Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить девиантоное поведении личности в обществе.
Задачи работы:
-Изучить литературу по теме: “Девиантное поведение личности в обществе”
-Предмет исследования – девиантное поведение личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.01 Кб (Скачать файл)

Основой оценки девиантного поведения человека является анализ его взаимодействий с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы -адаптивность - исходит  из приспособления (адаптивности) по отношению  к чему-то и кому-то, т.е. к реальному  окружению индивида. Взаимодействия индивида и реальности можно представить пятью способами: приспособление, противодействие или болезненное противодействие, уход и игнорирование. 
При противодействии реальности индивид активно пытается разрушать ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Он убежден, что все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены факторами действительности, и единственным способом достижения его целей является борьба с действительностью, попытка переделать реальность под себя или максимально извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения. При этом ответом со стороны действительности по отношению к такому индивиду становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Противостояние реальности встречается при криминальном и делинквентном поведении. Если рассмотреть все типы взаимодействия индивида и реальности на примере наркозависимости, то в рамках противостояния употребление наркотиков можно рассматривать как протест, эпатаж, нежелание мириться с окружающей действительностью. 
Так называемое болезненное противостояние реальности обусловлено признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами, при которых окружающий мир воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания. Симптомы психического заболевания нарушают возможность адекватно оценить мотивы поступков окружающих и вследствие этого эффективное взаимодействие с окружением становится затруднительным. Если при противостоянии реальности здоровый человек осознанно выбирает путь борьбы с действительностью, то при болезненном противостоянии у психически больного человека данный способ взаимодействия является единственным и вынужденным. На примере употребления наркотических веществ в рамках наркозависимости данный тип взаимодействия с реальностью можно трактовать как использование этих средств, в частности, с целью купирования психопатологической симптоматики. 
Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно или неосознанно выбирают люди, которые расценивают реальность негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. Они могут также ориентироваться на нежелание приспосабливаться к действительности, "не заслуживающей того, чтобы к ней приспосабливались" по причине несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности. Употребление наркотиков в данном случае следует рассматривать как аддикцию - уход от скучной реальности в виртуальный мир, созидаемый химическим веществом. 
Игнорирование реальности проявляется автономизацией жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире. При этом не происходит ни столкновения, ни противодействия, ни ухода от реальности. Стороны существуют как бы сами по себе. Подобный вариант взаимодействия с реальностью довольно редок и встречается лишь у небольшого числа повышенно одаренных, талантливых людей с гипер способностями в какой-либо одной области. Употребление наркотических веществ следует рассматривать при этом типе взаимодействия с реальностью как признак "особости", избранности, причастности к богеме. 
Гармоничный человек выбирает приспособление к реальности. Однако нельзя однозначно исключать из ряда гармоничных индивидов лиц, которые используют, к примеру, способ ухода от реальности. Это связано с тем, что реальность, так же как и отдельный индивид, может носить негармоничный характер. Например, добровольное приспособление к условиям авторитарного режима, разделение его ценностей и выбор соответствующего поведения нельзя рассматривать как гармоничное. 
В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое,психопатологическое и на базе гиперспособностей.

Клинические же формы (проявления) представлены: агрессивным и аутоагрессивным поведением, нарушением пищевого поведения, злоупотреблением веществами, изменяющими психическое состояние, сексуальными девиациями, сверхценными увлечениями, коммуникативными, этическими и эстетическими девиациями, или нарушениями стиля поведения. В рамках каждой из клинических форм отклоняющееся поведение можно трактовать и как психологическое (т.е. собственно девиантное), и как психопатологическое (т.е. как поведенческое расстройство). 
Таким образом, анализ современного положения в сфере изучения поведенческих отклонений позволяет утверждать, что поведенческие расстройства и девиации поведения, имея феноменологическое сходство и даже идентичность, отличаются друг от друга этиопатогенетически. Учитывая тот факт, что в рамках девиантного поведения могут сочетаться психологические и психопатологические механизмы, в сфере оказания помощи данному контингенту лиц следует сочетать психофармакотерапию с психотерапией.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

2.1. ПОДРОСТОК-НАРКОМАН И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ(ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ №5, 92)

В.В. ГУЛЬДАН, О.Л. РОМАНОВА, О.К. СИДЕНКО

 

