Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 11:56, курсовая работа
Актуальность исследования. В наши дни в современном обществе одной из актуальных проблем остается проблема изучения ценностных ориентаций, которые имеют важнейшее значение в формировании личности. На протяжении последних лет на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос об изучении ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.
Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений. Личность подростка становится носителем нравственных ценностей, существующих в культуре на определенном этапе развития общества.
Введение. Особенности изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения
.1 Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе
.2 Анализ понятия «ценностей» в зарубежной и отечественной литературе
.3 Проблема изучения ценностных ориентаций в современной психологии. Исследование ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения
.1 Организация и методы исследования ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения
.2 Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения
.3 Сравнение социальной направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения
Заключение
Список используемой литературы
Базовым основанием личности является так называемая «ценностность». Ценностность характеризуется единством определенной внешней направленности личности и ее представлением о себе (представленность собственного «я») [33].
Понятие «ценность» широкок используется в таких науках, как философия, социология, психология, где оно обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности. М.В. Демин считает, что отнесение того или иного объекта окружающей действительности с ценности выражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и цели человека [15].
Н.И. Непомнящая отмечает, что ценностность - это те отраженные субъектом и наиболее значимые для него и обобщенные области его существования, через которые происходит выделение или самого себя, своей личности, собственного «я».
Ценностность - это некоторое единое синтетическое образование , в котором как бы сплавлено собственно «личностное» и «внешнее», «объективное». Ценностность можно охарактеризовать одновременно и как объективное «видение» личности (личность выделяет и осознает себя через отношения к определенной стороне действительности, определенным объектом), и как личностное «видение» объектов (те или иные стороны действительности приобретают для субъекта личностный смысл) [33].
Осознание ценности, по мнению Е.К. Владимировой, предполагает наличие у индивида определенного способа ориентировки в каком-либо классе, виде, группе ценностей, являющимися внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности, по характеру и направленности которых можно определить и особенности ее ценностных ориентаций [12].
Ценностные ориентации - одно из основных структурных образований зрелой личности. Именно в них, по мнению Л.М. Архангельского, сходятся ее различные психологические характеристики. Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обусловливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности [4].
Ценностные ориентации играют главную роль в регуляции социального (в широком смысле) поведения человека, включая диспозицию личности (В.А. Ядов), ее установки (Ю.М. Жуков, Ш.А. Надирашвили и др.), мотивы (В.Г. Асеев), интересы (И.В. Дубровина, Б.С. Круглов).
Практически ценностные ориентации как личностнообразующая система, по мнению Л.И. Божович, складывается лишь к подростковому этапу онтогенеза, хотя предпосылки к формированию ценностных ориентаций закладываются еще в дошкольном возрасте. У дошкольников закладываются так называемые базисные ценности: первоначальные представления о добре и зле, о честности и лживости, о жадности и щедрости, о доброте и жестокости, о чувстве собственного достоинства, об уважении личности другого. Эти представления складываются прежде всего в конкретных ситуациях, в процессе игры и дальше этих ситуаций не идут, не обобщаются, не переносятся на других людей. Но само формирование ценностных ориентаций в подростковый период. Вместе с тем этот процесс характерен лишь для части подростков, у большинства из них он находится в своей начальной стадии [9].
По утверждению А.Г. Асмолова, в структуре ценностных ориентаций обычно выделяют три компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Каждый из них участвует в формировании особенностей ценностных ориентаций и при этом может иметь самостоятельное значение как по содержанию, так и по степени проявления, что весьма затрудняет их эмпирическую верификацию. Общественные явления, отражающиеся в сознании индивида, на основе которых формируются ценностные ориентации личности, чрезвычайно сложны и многообразны по содержанию, а наше восприятие избирательно и стремится схватить, прежде всего, наиболее характерные и существенные для нас свойства отражаемого объекта. Поэтому изучение психологических особенностей формирования ценностных ориентаций целесообразно вести с позиции системного ценностного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как результат освоения человеком явлений окружающей действительности с точки зрения их ценности [6].
