
с психотерапией.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ ДЕВИАНТНОГО
2.1. ПОДРОСТОК-НАРКОМАН И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ(ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ №5, 92)
В.В. ГУЛЬДАН, О.Л. РОМАНОВА, О.К. СИДЕНКО
Существуют
различные точки зрения на роль преморбидных
личностных свойств и социально-
Асоциальное поведение
Первые пробы наркотиков и более или менее систематическое их употребление, как правило, связаны с активностью подростковой неформальной группы.
Между тем поступательный процесс приобщения подростка к наркотикам предполагает наличие ряда этапов. Как минимум это: выпадение из просоциальных групп социализации, участие в криминальных или делинквентных группах и, наконец, участие в группе, ведущей деятельностью которой является употребление наркотиков. Перечисленными этапами обеспечивается движение подростка с аддиктивным поведением сквозь различные социальные структуры — путь от здоровья через социальное неблагополучие к социальной болезни.
С
целью изучения социально-психологических
закономерностей группы подростков-наркоманов
в аспекте ее взаимодействия с
социальным окружением или, иначе, социального
пространства подростков-наркоманов было
предпринято настоящее
В
нем приняли участие 27 подростков
15 — 17 лет обоего пола, находившихся
на стационарном лечении с диагнозами
опийной и эфедриновой
Исследование
социального пространства подростков-наркоманов
включало два этапа. Предполагалось
на первом из них выявить структурные
особенности социального
Конкретные задачи первого этапа работы заключались в: 1) оценке психологического расстояния между подростком-наркоманом и различными группами, образующими его социальное пространство (семья, класс, друзья, приятели-наркоманы); 2) установлении степени идентификации с каждой из этих групп.
Для
решения первой из поставленных задач
была использована модифицированная методика
заключалась в том, что испытуемый
графически изображал расстояние между
собой и различными группами в
виде точек на отрезках прямой. В
контрольной группе испытуемые ближе
находились к друзьям, чем к семье,
что характерно для подросткового
возраста. Наибольшее расстояние оказалось
между здоровыми подростками
и школьным классом. В основной группе
самое близкое расстояние обнаружилось
между подростками-наркоманами
Полученные факты отражают структурные изменения в социальном пространстве подростков-наркоманов. Появление в нем особой группы — группы приятелей-наркоманов — меняет субъективные отношения близости с просоциальными элементами типичного для подростков социального пространства. Для изучения социальной идентификации подростков-наркоманов с различными группами была использована модификация методики “Круги отношений”, позволяющая выявить степень включенности субъекта в “мы”, образованное со значимыми другими. В контрольной группе идентификация с семьей наблюдалась в 84 % случаев, а в основной — в 58 %; с друзьями — в 94 и 45 %; с классом — 61 и 45 % соответственно. Кроме того, у больных подростков наблюдалась идентификация с приятелями-наркоманами в 64 % случаев.
Можно
думать, что у подростков-наркоманов
наблюдается общее снижение социальной
идентификации с базовыми просоциальными
группами социального пространства,
а часть из них идентифицируется
с асоциальной группой
Полученные
данные одновременно отражают драматизм
и неоднозначность положения
подростков с аддиктивным поведением
в обществе. В поисках группы,
которая не отвергала бы их, они
примыкают к наркоманам и как
следствие — приобщаются к
употреблению наркотиков и заболевают.
Становление групповой
Для
изучения субъективной оценки подростками-наркоманами
влияния приятелей-наркоманов на собственную
личность использовалась методика, позволяющая
определять степень и характер влияния
людей друг на друга. Процедура эксперимента
включала выделение испытуемым десяти
наиболее характерных для него личностных
черт из списка, а затем оценку этих
черт по эмоциональной
В контрольной группе наиболее часто встречающимися чертами были доброта, восприимчивость, естественность. Их отметили у себя 60 — 80 % опрошенных. Примерно половина здоровых подростков приписали себе ум и независимость. Негативные черты, как, например, агрессивность, в списках личностных черт этой группы встречались редко.
В основной группе первые два места по частоте упоминаний заняли восприимчивость и доброта. 83 % испытуемых считали себя независимыми, 70 % — агрессивными и только 8 % — умными. Полученная самооценка иллюстрирует чрезмерную реакцию эмансипации подростков с аддиктивным поведением и стремление компенсировать неудовлетворенность в престиже асоциальным путем.
Подсчет
интенсивности влияния
Что
касается характера влияния всех
трех групп (друзья, семья, класс) на здоровых
подростков, то оно воспринимается
ими как равноценное и
Для
изучения экспектаций и каузальной
атрибуции различных социальных
групп по отношению к подростку-
Каузальная
атрибуция помогающего
Подводя
итоги исследованиям