Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 11:56, курсовая работа
Актуальность исследования. В наши дни в современном обществе одной из актуальных проблем остается проблема изучения ценностных ориентаций, которые имеют важнейшее значение в формировании личности. На протяжении последних лет на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос об изучении ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения.
Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений. Личность подростка становится носителем нравственных ценностей, существующих в культуре на определенном этапе развития общества.
Введение. Особенности изучения ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения
.1 Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе
.2 Анализ понятия «ценностей» в зарубежной и отечественной литературе
.3 Проблема изучения ценностных ориентаций в современной психологии. Исследование ценностных ориентаций подростков с девиантным типом поведения
.1 Организация и методы исследования ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения
.2 Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с девиантным и благополучным типом поведения
.3 Сравнение социальной направленности личности подростков с девиантным и благополучным типом поведения
Заключение
Список используемой литературы
. Социальная направленность подростков с девиантным и благополучным типом поведения, существенно отличается лишь по личностной и общественной направленности ( достоверно), кроме деловой ( недостоверно), что было подтверждено математической обработкой данных с помощью углового преобразования Фишера. Если у подростков с девиантным типом поведения преобладает личностная направленность, то их сверстников с благополучным типом поведения, характеризует общественная направленность, они высоко ценят общение с людьми и ставят интересы группы выше своих собственных, а также ощущают потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Проведенная
нами экспериментально-
1. В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы определили, что ценностные ориентации - компонент направленности личности. Это материальные и духовные ценности, которые служат опорными установками в регуляции поведения и принятия решения. Ценностные ориентации складываются к подростковому возрасту. Обусловливая направленность личности подростка и определяет его позицию по отношению к окружающему миру, структура ценностных ориентаций складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и поведенческого. В процессе анализа литературных источников мы пришили к выводу, что структура ценностных ориентаций и характер направленности личности находятся в прямой зависимости от условий окружающей среды, продуктом которой является человек.
2. Для доказательства экспериментальной гипотезы в ходе анализа практических методов исследования ценностных ориентаций и социальной направленности личности нами была применена процедура исследовательской работы, основанная на методике М. Рокича «Ценностные ориентации», ориентационной анкете Б. Баса и математических методах (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера). Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы.
. Ценностные ориентации подростков с девиантным и благополучным типом поведения отличаются кроме инструментальных ценностей, что было подтверждено математической обработкой данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Ценностные представления подростков с девиантным и благополучным типом поведения, значительно отличаются по терминальным ценностям ( достоверно). Если подростки с девиантным типом поведения высоко ценят такие ценности как любовь, свободу, а низкую оценку дают развлечениям, общественному признанию, наличию хороших и верных друзей, творчеству. Подростки с благополучным типом поведения в числе первых ставят наличие хороших и верных друзей, общественное признание, а низкую оценку дают свободе, счастью других и продуктивной жизни и также, как и их сверстники, творчеству.
Инструментальные ценности подростков с девиантным и благополучным типом поведения отличаются незначительно ( недостоверно). Подростки с девиантным типом поведения, также как и их сверстники с благополучным типом поведения, считают, что человек должен быть независимым, аккуратным и иметь высокие запросы. Однако подростки с девиантным типом поведения, считают, что наименее выраженными в человеке должны быть такие качества, как смелость в отстаиваниях своего мнения и взглядов, широта взглядов. Подростки с благополучным типом поведения, отмечают, что человеку не обязательно быть честным и иметь эффективность в делах.
Социальная направленность подростков с девиантным и благополучным типом поведения существенно отличается лишь по личностной и общественной направленности ( достоверно), кроме деловой направленности ( недостоверно), что было подтверждено математической обработкой данных с помощью углового преобразования Фишера. Если у подростков с девиантным типом поведения преобладает личностная направленность, то есть ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность, то их сверстников с благополучным типом поведения характеризует общественная направленность, они высоко ценят общение с людьми и ставят интересы групп выше своих собственных, а также ощущают потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Проведенное нами исследование имеет теоретическую и практическую значимость, оно дает материал для качественно нового рассмотрения вопросов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Учет влияния различных ситуаций развития, которые обусловлены характером жизнедеятельности, поведением людей и функциями выполняемыми населением, значительно расширяет сферу выбора человеком своих жизненных идеалов, ценностей. Ведь в зависимости от того, на какие ценности ориентируется подросток, к чему стремиться в жизни, что хочет получить или создать, в чем видит личностную ценность общения и взаимодействия с другими людьми, мы можем говорить о его личностной зрелости.
