Диагностика готовности детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Проблема исследования: каковы условия и механизмы формирования психологической готовности ребёнка к обучению в школе.
Цель работы – изучить особенности психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Объект исследования – старшие дошкольники.
Предмет исследования – готовность старшего дошкольника к обучению в школе.
Гипотеза исследования: комплексная диагностика психологической готовности детей к обучению в школе позволит выявить основные трудности в этой сфере и разработать рекомендации по формированию психологической готовности детей к обучению в школе.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме психологической
готовности детей к обучению в школе. 7
1.1. Проблема психологической готовности детей к обучению
в школе 7
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста 12
1.3. Особенности психологической готовности 6-7 летних
детей к обучению в школе 20
Вывод по I главе 26
Глава II. Диагностика готовности детей к обучению в школе. 28
2.1. Характеристика объектов и методов исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 32
2.3. Рекомендации по формированию психологической готовности
детей к обучению в школе 36
Вывод по II главе 42
Заключение 44
Литература 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 2 курс.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Для определения «школьной зрелости»  детей гигиенистами используются тест Керна-Йирасека (Чехия), методики, разработанные российскими последователями (М.В. Антропова, М.М. Кольцова,  Т.С. Сорокина и др.). Обследования детей выявили возможность их обучения в школе с шестилетнего возраста. Режим дня, закаливающие процедуры, регулярные физкультурные занятия, разнообразные подвижные игры и физические упражнения, активный двигательный режим являются необходимыми условиями обеспечения физической готовности детей к обучению в школе.[25]

Таким образом, можно перечислить психологические сферы, по уровню развития которых судят о психологической готовности к школе: аффективно-потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая.

 

 

1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста

У детей в дошкольном возрасте происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития. У ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок обдуманно изучает предметы, выделяя их основные признаки. Дети-дошкольники способны дарить первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Развивается фантазерство, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени осваивает родную речь. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности.[9]

Спецификой дошкольного  возраста является изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется систем а взаимоотношений со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своим желаниями, потребностями быть как "большой" и недостатком физических и психических возможностей. Возникает кризисная ситуация, имеющая несколько особенностей (по Л.С. Выготскому):

Негативизм (ребенок отказывается подчиняться требованиям взрослых).

Упрямство (ребенок настаивает на собственных требования и решениях).

Строптивость (ребенок протестует против порядков, существующих в доме).

Своеволие (проявляется  в стремлении отделится от взрослых).

Обесценивание взрослых (в глазах ребёнка, взрослые, в данном случае родители, не представляют особой роли).

Протест-бунт (ребенок часто ссорится с родителями).

В семьях с единственным ребенком может встречаться стремление к деспотизму.

Разрешение данного  кризиса лежит в открытии для  ребенка новых видов деятельности, дающих ему вероятность проявить инициативу, в системе социальных связей, способствующих личностному росту.

В дошкольном возрасте ребенок  пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу в этом возрасте: "Я сам". Ребенок пытается самоутвердится . Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего "Я", тот у него могут сформироваться чувство вины и зависимости.[10]

В дошкольном возрасте у  ребенка формируется эмоциональная  реакция на похвалу, лежащая в  основе формирования самооценки, отношения  к самому себе, своим качествам. Дошкольники  все ещё остаются непосредственными  и импульсивными. Эмоции, которые  они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу экспансивный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.

Для формирования положительной  самооценки ребенку важно понять, что более того ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще изрекать ребенку, что он "может", "способен", "умеет", тогда ребенок научится полагаться себе. [14]

В дошкольном возрасте ребенок  открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В дошкольном возрасте рождается ролевая игра, которая становится ведущей деятельностью. Ролевая игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится осуществлять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого. Основные психологические новообразования, на которые можно опираться при воспитании ребенка дошкольного возраста:

1. Формируется первое  схематичное цельно детское мировоззрение.

2. Возникают первые  этические нормы: "Что есть  добро и что есть зло?"

