Среди основных слагаемых
одаренности, как правило, принято
выделять следующие составляющие:
- Мотивация. Любая деятельность
человека полимотивирована, то есть
в основе любых действий лежат самые разные
мотивы. Но при этом исследователи отмечают,
что сама мотивационно-потребностная
сфера личности имеет иерархическую структуру:
одни мотивы занимают относительно устойчивое
доминирующее, другие – подчиненное положение
Это явление получило наименование «направленность
личности».
Направленность – одна из
основных характеристик творческой
личности, выражена она в иерархической
структуре мотивационно-потребностной
сферы, в которой доминируют мотивы, непосредственно
связанные с содержанием творческой деятельности.
Одаренные дети характеризуются тем, что
в основе их деятельности вне зависимости
от ее предметной ориентации (научная,
художественная, коммуникативная) доминируют
мотивы, непосредственно связанные с содержанием
деятельности.
Важные аспекты этой проблемы
вскрыты в исследованиях психологов
В.Э.Чудновского и В.С.Юркевича. Они отмечают,
в частности: «…умственная работа, выполняемая
не в результате долга, не для отметки,
не для того, чтобы победить на конкурсе,
а потому, что хочется самому, то есть по
потребности, обязательно связана с деятельностью
центра положительных эмоций». Этот выявленный
экспериментально факт дополнен утверждением
о том, что лишь деятельность мотивированная
таким образом, содействует развитию данных
способностей. Эта мысль многократно подчеркивалась
многими зарубежными и отечественными
последователями.
С точки зрения воспитания
особенно важно многие последователи
приняли точку зрения, согласно
которой ключевой характеристикой
потенциала личности следует
считать не выдающийся интеллект
или высокую креативность. Как считалось
ранее, а ее мотивацию. Так, например, Р.М.Грановская
и Ю.С.Крижанская пишут: «… люди, изначально
менее способные, но целенаправленно решающие
собственную, личностно-значимую задачу,
оказываются в конечном счете, более продуктивными,
чем более одаренные, но менее заинтересованные».
- Креативность (или творческость) –
одна из важнейших характеристик одаренности.
Творчеством созданы науки и искусства,
все изобретения человеческой цивилизации.
Расположенность к творчеству – высшее
проявление активности человека, способность
создавать нечто новое, оригинальное.
Расположенность к творчеству представляет
прежде всего особый склад ума. При этом
установлено, что никакое отвлеченное
познание не может быть продуктивным в
полном отрыве от чувственного. Важное
значение в процессе творчества имеют
воображение, интуиция, неосознаваемые
компоненты умственной активности.
В материалах исследований
психологии творчества, проведенных
в последнее время, содержатся
довольно много параметров, характеризующих
это свойство личности. У П.Торренса
их четыре (беглость, оригинальность, гибкость,
разработанность), у В.Лоуэнфельда – восемь
(умение видеть проблему, беглость, гибкость,
оригинальность, способность к синтезу
и анализу, ощущение стройности организации
идей), у А.Н.Лука их выделено более десяти.
«Креативность – пишет П.Торренс
– это значит копать глубже, смотреть
лучше, исправлять ошибки, беседовать
с кошкой, нырять в глубину, проходить
сквозь стены, зажигать солнце, строить
замок на песке, приветствовать будущее».
Есть в его работах и
более строгое описание. Так понятие
беглость он рассматривает как
способность к продуцированию
максимально большего числа идей.
Этот показатель не является
специфическим для творчества, однако,
чем больше идей, тем больше
возможностей для выбора из
них наиболее оригинальных.
Гибкость – представляет
собой способность легко переходить
от явления одного класса к
явлениям другого класса, часто
очень далеким по содержанию.
Противоположное качество называют
инертностью мышления.
Оригинальность – один из
основных показателей креативности.
Это способность выдвигать новые, неожиданные
идеи, отличающихся от широко известных,
общепринятых.
Другой полюс креативности обозначается
термином – «разработанность». Творцы
могут быть условно разделены на две большие
группы: одни умеют лучше всего продуцировать
оригинальные идеи, другие детально творчески
разрабатывать существующие. Эти варианты
творческой деятельности специалистами
не ранжируются, считается, что это просто
разные способы реализации творческой
личности.
- Способности выше среднего
уровня. В данном контексте термин
«способности» имеет несколько
нетрадиционный оттенок. Здесь имеется
в виду широкий спектр явлений,
таких как самые разнообразные знания,
умения и навыки, без которых никакая творческая
деятельность невозможна – это с одной
стороны, с другой – как бы представлены
возможности их применения в самой разнообразной
деятельности.
В моделях, где вместо данного
качества представляется «интеллект»
понятие одаренность неоправданно
сужается и модель оказывается
пригодной лишь для описания
одаренности лишь в познавательной
сфере. Иначе говоря, мы в этом
случае, имеем дело с одним
из видов частной или специальной
одаренности.
Но при этом, в некоторых
работах Дж.Рензулли данный компонент
раскрывается как проявляющиеся в разных
сферах способности выше среднего уровня
(основные интеллектуальные способности,
специальные академические способности,
психологические умения и т.д.) Сходная
трактовка этой позиции при описании модели
Дж.Рензулли принадлежит Х.Гарднеру. Разрабатывая
данный аспект модели Дж.Рензулли он расклассифицировал
интеллект на, выделив семь его категорий:
музыкальный интеллект;
телесно-кинестетический
логико-математический
лингвистический
пространственный
внутреннеперсональный
внешнеперсональный
Рассматриваемая схема предполагает
несколько иное, более универсальное
представление. Она допускает как
один из вариантов и вышеизложенную
трактовку. Но если под понятием
способности рассматривать не
интеллект, а психомоторные способности,
то данная схема позволяет
охарактеризовать одаренность в
спорте. Естественно, что наполнение
данного компонента другим содержанием
будет соответственно менять
предметную направленность, общее
же в данном случае останется
неизменным.
Одаренные дети – дети, значительно
опережающие своих сверстников
в умственном развитии, либо демонстрирующие
выдающиеся специальные способности.
В научной литературе и в
обыденной речи одаренных детей
нередко называют вундеркиндами,
подчеркивая тем самым исключительный
характер их способностей.
Среди определений понятия
«одаренный ребенок» наиболее
удачное содержится в тексте
«Рабочей концепции»: «Одаренный
ребенок – это ребенок, который
выделяется яркими, очевидными иногда
выдающимися достижениями (или имеет
внутренние предпосылки для таких
достижений) в том или ином
виде деятельности».
Известный специалист в области
детской одаренности Н.Лейтес, классифицирует
разные педагогические подходы к этой
проблеме выделяет три категории детей,
которых принято именовать одаренными:
дети с высоким IQ;
дети, достигшие выдающихся успехов в
каком-либо виде деятельности;
дети с высокой креативностью.
Другой специалист в области
психологии интеллекта М.А.Холодная
утверждает, что следует выделять
шесть категорий таких детей
«сообразительные»;
«блестящие ученики»;
«креативы»;
«компетентные»;
«талантливые»;
«мудрые».
По многим наблюдениям реальная
педагогическая практика научилась
определять лишь три категории
одаренных детей. Именно эти представления,
что совсем не случайно, и закладываются
в фундамент дифференциации обучения
Первая категория одаренных
– дети с высокими показателями
по уровню общей одаренности.
Вторая группа одаренных
– дети, достигшие успехов в
каких либо областях деятельности.
Их выявление строится на «экологически
валидных» методах диагностики и не представляет
особых сложностей. Одаренные юные музыканты,
художники, математики, спортсмены давно
завоевали себе право на специальное обучение.
Эту категорию детей чаще называют талантливыми
К третьей категории одаренных
можно отнести детей, хорошо обучающихся
в школе («академическая одаренность»0
Существует определенная возрастная
последовательность проявления
одаренности в разных областях.
