Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 11:56, курсовая работа
Актуальность исследования. В наши дни в современном обществе одной из актуальных проблем остается проблема изучения ценностных ориентаций, которые имеют важнейшее значение в формировании личности. На протяжении последних лет на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос об изучении ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.
Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений. Личность подростка становится носителем нравственных ценностей, существующих в культуре на определенном этапе развития общества.
Введение. Особенности изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения
.1 Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе
.2 Анализ понятия «ценностей» в зарубежной и отечественной литературе
.3 Проблема изучения ценностных ориентаций в современной психологии. Исследование ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения
.1 Организация и методы исследования ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения
.2 Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения
.3 Сравнение социальной направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения
Заключение
Список используемой литературы
Наше исследование проводилось на базе средней школы № 2 г. Ковылкино. В эксперименте принимали участие 50 подростков в возрасте 13-14 лет. Из них 25 подростков с девиантным поведением и 25 подростков с благополучным поведением.
С целью изучения ценностных ориентации, нами был проведен констатирующий эксперимент.
Задачи экспериментального исследования:
) подобрать необходимые методики;
) изучить особенности ценностных ориентации у подростков с девиантным и благополучным поведением;
) провести сравнительный анализ направленности личности подростков с девиантным и благополучным поведением.
Исходя из цели исследования, нами были проработаны литературные источники по проблеме ценностных ориентации подростков с девиантным типом поведения.
На основании изученных работ был подобран комплекс методик для исследования ценностных ориентации у подростков данной категории:
. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации».
. Ориентационная анкета Б. Басса.
Для исследования ценностных ориентации личности мы использовали методику М. Рокича «Ценностные ориентации». Методика состоит из двух классов ценностей:
Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойства личности является предпочтительным в любой ситуации.
Испытуемым были предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом) на листах бумаги в алфавитном порядке. На первое место мы попросили поставить то качество, которое наиболее выражено у испытуемого, на второе - чуть менее выражено. На последних местах попросили расположить качества, которые испытуемый считал наименее характерными.
После основной серии мы попросили испытуемого расшифровать ценности, отвечая на следующий вопрос: «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?».
Для определения направленности личности мы использовали ориентационную анкету Б. Басса. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующих трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности.
С помощью методики выявляются следующие направленности:
. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровентированность.
. Направленность на общение (О) - стремление при условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
девиантный поведение ценностный подросток
3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения цели.
Испытуемым была предложена инструкция: «Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: A, Б, В.
Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас. Букву, которой обозначается ответ (А, Б, В) напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1 -27) под рубрикой «Больше всего».
Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстает от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, напишите на листе для записи ответов с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «Меньше всего».
Таким образом, для ответа на каждый из вопросов испытуемые использовали две буквы, которые и записали в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записывались.
2.2 Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения
В результате исследования ценностных ориентаций и направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения, мы получили следующие данные.
Таблица 1.
Терминальные ценности подростков с девиантным и благополучным типом поведения
Ранг |
Ценности по степени значимости, подростков с девиантным типом поведения |
Ср. арифм. |
Ценности по степени значимости подростков с благополучным типом поведения |
Ср. арифм. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) |
6,84 |
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) |
4,28 |
2 |
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) |
7,12 |
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) |
7,12 |
3 |
Здоровье (физическое и психическое) |
7,2 |
Наличие хороших и верных друзей |
8,04 |
4 |
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) |
7,4 |
Здоровье (физическое и психическое) |
8,28 |
5 |
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
7,52 |
Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) |
8,56 |
6 |
Интересная работа |
8,88 |
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
8,72 |
7 |
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) |
9 |
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) |
8,76 |
8 |
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) |
9,08 |
Счастливая семейная жизнь |
9,2 |
9 |
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) |
9,2 |
Интересная работа |
9,48 |
10 |
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
9,44 |
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) |
9,52 |
11 |
Счастливая семейная жизнь |
9,88 |
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) |
9,72 |
12 |
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) |
9,96 |
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
10,24 |
13 |
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
10,2 |
Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) |
10,64 |
14 |
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
10,52 |
Творчество (возможность творческой деятельности) |
11,12 |
15 |
Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) |
11,04 |
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) |
11,24 |
16 |
Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) |
11,06 |
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
11,48 |
17 |
Наличие хороших и верных друзей |
11,32 |
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
11,64 |
18 |
Творчество (возможность творческой деятельности) |
12,56 |
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) |
12,28 |
Как видно из таблицы 1, терминальные ценности подростков с девиантным и благополучным типом поведения отличаются. Если подростки с благополучным типом поведения ставят в числе первых наличие хороших и верных друзей, общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе), то подростки с девиантным типом поведения высоко ценят свободу (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком). Однако в обеих группах высоко оценивается активная деятельная жизнь, жизненная мудрость и здоровье. Подростки с девиантным типом поведения, в отличие от подростков с благополучным типом поведения, низко оценивают развлечения, общественное призвание (уважение окружающих, коллектива), наличие хороших и верных друзей. Подростки с благополучным типом поведения низкую оценку дают свободе, продуктивной жизни и счастью других. Однако в обеих группах низко оценивается уверенность в себе, творческая деятельность.
Чтобы достоверно убедиться в различии ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения, мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена:
где N - длина одного статистического ряда, d - разность между рангами каждой варианты по двум коррелируемым признакам.
Корреляция между терминальными ценностями подростков с девиантным и благополучным типом поведения, не являются статистически значимой, что свидетельствует о существенном различии терминальных ценностей данных групп испытуемых (Приложение 1).
Таблица 2.