Существуют  различные точки зрения на роль преморбидных личностных свойств и социально-психологических  факторов в формировании аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Одни авторы придерживаются концепции  личностной и даже психопатологической  предрасположенности к наркомании, другие считают более реалистичным представление о том, что аддиктивное  поведение является суммарным негативным феноменом групповой активности подростков, обладающих различными личностными  нарушениями 

  Асоциальное поведение подростка  определяется не только и не  столько его темпераментом, характером, интеллектом, сколько социальным  пространством, в которое он  включен. Следует заметить, что  в подростковом возрасте мотивация  поведения, определяемая включенностью  в группу, является особенно существенной.

Первые  пробы наркотиков и более или  менее систематическое их употребление, как правило, связаны с активностью  подростковой неформальной группы.

Между тем поступательный процесс приобщения подростка к наркотикам предполагает наличие ряда этапов. Как минимум  это: выпадение из просоциальных  групп социализации, участие в  криминальных или делинквентных  группах и, наконец, участие в  группе, ведущей деятельностью которой  является употребление наркотиков. Перечисленными этапами обеспечивается движение подростка  с аддиктивным поведением сквозь различные социальные структуры  — путь от здоровья через социальное неблагополучие к социальной болезни.

С целью изучения социально-психологических  закономерностей группы подростков-наркоманов в аспекте ее взаимодействия с  социальным окружением или, иначе, социального  пространства подростков-наркоманов было предпринято настоящее исследование.

В нем приняли участие 27 подростков 15 — 17 лет обоего пола, находившихся на стационарном лечении с диагнозами опийной и эфедриновой наркомании (основная группа). Были обследованы  также 33 учащихся выпускного класса средней  школы, не замеченных в употреблении наркотиков (контрольная группа).

Исследование  социального пространства подростков-наркоманов включало два этапа. Предполагалось на первом из них выявить структурные  особенности социального пространства подростков-наркоманов, а на втором — показать, каким образом взаимосвязаны  структура социального пространства и личностные и поведенческие  черты подростка-наркомана.

Конкретные  задачи первого этапа работы заключались  в: 1) оценке психологического расстояния между подростком-наркоманом  и  различными группами, образующими его  социальное пространство (семья, класс, друзья, приятели-наркоманы); 2) установлении степени идентификации с каждой из этих групп.

Для решения первой из поставленных задач  была использована модифицированная методика заключалась в том, что испытуемый графически изображал расстояние между  собой и различными группами в  виде точек на отрезках прямой. В  контрольной группе испытуемые ближе  находились к друзьям, чем к семье, что характерно для подросткового  возраста. Наибольшее расстояние оказалось  между здоровыми подростками  и школьным классом. В основной группе самое близкое расстояние обнаружилось между подростками-наркоманами и  их приятелями-наркоманами. Затем по степени близости располагались  семья, друзья и школьный класс.

Полученные  факты отражают структурные изменения  в социальном пространстве подростков-наркоманов. Появление в нем особой группы — группы приятелей-наркоманов —  меняет субъективные отношения близости с просоциальными элементами типичного  для подростков социального пространства. Для изучения социальной идентификации  подростков-наркоманов с различными группами была использована модификация  методики “Круги отношений”, позволяющая  выявить степень включенности субъекта в “мы”, образованное со значимыми  другими. В контрольной группе идентификация  с семьей наблюдалась в 84 % случаев, а в основной — в 58 %; с друзьями — в 94 и 45 %; с классом — 61 и 45 % соответственно. Кроме того, у больных подростков наблюдалась идентификация с  приятелями-наркоманами в  64 % случаев.

Можно думать, что у подростков-наркоманов наблюдается общее снижение социальной идентификации с базовыми просоциальными группами социального пространства, а часть из них идентифицируется с асоциальной группой приятелей-наркоманов.

Полученные  данные одновременно отражают драматизм  и неоднозначность положения  подростков с аддиктивным поведением в обществе. В поисках группы, которая не отвергала бы их, они  примыкают к наркоманам и как  следствие — приобщаются к  употреблению наркотиков и заболевают. Становление групповой принадлежности вызывает изменения в самовосприятии личности и в не всегда осознаваемых, неформальных социальных ожиданиях, упорядочивающих взаимоотношения в группе. Поэтому задачами второго этапа работы явились: 1) изучение изменений в субъективном восприятии влияний групп на собственную личность у подростка-наркомана; 2) изучение ожиданий и каузальной атрибуции больными подростками различных групп.