Ценностным ориентациям, как указывает С.С. Бубнова, присуще такое внутреннее напряжение, которое способно пробудить желания, намерения, интерес, направленный на конкретный вид деятельности. Благодаря этим качествам ценностные ориентации способны выполнить определенную систему социальных функций. Во-первых, ценностные ориентации приобщают индивида, приспосабливают его к системе норм и ценностей данной социальной среды. Во-вторых, они способствуют самоутверждению личности, реализации ее дарований, социальных ожиданий. В-третьих, они обеспечивают «гармонию» внутреннего мира личности, систематизацию ее знаний, норм, стереотипов и пр. [10].
По мнению Ю.М. Жукова, ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности. По степени сформированности ценностных ориентаций, особенностям их развития можно судить об уровне сформированности личности [16].
Ценностная ориентация, по мнению Л.М. Архангельского, представляется как интегральное свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации [4].
По результатам исследования Д.И. Фельдштейна, проведенного в 1986 году, исходя из того, что «условия и способ самовыражения себя» как личности подросток приобретает в общественно-полезной деятельности, было выявлено, что в данном виде деятельности подростков в качестве ценностных ориентаций и соответствующих мотивов общественной значимости конкретной деятельности, но и благоприятный нравственно-психологический климат в контактном коллективе [35].
Таким образом, отражающие идеалы подростков ценностные ориентации имеют ряд характерных особенностей. По мнению Г.В. Казновой, в общественно-полезной деятельности подростки, как правило, не имеют материальной выгоды, следовательно, материальный расчет ценностных ориентаций для них не является и не мотивирует эту деятельность. Но вместе с тем подростки еще слабо знакомы с экономическими ценностями и поэтому в своей общественно-полезной деятельности они не ориентируются на них. В мотивации данной деятельности эмоциональная сторона ценностных ориентаций подростков часто преобладает над рациональной, поэтому они могут поступиться общественно значимой ценностной ориентацией и совершить противоречащий ей поступок; иногда подростки готовы добиться желаемого результат деятельности «любой ценой», даже если эта «цена» не имеет общественной пользы и нередко ведет за собой нарушение существующих законов [19].
В системе ценностей подростков, как считает С.С. Бубнова, находят преемственность такие традиционные для нашего общества терминальные ценности как семья, дружба, интересная, любимая работа, трудолюбие, здоровье [10].
Однако И.И. Харченко утверждает, что явно прослеживается сдвиги в сторону новых способов достижения жизненного успеха: через высокое образование, получение профессии, конкуренции в рыночной экономике; через упорный труд, но не всякой, а, по возможности, на хорошо оплачиваемой и престижной работе, способной обеспечить в будущем должностное продвижение и/или высокое социальное положение [44].
Подтверждается это также достаточно высокой ориентацией на негосударственную форму собственности, и на место жительства в крупном городе или за границей. Важная роль в достижении жизненного успеха также придается инициативности, целеустремленности, способности наладить связи с нужными людьми, умению постоять за себя, но при этом так, чтобы не идти на противостояние в межличностных отношениях, быть приятным, вежливым, и «не портить дело» своей честностью или принципиальностью [14].
Что касается такой ценности, как семья, то полученные данные исследования, проведенного Т.В. Лисовским в 1998 году, дают основание считать, что у современных школьников она в значительно большей мере ассоциируется с любовью, надежным спутником жизни, чем с рождением и воспитанием детей. Кроме того, у достаточно большой части подростков их будущая сексуальная жизнь не отождествляется с брачными узами (и в таком случае вряд ли отождествляется с рождением детей). О произошедших изменениях в жизненных стратегиях свидетельствует увеличение среднего возраста планируемого вступления в брак и рождения первого ребенка, а также устройство на постоянную работу [30].