Инструментальные ценности подростков, с девиантным и благополучным типом поведения
Ранг |
Ценности по степени значимости, подростков с девиантным типом поведения |
Ср. арифм. |
Ценности по степени значимости подростков с благополучным типом поведения |
Ср. арифм. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Воспитанность (хорошие манеры) |
7,16 |
Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах |
6,56 |
2 |
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) |
7,72 |
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
6,64 |
3 |
Исполнительность (дисциплинирован-ность) |
7,76 |
Образованность (широта знаний, высокая общая культура) |
6,8 |
4 |
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
7,8 |
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) |
7,08 |
5 |
Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах |
8,04 |
Жизнерадостность (чувство юмора) |
7,68 |
6 |
Жизнерадостность (чувство юмора) |
8,12 |
Воспитанность (хорошие манеры) |
8,4 |
7 |
Образованность (широта знаний, высокая общая культура) |
8,76 |
Ответственность (чувство долга, умение держать свои слова) |
9,16 |
8 |
Честность (правдивость, искренность) |
9 |
Исполнительность (дисциплинирован-ность) |
9,48 |
9 |
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
9,36 |
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
9,6 |
10 |
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) |
10,04 |
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
9,72 |
11 |
Ответственность (чувство долга, умение держать свои слова) |
10,08 |
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) |
10,12 |
12 |
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
10,24 |
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
10,68 |
13 |
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
10,52 |
Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов |
10,76 |
14 |
Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов |
10,64 |
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
11,52 |
15 |
Чуткость (заботливость) |
11,08 |
Чуткость (заботливость) |
11,6 |
16 |
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
11,4 |
Честность (правдивость, искренность) |
11,72 |
17 |
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим и ошибки и заблуждения) |
11,6 |
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим и ошибки и заблуждения) |
11,8 |
18 |
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
12,6 |
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
11,92 |
Как видно из таблицы 2, инструментальные ценности подростков с девиантным и благополучным типом поведения отличаются. Если подростки с благополучным типом поведения в числе первых ставят образованность (широта знаний, высокая общая культура), жизнерадостность (чувство юмора), то подростки с девиантным типом поведения высоко ценят воспитанность, исполнительность. Но также в обеих группах высоко оценивается независимость, аккуратность, высокие запросы, т.е. высокие требования к жизни и высокие притязания. Подростки с благополучным типом поведения, низкую оценку дают трудолюбию, эффективности в делах, честности. Однако в обеих группах низко оценивается чуткость, самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения).
Корреляция между инструментальными ценностями подростков с девиантным и благополучным типом поведения отличается незначительно (Приложение 2).
Исследование направленности личности подростков с девиантным типом поведения, по ориентационной анкете Б. Басса показало, что у 64% подростков преобладает больше личностная направленность, меньше направленность на общение, у 24% - общественная направленность, меньше всего направленность на дело, а у 12% - направленность на дело, меньше личностная.
У подростков с благополучным типом поведения, у 48% преобладает общественная направленность, меньше всего личностная, у 32% преобладают личностные мотивы, меньше всего деловые, у 20% преобладает направленность на дело, меньше всего общественные мотивы.
Уровни трёх видов социальной направленности (личностной, деловой, общественной) у подростков с девиантным и благополучным типом поведения (по анкете Б. Басса)
Как видно из рисунка, у подростков с благополучным типом поведения преобладает направленность на общение, то есть стремление при любых условиях поддерживать общение с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от групп, потребность в привязанности эмоциональных отношениях с людьми. А у подростков с девиантным типом поведения, преобладает личностная направленность, то есть ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, раздражительность, тревожность, интровертированность и склонность к соперничеству.
Чтобы достоверно убедиться в различии социальной направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения, мы использовали метод математической обработки данных - критерий (угловое преобразование Фишера):
где - угол, соответствующий большей процентной доле;
- угол, соответствующий меньшей процентной доле;
- количество испытуемых в выборке.
Подставим все значения, полученные с помощью ориентационной анкеты Б. Баса, в формулу для :
.
.
.
Полученные нами значения равно соответствующему критическому значению, уровень значимости высокий , больше соответствующего критического значения, уровень значимости , меньше соответствующего критического значения. Следовательно, гипотеза о значимых различиях в социальной направленности (личностной и общественной) подростков с девиантным и благополучным типом поведения подтвердилась, а в деловой направленности у данных групп подростков различия незначительные (Приложение 3, 4).
1. Для доказательства экспериментальной гипотезы нами была применена процедура исследовательской работы, основанная на методике М. Рокича «Ценностные ориентации», ориентационной анкете Б. Баса и математических методах (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера).
2. Ценностные ориентации подростков, с девиантным и благополучным типом поведения, различаются, кроме инструментальных ценностей, что было подтверждено математической обработкой данных с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.
Ценностные представления подростков, с девиантным и благополучным типом поведения, значительно отличаются по терминальным ценностям ( достоверно)
Если подростки, с девиантным типом поведения высоко ценят свободу, любовь, то подростки, с благополучным типом поведения ставят в числе первых наличие хороших и верных друзей, общественное признание. Подростки, с благополучным типом поведения, низко оценивают свободу, счастье других и продуктивную жизнь. А их сверстники, с девиантным типом поведения, низкую оценку дают развлечениям, общественному признанию, наличию хороших и верных друзей. В обеих группах низко оценивается творчество.
Инструментальные ценности подростков, с девиантным и благополучным типом поведения отличаются незначительно ( недостоверно). Подростки, с девиантным типом поведения, также как и их сверстники с благополучным типом поведения, считают, что человек должен быть независимым, аккуратным и иметь высокие запросы. Однако подростки, с девиантным типом поведения, считают, что наименее выраженными в человеке должны быть такие качества, как смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов, широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Подростки с благополучным типом поведения, отмечают, что человеку не обязательно быть честным и иметь эффективность в делах. В обеих группах считают, что человек не должен быть чутким, сдержанным и терпеливым.