Для изучения субъективной оценки подростками-наркоманами  влияния приятелей-наркоманов на собственную  личность использовалась методика, позволяющая  определять степень и характер влияния  людей друг на друга. Процедура эксперимента включала выделение испытуемым десяти наиболее характерных для него личностных черт из списка, а затем оценку этих черт по эмоциональной привлекательности (положительные, отрицательные) и того, как влияют на отдельные конкретные черты различные группы: усиливают, не влияют, ослабляют.

В контрольной группе наиболее часто  встречающимися чертами были доброта, восприимчивость, естественность. Их отметили у себя 60 — 80 % опрошенных. Примерно половина здоровых подростков приписали  себе ум и независимость. Негативные черты, как, например, агрессивность, в  списках личностных черт этой группы встречались редко.

В основной группе первые два места  по частоте упоминаний заняли восприимчивость  и доброта. 83 % испытуемых считали  себя независимыми, 70 % — агрессивными и только 8 % — умными. Полученная самооценка иллюстрирует чрезмерную реакцию  эмансипации подростков с аддиктивным  поведением  и стремление компенсировать неудовлетворенность в престиже асоциальным путем.

Подсчет интенсивности влияния различных  групп на подростков показал, что  на испытуемых контрольной группы сильнее  всего влияют друзья и семья. По интенсивности  влияния на подростков-наркоманов рассматриваемые  группы расположились в следующем  порядке: приятели-наркоманы, друзья, семья, класс. Так что по субъективной оценке влияния на личностные качества приятели-наркоманы  заняли лидирующую позицию.

Что касается характера влияния всех трех групп (друзья, семья, класс) на здоровых подростков, то оно воспринимается ими как равноценное и преимущественно  положительное. Иная картина соотношения  оценок различных влияний у подростков основной группы. В большинстве случаев  они считали, что влияние семьи  на их характер отрицательное, а друзей — положительное. Отрицательное  влияние приписывалось также  школьному классу. С точки зрения больных подростков, приятели-наркоманы  оказывают исключительное влияние  на их личность. Вместе с тем они  не смогли однозначно определить его  направление и представляли это  влияние как баланс положительных  и отрицательных моментов. В целом  факты отражают сложное взаимодействие формирующейся личности подростка-наркомана и окружающей его неблагоприятной социальной среды.

Для изучения экспектаций и каузальной атрибуции различных социальных групп по отношению к подростку-наркоману  была сконструирована проективная  методика. Она состояла из краткого описания четырех конфликтных для  персонажа-наркомана ситуаций взаимодействия с группой. Изучение экспектаций  поведения различных групп по отношению к подростку-наркоману  показало, что от всех социальных групп  больные ожидают преимущественно  помощи. Так, помогающее поведение семьи  предполагали 75 % опрошенных, класса — 67 %, друзей — 91 %, приятелей-наркоманов — 92 %. По-видимому, максимальная поддержка  проецируется на друзей и приятелей-наркоманов, а отвержение в опыте больных  чаще наблюдается со стороны родителей  и просоциальных классных групп.

Каузальная  атрибуция помогающего поведения  семьи связывается с положительным  отношением к подростку, класса —  с благоприятной внутригрупповой  динамикой, а друзей и приятелей-наркоманов — с тем и другим вместе. Атрибуция  отвергающего поведения семьи и  приятелей-наркоманов ассоциируется  у испытуемых с объективными, не зависящими от обеих взаимодействующих  сторон, обстоятельствами. Отвержение больного подростка классом и  друзьями объясняется особенностями  внутригруппового взаимодействия.

Подводя итоги исследованиям социального  пространства подростков-наркоманов, следует сказать, что появление  в их окружении приятелей-наркоманов, факт минимальной психологической  дистанции между ними ведут к  изменению характерной для этого  возраста структуры социальных связей. Занимая особое положение, группа приятелей-наркоманов через механизм идентификации-отчуждения способствует присвоению подростками  ценностей наhкоманической субкультуры, меняя тем самым генеральное направление социализации.

Информация о работе Девиантное поведение подростков