Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:04, курсовая работа
Цель работы: изучить девиантоное поведении личности в обществе.
Задачи работы:
-Изучить литературу по теме: “Девиантное поведение личности в обществе”
-Предмет исследования – девиантное поведение личности.
«Жизнь в мире фантазий». Уход в мир фантазий, магическое мышление помогают ребенку выжить в трудных семейных условиях. Главная тема фантазирования: «Что, если бы мой отец (моя мама) были всегда трезвые...» Когда фантазии являются прибежищем настрадавшейся души ребенка, то содержание их обычно наполнено солнечным светом, фабула имеет счастливый конец, хотя в ней может фигурировать желание смерти родителя. Сновидения на подсознательном уровне служат той же цели — быть прибежищем от действительности либо объяснять непонятное. Фантазии и сновидения, объясняющие непонятное в жизни ребенка, могут быть следующими: «У меня не было бы всех этих проблем, если бы я родился в другое время», «Если бы у нас было больше денег, мы были бы счастливы».
«Мифы,
помогающие выжить». У детей складываются
ложные верования. Самые распространенные
четыре следующих: 1) «Я явился причиной
алкоголизма. Я должен что-то с этим
сделать». Это спасительная для ребенка
мысль, ибо поверить в то, что он
непричастен к алкоголизму, означало
бы, что он и не в состоянии
что-то изменить в своей семье. Основанием
для этого мифа может служить
чувство вины. «Если бы я лучше
учился, они бы меньше ругались между
собой и было бы меньше пьянства
в нашем доме». Иногда желание
быть спасителем тесно связано с
желанием быть замеченным, быть уважаемым;
2) «Я не такой, как все остальные».
Дети, растущие с больными алкоголизмом
родителями, смутно чувствуют, что отличаются
от других детей, хотя и не знают, каким
образом. Это чувство вносит дискомфорт
в их существование. Они как будто
принадлежат к другому миру; 3)
«Мне следует постоянно
В целом нет ничего необычного или патологического в том, что ребенок фантазирует, создает свои мифы. Это свойственно всем детям. Плохо, когда фантазия, выдумки занимают место реальности, используются вместо действительности. Мифы могут иммобилизовать ребенка вместо того, чтобы сделать его свободнее, и вот это опасно для его развития. Тогда способность быть хозяином своей судьбы уменьшается, а не возрастает.
ТИПОЛОГИЯ РОЛЕЙ, ПРИНИМАЕМЫХ НА СЕБЯ ДЕТЬМИ
Как взрослые, так и дети в алкогольных семьях играют определенные роли. Ролевые функции детей — это реакция на стресс, каким является алкоголизм родителей. Описаны четыре основные роли, которые могут брать на себя дети.
1.
Герой семьи, ответственный
2.
Проблемный ребенок, «козел
3.
Потерянный ребенок, кроткий
4.
Любимец семьи, талисман семьи.
Один
и тот же ребенок может в
разное время принимать на себя разные
роли, ролевые функции могут
Какую
опасность усматривают в этих
ролях, возникающих в ответ на
алкоголизм родителя или родителей?
Если не заниматься психокоррекцией, то
будущее детей может
Проблемный
ребенок может стать
Потерянный ребенок из-за своей интроверсии склонен к дальнейшей изоляции. А любимец семьи не в состоянии справляться с различными стрессами, у него обычно бывают трудности в учебе, компульсивная потребность во внимании затрудняет межличностные отношения. У него легко возникает зависимость от алкоголя и наркотиков.
В
нормальных семьях дети также берут
на себя определенные роли, соответствующие
их возрасту и личности. Этот обычный
процесс принятия ролей нарушен
в алкогольных семьях тем, что
здесь ролевые функции
2.3. УСТАНОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТАБАКОКУРЕНИЮ(ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ №5, 91)
В. В. ГУЛЬДАН, О. Л. РОМАНОВА, И. В. ИВАННИКОВА
Проблема
приобщения детей к курению табака,
оказываться для ребенка одним
из первых опытов, когда он сталкивается
с противоречивостью и
Знакомство
детей с употреблением табака
происходит в раннем детстве при
наблюдении за поведением старших. Центральную
роль в этом играет семья. Отношение
ее членов к курению в самом
общем виде может быть представлено
следующими четырьмя вариантами: полное
неприятие (курение членов семьи
исключено, общества курящих стараются
избегать), противоречивое, или амбивалентное
(к курению посторонних людей
отношение безразличное, но курение
в семье не допускается), либеральное
(одновременное
Целью настоящей работы явилось изучение установок детей на курение табака.