3. Ребенок способен  управлять своими эмоциями, ставит  перед собой цели. Это свидетельствует  о формировании произвольного поведения.

4. Ребенок отделяет  себя от мира других людей,  что является основой формирования  самосознания.[12]

К шести-семи годам относительно сформированы все анализаторы коры мозга, на основе которых развиваются  разные виды чувствительности. К этому возрасту улучшается острота зрения, точность и тонкость цветоразличения. Ребенок знает основные цвета и их оттенки. Повышается звуковысотная различительная чувствительность, ребенок правильнее может различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов.

К началу школьного обучения у ребенка сформированы пространственные отношения. Он может правильно определить положение предмета в пространстве: ниже - выше, впереди - сзади, слева - справа, над - под. Наиболее сложными для усвоения являются пространственные отношения "слева - справа". Сначала дети устанавливают связь между направлением и частями своего тела. Они различают правую и левую руку, парные органы и стороны своего тела в целом. Ребенок определяет расположение чего-то справа или слева только от себя. Затем, уже в младшем школьном возрасте, дети переходят к восприятию относительности направлений и возможности переноса их определения на другие объекты. Связано это с тем, что дети могут мысленно учитывать поворот на 180 градусов и понимать, что значит справа или слева от других объектов. [18]

Задачи на глазомер дети хорошо решают в случае больших различий между предметами, могут выделить такие отношения, как "шире - уже", "больше - меньше", "короче - длиннее". Дошкольник может правильно разложить палочки, ориентируясь на их длину: найти самую длинную, самую короткую, расположить палочки по мере возрастания или убывания их длины.

Восприятие времени  старшего дошкольника еще значительно  отличается от восприятия взрослого. Дети понимают, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить или замедлить, что оно не зависит от желания и воли человека. Во временном пространстве ребенок старшего дошкольного возраста ориентирован на настоящее "здесь и теперь". Дальнейшее развитие связано с интересом к прошлому и будущему. В семь-восемь лет дети начинают интересоваться тем, что было "до них", историей родителей. В восемь-девять лет они "строят планы" на будущее ("я буду врачом", "я женюсь" и др.). [33]

Восприятие тесно связано  с содержанием воспринимаемого объекта. Знакомый объект (предмет, явление, изображение) ребенок воспринимает как единое целое, а незнакомый - как состоящий из деталей. Дети шести-семи лет предпочитают картинки с занимательными, находчивыми, веселыми персонажами, они способны уловить юмор, иронию, дать эстетическую оценку изображенного на картине сюжета, определить настроение.

Воспринимая форму предметов, ребенок старается ее опредметить. Например, глядя на овал, он может  сказать, что это часы, огурец, тарелка и т. п. Ребенок сначала ориентируется на цвет, а затем на форму. Если ребенку дано задание разложить по группам фигуры: треугольники, прямоугольники, квадраты, овалы, круги разных цветов, то он будет объединять их на основе цвета (например, в одну группу войдут треугольник и круг зеленого цвета). Но если фигуры опредметить, например, дать изображенные на картинках стол, стул, яблоко, огурец, то независимо от цвета ребенок будет объединять картинки по группам на основе формы. То есть все огурцы независимо от цвета (красный, желтый, зеленый) окажутся в одной группе. [3]

К началу школьного обучения у ребенка развит кругозор. Он владеет  многими представлениями, связанными с окружающим миром. От единичных  понятий переходит к более  общим, выделяя при этом как существенные, так и несущественные признаки. Если двухлетний ребенок на вопрос о том, что такое ложка, ответит: "Ложка - это вот!" - и покажет на конкретную ложку, то старший дошкольник скажет, что ложка - это то, с помощью чего едят суп или кашу, то есть выделит функцию предмета.

