Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить девиантоное поведении личности в обществе.
Задачи работы:
-Изучить литературу по теме: “Девиантное поведение личности в обществе”
-Предмет исследования – девиантное поведение личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2.2. РЕБЕНОК В «АЛКОГОЛЬНОЙ» СЕМЬЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ(ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ №4, 91)

 

В. Д. МОСКАЛЕНКО

 

Точное  число детей, живущих в семье  с одним или двумя больными алкоголизмом родителями, неизвестно, однако есть основания полагать, что  оно велико.

Частота различных проблем, медицинских  и психологических, у детей больных  алкоголизмом родителей повышена. Детей  из семей с наличием алкоголизма  в 7 раз больше суицидальных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения  в детский дом или сходное  государственное учреждение, в 2 раза больше вероятность раннего (до 16 лет) брака, в 2 раза больше вероятность психических  заболеваний и в 2 раза больше вероятность  делинквентного поведения. Очевидно, что  часть проблем может объясняться  влиянием генетических факторов, рассмотренных  нами в обзоре, а часть — системой воспитания в семьях.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА  СЕМЕЙ, В КОТОРЫХ КТО-ЛИБО БОЛЕН  АЛКОГОЛИЗМОМ

Все семьи с наличием больного алкоголизмом (назовем их для краткости алкогольными) являются дисфункциональными. Основные признаки дисфункциональной семьи  заключаются в следующем: члены  семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям; родители плохо, неправильно относятся к  детям; вся жизнь семьи характеризуется  непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами  — деспотичностью; члены семьи  озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать один или более секретов семьи; в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности  и чувства, используются эмоциональные  репрессии; взаимоотношения ригидны.

В дисфункциональных семьях всегда много  отрицательных правил и соответствующих  заявлений, например: «Не выражай  своих чувств, не злись, не будь печальным, не реви», «Не думай, не возражай, а  выполняй мои приказы, не задавай  вопросов», «Не выноси сор из избы, не предавай семью, не выбалтывай секретов», «Никаких разговоров за спиной!», «Пьянство  не причина наших несчастий». Подчеркивается также, что в алкогольных семьях правила или слишком свободны, или слишком строги.

Описано 5 характеристик таких семей. 1. Размытость, нечеткость границ. Поскольку вся  жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие —  ненормальны и теряют «твердость психологической почвы под ногами». Амбивалентность касается многих сторон жизни семьи. Это приводит к нечеткости границ личности. 2. Отрицание. В жизни алкогольной семьи так много всего построено на лжи, что ребенку трудно распознать правду. Отрицание происходящего в доме носит почти навязчивый характер. Как больной отрицает наличие у него проблем, связанных с потреблением алкоголя, так вся семья отрицает все тягостные события, происходящие в семье. Ребенку становится трудно понимать, что же вокруг него происходит. 3. Непостоянство. Поскольку потребности ребенка удовлетворяются непостоянно, то он испытывает голод на внимание к себе, страстное желание, чтобы им занимались и привлекает внимание к себе любыми доступными ему средствами, включая делинквентное поведение. 4. Низкая самооценка. Вся система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить, что он в какой-то степени виноват в том, что происходит. Он был недостаточно хорошим, он совершал много ошибок, он вообще весь состоял из ошибок. В конце концов он заслуживает всего того плохого, что с ним случается. 5. Недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи. Как сами родители, так и их дети имеют слабое представление о том, как должна функционировать нормальная семья.

Ситуация  в алкогольной семье всегда нездоровая и нестабильная, поскольку алкоголизм забирает слишком много энергии, которая в норме направляется на поддержание стабильности и создание здоровой окружающей среды для духовного  роста.

Суть  здоровой функциональной семьи —  создание условий для духовного  роста. Здоровые отношения являются открытыми, гибкими. Несмотря на интимность и интенсивность, здоровые отношения  позволяют каждому члену семьи  иметь свои границы, уважаемые всеми.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

  «Этот ужасный секрет семьи». Вся семья, включая детей, пытается  играть в такую игру: «Давайте  притворяться, что все хорошо, давайте  все плохое спрячем и тем  защитимся». Сокрытие становится  образом жизни. Дети — жертвы  двойного стандарта. Они боятся  говорить открыто о своих проблемах,  вырастают замкнутыми. Чем больше  они молчат, тем больше их могут  мучить ночные кошмары. Хотя  секрет семьи всегда раскрывается, дети привыкают жить зашторенными, они уже не видят правды.

«Жизнь  в укрытии». Ложь не только пронизывает  внутрисемейные взаимоотношения, но и  проникает дальше — достигает  соседей, общины. Дети знают, что люди осуждают пьянство либо смеются над  пьянчужками, винят их в том, что  те — плохие родители. Поэтому дети стремятся всеми силами скрыть позор  своей семьи. Дети не могут откровенно говорить о семье ни с друзьями, ни с учителями. Привычка к сокрытию обусловливает необходимость игнорировать реальность. Секретность, увертки, обман становятся обычными компонентами жизни, такими же, как и реальность, а иногда и предпочтительнее ее. В результате каждый становится подозрительным и злобным. В семьях такого рода не практикуются эмоционально теплые объятия, там не знают истинной цены разделенного горя или разделенной радости, нет взаимной поддержки и любви, а вместо этого вечные трения, недоверие и скептицизм. Секреты неизменно дают толчок зависти, ревности. Чем больше секретности, тем больше запутанности, вины, борьбы, драк, разъединения членов семьи и изоляции, одиночества. Ребенок не может объяснить все это и продолжает чувствовать себя небезопасно в своем доме, где он должен был бы чувствовать себя наиболее защищенным.

«Что  же реально?» Так часто ребенку  приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что ему говорят, что  дети начинают недоверять тому, что  видят, слышат и чувствуют. Недостаток доверия к самому себе происходит из попытки навести порядок, сделать  так, чтобы наконец все стало  на свои места и затем чувствовать  себя надежно, в безопасности. Но затем  все снова перемешивается, навести  порядок не удается и наступает  фрустрация.

«Послания с двойным смыслом». За свою жизнь  ребенок в алкогольной семье  слышит много такого, что содержит в себе противоречивый смысл. Эти  обращения к детям называют смешанными посланиями (mixed messages), информацией с  двойным смыслом. Например, мама говорит  ребенку:

«Я  тебя люблю, иди гуляй, не мешайся  тут под ногами». Если бы она сказала  только: «Я тебя люблю», то ребенку было бы ясно, какие чувства означают эти слова. Но, услышав все это  вместе, ребенок начинает думать, что  у матери на него нет времени, что  ее заботы вообще не о нем и как  при этом она может любить его? Одна часть послания притягивает, другая отталкивает. Все чувства ребенка  перемешались. Он не знает, в какую  часть послания верить.

Таким же парадоксом являются и противоречивые требования родителей: «Всегда говори правду» и «Я ничего не хочу знать». С одной стороны, ребенок усваивает, что быть честным — большое  достоинство, с другой стороны, вся  жизнь в доме приучает к сокрытию правды.

Отец, больной алкоголизмом, бывает то любящим  и заботливым, когда трезв, то невнимательным или даже агрессивным, когда пьян. Ребенок в замешательстве, какому отцу верить. Поверить в «плохого папу»  выше его сил. И ребенок начинает привыкать отрицать правду. Если верить одновременно в обе части двойного послания, то возникает чувство, что сходишь с ума. Невозможность доверять своим чувствам и своему восприятию ставит ребенка в очень непрочное и опасное положение. Постоянная необходимость уходить от действительности с тягостными ощущениями и надеяться, что никто этого не замечает, истощает, изматывает ребенка.

«Борьба, ссоры, драки». Постоянные наблюдения над тем, как родители провоцируют  друг друга, спорят, шумят или слегка перебраниваются, пререкаются, жалуются друг на друга, приводят к тому, что  дети усваивают подобный стиль взаимоотношений  между людьми вообще. Ссоры и драки  становятся второй натурой ребенка, особенно если это мальчик. В некоторых  же семьях подобные ситуации сближают детей. «Моя сестра — моя лучшая подруга. Когда наш папочка приходил не в настроении, мы прятались на чердаке, прижимаясь друг к дружке. Мы до сих пор тесно привязаны  между собой».

«Страхи, дурные предчувствия». Почти все  дети больных алкоголизмом описывают  свои неприятные ощущения при возвращении  домой, страх перед открыванием  двери в свой дом. Что там? Отец уже вернулся или нет? Трезвый  он или пьяный? Дети склонны подолгу  задерживаться вне дома, чтобы  уберечь себя от того, что может  произойти дома. Так начинается никогда  не покидающий страх за будущее. С  годами страх углубляется. Даже при  отсутствии больших жизненных кризисов страх может не покидать ребенка. Тревога, дурные предчувствия окрашивают всю жизнь.

«Разочарования». В алкогольных семьях как больной, так и небольной родитель часто  не выполняет своих обещаний. Одно разочарование, другое... Все это  угнетает ребенка. И верные семейным традициям держать все в секрете, дети никогда не рассказывают родителям  о своих тяжелых чувствах. Они  перестают ожидать обещанного. Но чувствуют, что родители совершили  предательство перед ними. Будучи взрослыми, они продолжают предчувствовать  разочарования, не доверяют как в  случайных, так и в интимных взаимоотношениях. Страстное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей  остается надолго с детьми из таких  семей. Они могут оставаться инфантильными, незрелыми в отношениях со сверстниками.

«Слишком  быстрое взросление». Дети в таких семьях вынуждены быстро становиться взрослыми. Маленькому мальчику может нравиться поступать так, как поступают взрослые мужчины, особенно когда его действия подкрепляются похвалой. Однако, когда ему приходится действительно брать на себя часть обязанностей главы семейства (например, в случае, если отец умирает от алкоголизма). Он испытывает гнев и раздражение от того, что приходится заботиться о матери. Став взрослым, он скажет: «Меня ужасно бесит, что у меня не было детства». Естественный процесс взросления подталкивался, был под прессом семейных обстоятельств. Это затрудняет способность делиться переживаниями с окружающими. Вместо этого ребенок привыкает ублажать окружающих, доставлять им удовольствие и страстно ожидать одобрения от них. Если же одобрение не приходит, он становится раздавленным и злым. Дети чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестер. Пьющие родители также нуждаются в их физической и эмоциональной поддержке. Детям приходится выслушивать, одобрять родителей, делать их жизнь более или менее удобной, комфортной. Bo-истину дети становятся родителями своих родителей. Дети прикрывают дезорганизацию семейной жизни. А позднее у них появляется смутное чувство того, что они упустили что-то такое, что им причиталось, что они заслужили, и они продолжают бороться за то, чтобы вернуть причитавшуюся им долю внимания, детских радостей. Будучи 30-летними и даже 40-летними, они ощущают себя «псевдовзрослыми». У них не было возможности быть детьми. Одни обнаруживают, что не умеют играть. Они не понимают легкомыслия, фривольности. Становиться взрослым раньше времени просто несправедливо. Появляется чувство, что тебя обокрали. Такие люди не умеют наслаждаться жизнью.

«Сексуальное  оскорбление». Итак, если девочка вынуждена  все чаще заменять свою больную алкоголизмом мать в выполнении хозяйственных  дел, в заботе о младших детях, то однажды может так случиться, что она заменит мать своему отцу в его сексуальных домогательствах. Под сексуальным оскорблением (sexual abuse) понимают не только явное изнасилование, но и скрытое посягательство на свободное  сексуальное развитие. Явная и  скрытая сексуальная агрессия к  детям — довольно частое явление  в семьях с наличием больного алкоголизмом. Этому вопросу посвящена монография Ж. Уойтитц. Автор считает, что даже при отсутствии физического контакта действия взрослого, которые нарушают развитие сексуальности ребенка, мешают приобретению собственного опыта в этом направлении, могут расцениваться как тонкая, скрытая сексуальная агрессия. Приводятся следующие примеры: «Мы с мамой спали в одной постели до тех пор, пока я не стала жить отдельно уже после 30-летнего возраста», «Меня обвиняли в том, что я хотела соблазнить своего отца, когда мне было 5 лет», «Меня обвиняли в аморальных действиях, если я поздно возвращалась домой», «Когда отец пришел пьяным, он накричал и изнасиловал мою маму. Я притворилась спящей. Это было ужасно. Если бы он меня нашел, я была бы следующей жертвой. Я была так беспомощна». Считается, что последствия как явной, так и скрытой сексуальной агрессии всегда тяжелы и долговременны. «Как после ожога третьей степени, рубец остается на всю жизнь». Характер последствий сравнивается с тем, что оставляет сам алкоголизм: чувство своей никчемности, утраты контроля над своей жизнью и все подавляющая зависимость от этого абсолютного и самого большого секрета семьи. Вина, стыд, ненависть к себе, отчаяние, депрессия, роль жертвы вовсех жизненных ситуациях, пассивность — вот далеко не полный перечень того, что может быть связано с актом кровосмесительства либо со скрытым сексуальным оскорблением, имевшим место в детстве.

«Другие оскорбления». Дети больных алкоголизмом подвергаются и другим видам оскорблений, часто даже таким, которые угрожают жизни ребенка. Детей избивают за то, что они появились не в нужном месте и в неподходящее время, за то, что они пытались защищать мать или младших братьев и  сестер. Физическое избиение детей, естественно, замалчивается. Этот секрет семьи тоже хорошо вписывается в царящие  здесь правила игры, в притворство, будто все дела в семье обстоят  прекрасно. Многие дети в подобных случаях  предпочитают страдать, чем признать себя выброшенным на мель в жизни  с этим парализующим чувством вины. Они продолжают влачить жалкое существование  жертвы, но не могут активно бороться и бросить вызов родителю-обидчику.

«Заброшенный ребенок». Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем воспитания в алкогольной семье. Мать может сама страдать алкоголизмом либо быть поглощенной алкогольными проблемами своего мужа, тратить всю энергию на них, а в это время дети живут без ее внимания. Дети не моются, не чистят зубы. Недостаток заботы о теле, о физической гигиене лишь начало общей заброшенности ребенка. Врачи часто находят у детей запущенные болезни, не замеченные либо игнорируемые родителями. «Царапины души могут оставаться невидимыми, но внутренне разрушение может быть опустошительным».

Если  дети постоянно слышат в семье, что  отец должен зарабатывать деньги, а  он их пропивает, они могут начать путать деньги с любовью и вниманием. Когда друзья нуждаются во внимании, такие дети могут отделываться от них подарками. Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях тоже не уделяют должного внимания. И  дети не научаются, как можно входить  в состояние другого человека. Они не усваивают и элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей своей  собственной семье.

«Пониженная самооценка, недостаток самоуважения». Отсутствие внимания со стороны родителей  формирует пониженную самооценку. Дети, с которыми обращались так, как будто  они ничто, и воспринимают себя как  ничто — некомпетентными во многих областях жизни. Жизнь в неуютной квартире с ободранными стенами, вечно неподходящая одежда тоже есть невнимание к нуждам ребенка. Дети мало ценят себя, часто не считая себя стоящими людьми.

Ребенок определяет, кто он, по тому, что вкладывают в это понятие окружающие значимые для него люди. Он оценивает себя так, как они его оценивают. Лишь повзрослев, он может делать подобные умозаключения самостоятельно. Послания с двойным смыслом, все эти оскорбления (вербальные, физические, сексуальные), укоренившееся в сознании чувство вины, стыд за семью, недостаток доброжелательной заинтересованности в делах ребенка, постоянное неудовлетворение его физических и эмоциональных потребностей — все это вместе взятое формирует у ребенка пониженную самооценку, недостаточное сознание чувства собственного достоинства.

Информация о работе Девиантное поведение подростков