Особенно рано может проявиться
одаренность к музыке, затем –
к рисованию; вообще, одаренность
к искусству обнаруживается раньше,
чем к наукам; в науке раньше
проявляются способности к математике.
Общеинтеллектуальная одаренность может
выражаться необычно высоким уровнем
интеллектуального развития и качественным
своеобразием умственной деятельности.
Одаренные дети, демонстрирующие
выдающиеся способности в какой-то
одной области иногда ничем
не отличаются от своих сверстников
во всех прочих отношениях. Однако,
как правило одаренность охватывает
широкий спектр индивидуально-психологических
особенностей. Большинству одаренных
детей присущи особые черты, отличающие
их от большинства сверстников.
Одаренных детей, как правило
отмечают высокая любознательность
и исследовательская активность.
Психофизиологические исследования
показали, что у таких детей
повышена биохимическая и электрическая
активность мозга. Недостаток информации,
которую можно усвоить и переработать
одаренные дети воспринимают
болезненно. Поэтому ограничение
их активности чревато негативными
реакциями невротического характера.
Одаренных детей в раннем
возрасте отличает способность
отслеживать причинно-следственные
связи и делать соответствующие
выводы; они особенно увлекаются
построением альтернативных моделей
и систем. Для них характерна
более быстрая передача нейронной
информации, их внутримозговая система
является более разветвленной, с
большим числом нервных связей.
Одаренные дети обычно обладают
отменной памятью, которая основана
на раннем овладении речью
и абстрактным мышлением. Их отличают
способность классифицировать и
категоризировать информацию и опыт, умение
широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к
одаренным детям привлекает их
большой словарный запас, сопровождающийся
сложными синтаксическими конструкциями,
а также умение ставить вопросы.
Многие одаренные дети с удовлетворением
читают словари и энциклопедии,
продумывают слова, должные по
их мнению выражать их собственные
понятия и воображаемые события,
предпочитают игры, требующие активизации
умственных способностей.
Одаренных детей также отличают
повышенная концентрация внимания
на чем-либо, упорство в достижении
результата в той сфере, которая
им интересна. Однако свойственное
многим из них разнообразие
интересов иногда приводит к
тому, что они начинают несколько
дел одновременно, а также берутся
за слишком сложные задачи.
Раннее развитие способностей
школьника существенно сказывается
на всем стиле поведения и
формирования его личности. Такому
ученику нет необходимости полагаться
на постороннюю помощь, у него
меньше бывает эмоциональных
стрессов во время ответов
у доски, во время контрольных
работ и экзаменов. Сравнительная
легкость овладения учебным материалом
способствует возникновению уверенности
в своих силах, определенных навыков
преобразовывать обстоятельства
в соответствии поставленными
перед собой целями.
Наряду с тем, что одаренные
дети имеют ряд преимуществ
перед своими сверстниками, им
приходится сталкиваться и со
специфическими трудностями. В первую
очередь это связано с отношениями
родителей к одаренности своих
детей. Некоторые обнаруживая у
своего ребенка ранние проявления
одаренности, все свои усилия
направляют на развитие его
способностей в соответствии
со своими представлениями о
целях и задачах воспитания. При
этом, как отмечает А.В. Петровский,
считая своего ребенка вундеркиндом,
внимание обращают лишь на
первую часть этого слова –
акцентируют исключительность ребенка,
забывая, что он остается все
же ребенком. Если одаренность
проявляется в какой-то специфической
области, то родители заполняют
его жизнь занятиями в данной
области, препятствуя полноценному
развитию прочих способностей
и наклонностей ребенка. Многие
известные ученые музыканты, художники
и писатели проявили свои выдающиеся
способности в раннем возрасте.
Всем известны блестящие творческие
достижения маленького А.Моцарта,
К.Гаусса, Н.Винера, Г.Лейбница, В.Гюго,
Ф.Шуберта, И.А.Римского-Корсакова, М.Мусоргского
и этот список можно продолжать. Не секрет,
что одаренные дети, как уже говорилось
часто становятся выдающимися взрослыми,
хотя далеко не всегда.