Систематическое школьное обучение приводит к постепенному овладению  ребенком абстрактными понятиями, усвоению родовидовых отношений между предметами. Однако и некоторые дошкольники могут относительно той же ложки сказать, что это предмет (или кухонная посуда), то есть выделить родовой признак понятия. Помимо существенных признаков, таких как функциональное назначение (для еды), старший дошкольник может определить и несущественные (красного цвета, с рисунком медвежонка, круглая, большая и др.). [11]

Ребенок использует пример как основную форму доказательства на первых этапах обучения в дошкольном детстве и начальной школе. При  объяснении чего-либо все сводится к знакомому, частному, известному.

В мышлении дошкольника  можно выделить следующие особенности. Во-первых, для детей характерен анимизм (одушевление неживой природы, небесных тел, мифических существ). Во-вторых, синкретизм (нечувствительность к противоречиям, связывание всего со всем, неумение отделить причину и следствие). В-третьих, эгоцентризм (неумение посмотреть на себя со стороны). В-четвертых, феноменальность (склонность опираться не на знание об истинных отношениях вещей, а на их кажущиеся отношения).

Особенность мышления детей - одухотворять природу, приписывать  неодушевленным вещам способность мыслить, чувствовать, делать - Жан Пиаже назвал анимизмом (от лат. animus - душа). Откуда же возникает это удивительное свойство мышления дошкольника - видеть живое там, где, с точки зрения взрослого человека, его не может быть? Многие находили причину детского анимизма в том уникальном видении мира, которое складывается у ребенка к началу дошкольного возраста. [13]

Для взрослого весь мир  упорядочен. В сознании взрослого  существует четкая грань между живыми и неживыми, активными и пассивными объектами. Для ребенка таких строгих границ нет. Ребенок исходит из того, что живое - это все, что движется. Речка живая, так как она движется, и облака живые - по той же причине. Гора неживая, так как она стоит.

Дошкольник с момента  своего рождения слышал направленную к нему речь взрослого, насыщенную анимистическими конструкциями: "Кукла хочет кушать", "Мишка пошел спать" и т. д. Помимо этого, он слышит такие выражения, как "Дождь идет", "Солнце взошло". Метафорический контекст нашей речи скрыт от ребенка - отсюда анимизм мышления дошкольника.

В особом, одушевленном мире дошкольник легко и просто осваивает  связи явлений, овладевает большим  запасом знаний. Игра и сказка, в  которых даже камень дышит и разговаривает, - это особый способ освоения мира, позволяющий дошкольнику в специфической форме усвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток информации, который обрушивается на него.[5]

Следующая особенность  детского мышления связана с установлением  естественной причинности между  событиями, которые происходят в окружающем мире, или синкретизмом.

Синкретизм - подмена  объективных причинно-следственных связей субъективными, существующими  в восприятии. Ж. Пиаже в своих  опытах задавал детям вопросы  относительно причинных зависимостей в окружающем мире. "Почему солнце не падает? Почему луна не падает?" В своих ответах дети указывали различные свойства предмета: величину, расположение, функции и т. п., связанные в восприятии в одно целое. [4]

Следующая особенность  детского мышления заключается в  неумении ребенка посмотреть на объект с позиции другого и называется эгоцентризм. Ребенок не попадает в сферу своего собственного отражения (не видит себя со стороны), замкнут на своей точке зрения.

Феноменальность детского мышления проявляется в том, что  дети опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле.

В процессе школьного  обучения и по мере овладения счетом, развития умения устанавливать взаимно  однозначные соответствия между  объектами внешнего мира ребенок  начинает понимать, что определенная трансформация не изменяет основных качеств предметов. [30]

С первого дня школы  от детей ожидают усвоения сложных  социальных правил, регламентирующих отношения в классе. Отношения  с одноклассниками заключаются  в нахождении баланса между сотрудничеством и соперничеством, отношения с учителем состоят из компромисса между независимостью и послушанием. В связи с этим уже в дошкольном возрасте начинают приобретать важное значение нравственные мотивы, среди которых наиболее важны следующие: сделать приятное, нужное людям, принести пользу, сохранить положительные взаимоотношения с взрослыми, детьми, а также познавательные интересы, в том числе к новым видам деятельности.[32]

Информация о работе Диагностика готовности детей к обучению в школе