Деятельность воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие агрессии и агрессивности 5
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста 10
1.3. Педагогическое решение проблем агрессивности детей дошкольного возраста 17
Глава 2. Деятельность воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста 23
2.1. Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста 23
2.2. Оценка результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста 25
Заключение 31
Библиография 33
Приложение 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 102.28 Кб (Скачать файл)

 

Рассмотрим  рисунок 4, которая показывает оценку уровня агрессивности детей-дошкольников на контрольном этапе эксперимента.

 

Рисунок 4 - Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по методикам на контрольном этапе эксперимента

 

По результатам  проведения диагностики агрессивного поведения детей на контрольном этапе эксперимента: было выявлено, что 35% детей имеют слабый уровень агрессивности, 60% средний, 5% высокий и 0% повышенный уровень агрессивности.

По результатам контрольного этапа  эксперимента можно сделать вывод, что из 23 ребенка у восьми выявлен  слабый уровень агрессивности.

Средний уровень агрессивности - у  четырнадцати детей.

Дети, имеющие на констатирующем этапе  эксперимента высокий и повышенный уровень агрессивности на контрольном  этапе показали средний уровень.

По результатам  экспериментальной работы можно  сделать вывод, что агрессия естественна для людей, а адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания, особенно в групповом коллективе.

Педагоги  и родители пришли к совместному  решению, что если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

Взрослым  необходимо вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ  на агрессивные реакции детей. В  процессе работы педагоги и родители старались своим поведением показать образец конструктивного поведения и направляли его на снижение напряжения в конфликтной ситуации. Как показала практика, дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словами.

Были  ситуации, когда приходилось использовать сохранение положительной репутации  ребенка, которому очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое  страшное для него – публичное  осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой  ценой, используя различные механизмы  защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык  опасны: закрепившись за ребенком, становятся самостоятельной побудительной  силой его агрессивного поведения. Если взрослый будет настаивать на полном подчинении (то есть на том, чтобы  ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

Анализировать поведение надо после того, как  ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента  необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

В процессе реализации программы профилактики агрессивного поведения детей было выявлено, что наиболее эффективным является метод установления с ребенком обратной связи в беседах, играх, трудовых поручениях, в занимательной деятельности и пр.

Таким образом, реализация программы профилактики с агрессивными проявлениями детей, построенной на взаимодействии педагогов  и родителей, позволила снизить  уровень проявления агрессивных  тенденций в детском коллективе.

На основе полученных данных можно сделать  следующие выводы:

1. Изучив состояние проблемы  агрессивного поведения старших  дошкольников в условиях ДОУ  №168 в ходе первичной диагностики были выявлены следующие проблемы детей с агрессивным поведением: враждебность, гнев; на приветствие отвечают злостью; негативно относятся к замечаниям; погружены в себя, а также обозначилась необходимость обучения детей открытому проявлению своих чувств, переживаний, способам как общения детей друг с другом, так и выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

2. Разработанная  и апробированная программа профилактики  агрессивного поведения дошкольников  способствовала снижению агрессивного поведения дошкольников. Она строилась на взаимодействии педагогов и родителей и способствовала профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста при повышение эмоционального благополучия ребенка в семье и группе детского сада, учете индивидуальных особенностей эмоционально когнитивной регуляции поведения ребенка, освоение педагогами и родителями социально приемлемых способов разрешения конфликтов.

3. Соблюдая  условия эффективности по профилактике  агрессивного поведения ребенка  и изменении отношения ребенка  к окружающим людям, выработку  социальных навыков решения проблем  неагрессивным путем были достигнуты  положительные результаты: выявлено, что 35% детей имеют слабый уровень агрессивности, 60% средний, 5% высокий и 0% повышенный уровень агрессивности и данная программа по работе с агрессивными проявлениями детей позволила снизить уровень проявления агрессивных тенденций в детском коллективе. Таким образом, если процессы общения строятся на взаимодействии педагогов и родителей, то проявления агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста идут на снижение.

Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения  является изменение отношения к  окружающим людям и выработку  социальных навыков решения проблем  неагрессивным путём. Такие изменения  медленно, но верно ведут к искоренению  факторов, предрасполагающих агрессивных  детей к опасным выпадам против других людей. 

Заключение

 

В данном исследовании были изучены и проанализированы основные подходы в психологии, по вопросу изучения агрессивного поведения  и влияние семейного воспитания на развитие агрессивного поведения  у детей дошкольного возраста.

Проведенное исследование было направлено на изучение особенностей агрессивного поведения  ребенка дошкольного возраста и  выявление средств его профилактики. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  • раскрыты понятия агрессии и агрессивности;
  • рассмотрены особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
  • выведено педагогическое решение проблем агрессивности детей дошкольного возраста;
  • предложена программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
  • оценена результативность программы профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Были  изучены работы зарубежных и отечественных  авторов, которые показали, что проблема агрессивности и агрессивного поведения  рассматривается многими исследователями, представляющими различные взгляды  на понятие агрессии, ее механизмы  и возможные причины.