В экспериментах приняли участие 18 дошкольников шести лет. Использовались индивидуальный опрос, направленный на изучение осведомленности детей в отношении табакокурения, и различные специально сконструированные проективные приемы.
По словам опрошенных детей, родители каждого второго из них курят; среди курящих преобладают отцы, но и из матерей курит каждая пятая. Более половины детей осведомлены о том, где в доме хранятся сигареты. Во время курения большинство родителей стремятся уйти из поля зрения детей или уединиться, но дети чувствуют неприятный («горький», «невкусный») запах табака.
Дошкольники шести лет легко узнавали, правильно называли, могли нарисовать папиросы, сигареты, курительную трубку. При этом мальчики лучше девочек осведомлены о растительном происхождении и назначении табака и некоторых функциях фильтра сигарет («чтоб не обжечься», «чтоб табак в рот не попадал»).
Отвечая на вопрос о возможных мотивах курения табака, мальчики связывали курение с различными эмоциональными состояниями, модой. Девочки в объяснении причин курения затруднялись. Время возможного начала табакокурения все дети связывали с взрослостью, которая у части из них ассоциировалась с началом обучения в школе.
Стереотипные
вербальные оценки курения табака у
дошкольников отрицательные. Все 18 человек
называли его плохой, вредной привычкой.
Характерная для девочек
Иначе
обстояло дело с оценкой курящих
людей. Мальчики считают, что, когда
курят мужчины, это плохо, а когда
женщины — еще и некрасиво.
Однако принципиальной разницы в
оценке курения мужчин и женщин не
было. Девочки же снисходительны к
молодым мужчинам, в курении которых
они не видят ничего плохого, и
чрезвычайно строги к женщинам: «Это
же тети!», «Они же не мужчины». Что касается
отрицательной эмоциональной
Представления
дошкольников о курении не ограничиваются
наблюдениями за курящими родителями
и усвоением социальных стереотипов.
Большую роль играет имитационный опыт.
Начинается он чаще всего, по-видимому,
с курения в игре, когда мальчики
берут в рот палочки, карандаши
и воспроизводят процесс
Эмоциональное
отношение дошкольников к табакокурению
изучалось с помощью
Почти все курящие человечки были изображены с сигаретами. Ее цвет чаще не белый, а черный или темно-коричневый. Сигарета изображается детьми или с огоньком, или с дымом в 70 % рисунков. Положение сигареты приблизительно в половине рисунков во рту человечка. Причем у мальчиков человечек чаще держит сигарету во рту, а у девочек — в руке.
Таким
образом, проективный рисунок выявил
отрицательное эмоциональное
Другой проективный эксперимент, посвященный изучению эмоционально-оценочного компонента установки, состоял в следующем. Ребенку назывались десять популярных сказочных героев, требовалось высказать предположение, умеет ли каждый персонаж курить. Оказалось, что девочки приписывают вредную привычку всем отрицательным героям без исключения, а мальчики — 50— 70 % из них.
Можно
думать, что различия в поло-ролевых
стереотипах и личном опыте табакокурения
мальчиков по сравнению с девочками
нашли свое отражение в возрастании
когнитивной сложности
Для изучения поведенческого компонента установки дошкольников по отношению к курению исследовалось их поведение в трех различных ситуациях: 1) прямо провоцирующей, когда один ребенок предлагает другому попробовать; 2) косвенно провоцирующей, когда в присутствии дошкольника курят подростки; 3) в сюжетно-ролевой игре «Праздник», моделировавшей семейное торжество.
Экспериментальные
данные выявили, что если девочке
предлагает покурить сверстница, то преобладающее
качество ответов — это