1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика/ Г.А. Аванесов. - М.: Академия МВД СССР, 1980. - 526с.
2. Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: учеб.пособ./Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко. - Свердловск: Свердл.инж.инст-т, 1987. - 180с.
. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних/Б.Н. Алмазов. - Свердловск: Урал. ун-т, 1989. - 150с.
. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности/ Л.М. Архангельский. - М.: Мысль, 1974. - 221с.
. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности/ Л.М. Архангельский. - М.: Наука, 1978. - 213с.
. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования/ А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1984. - 104с.
. Беличева С.А. Основы превентивной психологии/ С.А. Беличева. - М.: «Социальное здоровье России», 1994. - 221с.
. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст/ С.А. Беличева. - М.: Знание, 1982. - 96с.
. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л.И. Божович// воспросы психологии. - 1979. - №4. - С.23-34.
. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система/ С.С. Бубнова// Вопросы психологии. - 1999. - №5. - С.38-44.
. Бурлачук Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2002. - 528с.
. Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности/ Е.К. Владимирова// Психологический журнал. - 2001. - №4. - С.15-21.
. Воронов В.В. Технология воспитания/ В.В. Воронов. - М.: Школьная пресса, 2002. - 528с.
. Высшие и средние специальные учебные заведения в Новосибирской области/ Новосибирское областное управление статистики. - Новосибирск, 2001. - 116с.
. Демин М.В. Проблема ценности и ценностного отношения/ М.В. Демин// Вестник Моск. ун-та. Сер.философии. - М., 1974. - 63с.
. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме/ Ю.М. Жуков// Психологические проблемы регуляции поведения. - М.: Просвещение, 1976. - 277с.
. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 1996. - 128с.
. Зинченко С.Н. Трудные дети/ С.Н. Зинченко. - Киев: Рязанская школа, 1989. - 225с.
. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно полезной деятельности и общения подростков/ Г.В. Камова// Вопросы психологии. - 1983. - №3. -С.21-28.
. Клейбери Ю.А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения/ Ю.А. Клейбери// Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С.141-145.
. Кле М. Психология подростка/ М.Кле. - М.: Педагогика, 1991. - 176с.
. Кондратенко В.Ф. Изменение социальных связей и поведение безнадзорных детей/ В.Ф. Кондратенко. - М.: Просвещение, 1984. - 289с.
. Кон И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 225с.
. Константиновский Д.Л. Молодежь и образование/ Д.Л. Константиновский, В.Н. Шубкин. - М.: Наука, 1977. - 421с.
. Кочетов А.И. Работа с трудными детьми/ А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская. - М.: Просвещение, 1986. - 160с.
. Крутецкий В.А. Психология подростка/ А.В. Крутецкий, Н.С. Лукин. - М.: Просвещение, 1989. - 255с.
. Кудрявцев И.А. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами совершивших насильственные правонарушения/ И.А. Кудрявцев, О.Ф. Семенова// Психологический журнал. - 2002. - №3. - С.54-62.
. Кулагина И.Ю. Возратсная психология/ И.Ю. Кулагина. М.: РОУ, 1996. - 180с.
. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика трудных подростков/ К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова. - М. Педагогика, 1988. - 168с.
. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб.пособ./ В.Т. Лисовский. - СПб: СПБГУП, 2000. - 519с.
. Миньковский Г.М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы/ Г.М. Миньковский// Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. - М.: Педагогика, 1987. - 64с.
. Мурзенко В.А. Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых «трудных» детей в условиях массовой школы (в связи с задачами психокоррекционной работы): автореф. канд. дисс./ В.А. Мурзенко. - Л.: Лениздат, 1979. - 24с.
. Непомнящая Н.И. Ценностность как личностная основа. Типы. Диагностика. Фомирование/ Н.И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 2000. - 211с.
. Патаки Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения/ Ф. Патаки// Психологический журнал. - 1987. - №4. - С.27-35.
. Психология современного подростка/ Под ред. Д.И. Фельдштейна; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1987. - 236с.
. Психологические тесты/ под ред. А.А. Карелина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Т.1. - 312с.
. Селецкий А.И. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением/ А.И. Селецкий, Б.С. Тарарухин. - Киев: Вишица Школа, 1981. - 236с.
. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки/ Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2004.
. Социальные отклонения/ Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Юрид.лит., 1989. - 196с.
. Степаненко А.В. Социально-экономическая развитие городов/ А.В. Степаненко. - Киев: Наука, 1988. - 206с.
. Стурова М.П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема/ М.П. Стурова, В.И. Силенков// Педагогика. - 1999. - №7. - С.38-42.
. Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных школьников/ С.Ф. Устименко// Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С.27-33.
. Учителю и родителям о психологии подростка/ Под ред. Г.Г. Архипова. - М.: Просвещение, 1990. - 103с.
. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток/ Д.И. Фельдштейн. - .: Знание, 1978. - 258с.
. Харченко И.И. Ориентация и предпочтения учащейся молодежи в профессионально-трудовой сфере/ И.И. Харченко// Экономика. - 2000. - №2. - С.13-21.
. Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь/ В.Н. Шубкин// Вопросы философии. - 1999. - №5. - С.15-19.
. Яковлев А.М. преступность и социальная психология (Социально-психологические закономерности противоправного поведения)/ А.М. Яковлев. - М.: Юрид.лит., 1971. - 208с.
Приложение 1
Таблица вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена для показателей терминальных ценностей подростков с девиантным и благополучным типом поведения
Переменная А |
Ранг |
Переменная В |
Ранг |
d (А-В) |
d2 |
Терминальные ценности по степени значимости, подростков с девиантным типом поведения |
Терминальные ценности по степени значимости подростков с благополучным типом поведения |
||||
Активная деятельная жизнь |
1 |
Активная деятельная жизнь |
1 |
0 |
0 |
Жизненная мудрость |
2 |
Жизненная мудрость |
2 |
0 |
0 |
Здоровье |
3 |
Наличие хороших и верных друзей |
3 |
-1 |
1 |
Свобода |
4 |
Здоровье |
4 |
-3 |
9 |
Любовь |
5 |
Общественное призвание |
5 |
2 |
4 |
Интересная работа |
6 |
Познание |
6 |
-7 |
49 |
Материально обеспеченная жизнь |
7 |
Материально обеспеченная жизнь |
7 |
0 |
0 |
Развитие |
8 |
Счастливая семейная жизнь |
8 |
14 |
196 |
Продуктивная жизнь |
9 |
Интересная работа |
9 |
10 |
100 |
Познание |
10 |
Красота природы и искусства |
10 |
4 |
16 |
Счастливая семейная жизнь |
11 |
Развитие |
11 |
-4 |
16 |
Красота природы и искусства |
12 |
Любовь |
12 |
-3 |
9 |
Счастье других |
13 |
Развлечения |
13 |
3 |
9 |
Уверенность в себе |
14 |
Творчество |
14 |
-14 |
196 |
Общественное призвание |
15 |
Продуктивная жизнь |
15 |
3 |
9 |
Развлечения |
16 |
Счастье других |
16 |
-3 |
9 |
Наличие хороших и верных друзей |
17 |
Уверенность в себе |
17 |
4 |
16 |
Творчество |
18 |
Свобода |
18 |
-3 |
9 |
|
Приложение 2
Таблица вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена для показателей инструментальных ценностей подростков с девиантным и благополучным типом поведения
Переменная А |
Ранг |
Переменная В |
Ранг |
d (А-В) |
D2 |
Инструментальные ценности по степени значимости, подростков с девиантным типом поведения |
Инструментальные ценности по степени значимости подростков с благополучным типом поведения |
||||
Воспитанность |
1 |
Аккуратность |
1 |
4 |
16 |
Независимость |
2 |
Высокие запросы |
2 |
-5 |
25 |
Исполнительность |
3 |
Образованность |
3 |
2 |
4 |
Высокие запросы |
4 |
Независимость |
4 |
1 |
1 |
Аккуратность |
5 |
Жизнерадостность |
5 |
-5 |
25 |
Жизнерадостность |
6 |
Воспитанность |
6 |
-2 |
4 |
Образованность |
7 |
Ответственность |
7 |
0 |
0 |
Честность |
8 |
Исполнительность |
8 |
4 |
16 |
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
9 |
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
9 |
4 |
16 |
Рационализм |
10 |
Твердая воля |
10 |
-1 |
1 |
Ответственность |
11 |
Рационализм |
11 |
2 |
4 |
Твердая воля |
12 |
Широта взглядов |
12 |
1 |
1 |
Эффективность в делах |
13 |
Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов |
13 |
2 |
4 |
Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов |
14 |
Самоконтроль |
14 |
0 |
0 |
Чуткость |
15 |
Чуткость |
15 |
6 |
36 |
Самоконтроль |
16 |
Честность |
16 |
-8 |
64 |
Терпимость |
17 |
Терпимость |
17 |
-5 |
25 |
Широта взглядов |
18 |
Эффективность в делах |
18 |
0 |
0 |
|