В проведенном исследовании (г. Новосибирск) из одиннадцати «человеческих качеств» как наиболее важных для достижения жизненного успеха большинством подростков Новосибирска были отмечены «упорный труд», «трудолюбие» (63%), «знания, образование» (66%), «умение постоять за себя» (53%). Более половины подростков отметили также такие качества, как способности, талант (58%) и ясная цель в жизни (53%). Немногим меньше половины опрошенных в числе важных качеств указали также «умение наладить связи с нужными людьми» (47%) и «инициативность, находчивость» (46%). Наименьшее число сторонников оказалось у таких качеств, как активное участие в общественной жизни (13%) и честность, принципиальность (27%) [14].
При выборе важнейших составляющих жизненного успеха подростки наиболее часто (число ответов было ограничено четырьмя) отмечали такие моменты:
дружная семья, дети (76%);
хорошие друзья (70%);
материальное благополучие, достаток (58%);
хорошее здоровье (54%);
интересная, любимая работа (45%);
престижная профессия (27%) [14]/
В тоже время для большинства современных подростков хорошее образование, по мнению Д.Л. Константиновского и В.Н. Шубкина, представляет собой, по крайней мере, инструментальную ценность («легче найти работу», «легче начать свое дело», «приобрести положение в обществе»). Много и тех, которые думают, что оно важно само по себе, чтобы быть культурным человеком. Однако большей части подростков неинтересно учиться в школе, они все реже включают в систему целей продолжения учебы собственно познавательный мотив (глубокое познание изучаемых предметов). Поэтому одной из актуальных проблем на сегодняшний день остается «отсутствие интереса к учебе» [24].
Таким образом, в настоящее время, как считает В.Н. Шубкин, наблюдается тенденция роста притязаний учащейся молодежи к уровню и качеству образования, к содержанию труда и возможностям социального продвижения, которые представляет выбранная профессия [46].
Среди мотивов выбора профессий большой вес приобрели мотивы достижения индивидуального успеха. В тоже время значительно возросла неопределенность профессионального выбора учащихся [40].
Из выше сказанного следует отметить, что теоретический анализ ценностей в социализации молодого поколения позволили нам определить положения, которые должны быть в основе педагогической деятельности по формированию жизненного и профессионального самоопределения учащихся: гуманизации всех сторон жизнедеятельности растущего человека его отношений с окружающим миром, воспитательного процесса; воспитания подрастающего поколения на культурно-исторических традициях.
Мы установили, что ценностные ориентации являются компонентом направленности личности. Особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обусловливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к явлениям действительности. В структуре ценностных ориентаций выделяют 3 компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Система ценностных ориентаций складывается в подростковом возрасте и зависит от влияния на личность подростка различных социальных норм.
1.3 Проблема изучения ценностных ориентаций в современной психологии
По мнению Н.И. Непомнящей, исследование ценностных ориентаций относится к фундаментальному разделу психологии личности и носит не только теоретический, но и прикладной характер.
Предистория эмпирического изучения ценностей начинается с полевых работ представителей культурной антропологии, пионеров таких исследований. Они рассматривали индивида как носителя культуры и, соответственно, как информанта, рассказывающего вроде бы только о своих ценностях, но тем самым полно информирующего о групповых или надиндивидуальных ценностях. В настоящее время такая позиция высказанная М. Мидом (1953) и особенно предположение об отсутствии внутрикультурной вариативности считаются слишком упрощенными, но до этого представители культурной антропологии при изучении ценностей не обращались к людям, а полагались на традиционные этнографические источники: религиозные убеждения, общие детали поведения, художественные работы и т.п.
Аналогично некоторые социологи долго считали возможным давать описание ценностей общества, опираясь только на свое собственное понимание, не прибегая к эмпирическим исследованиям. По существу, воспроизводя позицию антропологов, только информантами здесь выступали сами исследователи, полагающие, что они составляют выборку вполне репрезентативную всему обществу или культуре.