При изучении особенностей агрессивного поведения  ребенка в дошкольном возрасте, можно  сделать вывод, что агрессия заложена в человеке биологически и состоит  из познавательного, эмоционального, волевого компонентов. Используя агрессию, дети часто хотят привлечь к себе внимание, стремятся быть главными, защищаются, подчеркивают свое превосходство. Главная  причина агрессии – вседозволенность в воспитании.

Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения  является изменение отношения к  окружающим людям и выработку  социальных навыков решения проблем  неагрессивным путём. Такие изменения  медленно, но верно ведут к искоренению  факторов, предрасполагающих агрессивных  детей к опасным выпадам против других людей.

В ходе первичной  диагностики были выявлены следующие  проблемы детей с агрессивным  поведением: враждебность, гнев; на приветствие  отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно  относятся к замечаниям; дерутся; мало общительны; погружены в себя, а также обозначилась необходимость  обучения детей открытому проявлению своих чувств, переживаний, способам как общения детей друг с другом, так и выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

Программа профилактики агрессивного поведения  ребенка позволила снизить уровень  проявлений агрессивных тенденций  в детском коллективе. Таким образом, если процесс общения строится на взаимодействии педагогов и родителей, то проявления агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста идут на снижение. Необходимо продолжить работу над повышением эмоционального благополучия ребенка в семье и освоении родителями социально приемлемых способов разрешения конфликтов. 

Библиография

 

  1. Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы. Семья в России, 2004, № 2, - 32 с.
  2. Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  3. Бандура А.  Изучение влияния воспитания и семейных отношений. СПб.: Речь, 2007. – 236 с.
  4. Басс А.Г. Психология агрессии. Вопросы психологии. – М.: ТЦ Сфера, 1967, №3. – 204 с.
  5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М., 2002. - 512 с.
  6. Бреслав Г.М. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.
  7. Бреслав Г.М. Педагогическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и диленантов. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.
  8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 2005.,с. 245
  9. Бютнер К. Жизнь с агрессивными детьми. – СПб.: Речь, 2007. – 146 с.
  10. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей.  Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6. - 55-58 с.
  11. Волкова Е.В. Скажем «нет!» агрессии!  Психологическая газета.- 2003.- №5-6.- 17-21 с.
  12. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика – Синтез, 2007. 144 с.
  13. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. - 621 с. 24. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Акудемия», 2002. – с. 416 
  14. Копчёнова Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников.  Психолог в детском саду.- 1999.- №1.-с.64-66.
  15. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001., с.203
  16. Кудрина Е.Л., Рудич Л.И. Система планирования в организации социально-культурной сферы. - М., 1999.
  17. Кузыщин Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: Уч. пособие. - Пермь, 2001. – 458 с.
  18. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000. -  102 с.
  19. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. / Развитие и воспитание дошкольника // М.: АРКТИ, 2001. — 48 с.
  20. Мулко И.Ф. Этика для детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с. 
  21. Платонова Н.М.  Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. – СПб., 2003, - 320 с.
  22. Реан А.А. Психология детства: Учебник. – СПб.: Прайм – ЕВРО-ЗНАК, 2006. – 350 с.
  23. Руманцева Т.Г. Агрессия и контроль.  Вопросы  психологии. 2000, №5,6.- 236 с.
  24. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Вопросы психологии.2000. №1. – 94 с.
  25. Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры-занятия. – Волгоград: Учитель, 2009. – 166 с.
  26. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети.  Дошкольное образование.- 2003.- №5. - 62-67 с.
  27. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности.  Вопросы психологии.- 2002.- №1.- с.17-26.
  28. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: Уч.пособие. - СПб., 2003. - 208 с.
  29. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. -Минск, 2006., С.185 – 216.
  30. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003. - 336 с. 

Приложение 1

Критерии агрессивности у ребенка 

по Лаврентьевой Г.П. и Титаренко  Т.М.

 

Положительный ответ на каждое утверждение оценивается  в 1 балл

Признаки

Баллы

1.

Временами кажется, что в него вселился злой дух

 

2.

Он не может промолчать, когда чем-то не доволен

 

3.

Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить  тем же

 

4.

Иногда ему без всякой причины  хочется выругаться

 

5.

Бывает. Что он с удовольствием  ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит

 

6.

Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение

 

7.

Он не прочь подразнить животных

 

8.

Переспорить его трудно

 

9.

Очень сердиться, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает

 

10.

Иногда у него вспыхивает желание  сделать что-то плохое, шокирующее всех

 

11.

В ответ на обычные распоряжения стремится  сделать все наоборот

 

12.

Часто не по возрасту ворчлив

 

13.

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

 

14.

Любит быть первым, командовать, подчинять  себе других

 

15.

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых

 

16.

Легко ссориться, вступает в драку

 

17.

Старается общаться с младшими и физически  более слабыми

 

18.

У него не редки приступы мрачной раздражительности

 

19.

Не считается со сверстниками, не уступает, не делиться

 

20.

Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

 

 

15-20 баллов  – высокая агрессивность

7-14 баллов  – средняя агрессивность

1-6 баллов  – низкая агрессивность

Информация о работе Деятельность воспитателя по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста