Диагностика готовности детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Проблема исследования: каковы условия и механизмы формирования психологической готовности ребёнка к обучению в школе.
Цель работы – изучить особенности психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Объект исследования – старшие дошкольники.
Предмет исследования – готовность старшего дошкольника к обучению в школе.
Гипотеза исследования: комплексная диагностика психологической готовности детей к обучению в школе позволит выявить основные трудности в этой сфере и разработать рекомендации по формированию психологической готовности детей к обучению в школе.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме психологической
готовности детей к обучению в школе. 7
1.1. Проблема психологической готовности детей к обучению
в школе 7
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста 12
1.3. Особенности психологической готовности 6-7 летних
детей к обучению в школе 20
Вывод по I главе 26
Глава II. Диагностика готовности детей к обучению в школе. 28
2.1. Характеристика объектов и методов исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 32
2.3. Рекомендации по формированию психологической готовности
детей к обучению в школе 36
Вывод по II главе 42
Заключение 44
Литература 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 2 курс.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно  отметить, что у детей в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия  для психического и личностного развития.

 

 

1.3 Особенности готовности 6-7 летних детей  к обучению в  школе

На взгляд учёных, наиболее точно готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами:

    • физической готовностью (физическим состоянием и здоровьем ребенка);
    • интеллектуальной готовностью;
    • личностной готовностью.

Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую  карту.

Интеллектуальная готовность включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние ряда познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти), умственное и речевое развитие.[22]

В познавательном плане  ребенок к поступлению в школу  должен достичь определенного уровня, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Для этого необходимо, чтобы его память и внимание стали произвольными, мышление должно быть представлено во всех трёх основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Развитость восприятия должна проявляться в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма.[26]

Личностная готовность включает в себя ориентировку в окружающем мире, отношение к школе, самостоятельность  ребенка, его активность, инициативу, потребность в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми, что определяет желание ребенка учиться и его успехи. Особое внимание необходимо обратить на наличие выраженного интереса к учению, приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире. Этот интерес онтогенетически вырастает из естественной любознательности детей 4-5-летнего возраста, прямо зависит от полноты удовлетворения этой потребности ребенка со стороны взрослых. Следует также учитывать потребность в достижении успеха, соответствующую самооценку и уровень притязаний. [21]

Готовность детей дошкольного  возраста к обучению в школе на практике может установить только комплексное  психодиагностическое обследование. Оно  может быть осуществлено профессионально подготовленными психологами, работающими в системе образования, совместно с учителями и воспитателями. В связи с тем, что в реальности это обследование проводится учителем, мною разработан диагностический комплекс, в который входят задания, направленные на изучение уровня развития высших психических функций, интеллектуального развития и уровень сформированности мотивации к обучению. Он включает в себя исследование основных компонентов готовности ребенка к обучению:

    • памяти,
    • словесно-логического мышления,
    • речевого развития,
    • координации движений,
    • мелкой моторики руки,
    • школьной мотивации,

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является смена роли педагога с позиции учителя на позицию исследователя.

Важно соблюдать следующие  условия:

    • необходимо выяснить мнение ребенка о желательности присутствия родителей при индивидуальном собеседовании. Родителей необходимо предупредить о недопустимости вмешательства в процесс беседы;
    • начиная беседу, учитель должен назвать ребенка по имени, дать возможность освоиться в обстановке, создать доброжелательную атмосферу;
    • результаты выполнения заданий и уровень оказанной ребенку помощи следует фиксировать в протокол;
    • общая продолжительность беседы не должна превышать 20-25 минут;
    • после выполнения каждого задания выставляется количественный балл, а затем проводится общая оценка уровня развития ребенка по данному параметру.[31]

Формирование  и совершенствование познавательных процессов в дошкольном детстве  обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к учению в школе. Кроме достижения определенного уровня развития познавательных способностей, такая подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми. Помимо этого следует обратить внимание на сформированность у ребенка учебной деятельности со всеми ее основными характеристиками.

Готовность  ребенка дошкольного возраста к учению в школе, прежде всего, определяет его познавательная готовность, которая включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их совершенствованию. В представление о познавательной готовности, кроме того, входит достаточно высокий уровень развития у ребенка потребности в достижении учебных успехов, в общении с людьми, наличие адекватной самооценки и умеренно высокого уровня притязаний. Без познавательной готовности ни о какой другой готовности ребенка к учению не может быть и речи, так как она является источником внутреннего стремления ребенка к приобретению знаний, умений и навыков. Она также определяет работоспособность как главную предпосылку, лежащую в основе всех человеческих достижений в развитии. [28]

Второй  фактор психологической готовности к учению можно назвать интеллектуально-познавательным. Он предполагает развитость у ребенка основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи по параметрам произвольности, опосредствованности, умения действовать как во внешнем, так и во внутреннем планах. Все познавательные процессы у детей должны развиваться систематически и системно, обязательно включать как внешние, практические действия с предметами, так и внутренние, умственные, связанные с использованием символической функции и знаковых систем. Сама же деятельность детей должна по мере возможности носить творческий характер.[29]

Еще один показатель готовности – развитость самой практической деятельности ребенка с материальными предметами, включая те ее компоненты, которые встречаются в школьном обучении и в учении. Воспользуемся в этой связи несколько видоизмененной по сравнению с авторским вариантом схемой показателей готовности, предложенной   Н.Г. Салминой. Эта схема включает в себя две группы признаков: функциональные и структурные. Первые относятся к процессу познавательной деятельности, ее практическому функционированию у ребенка, а вторые характеризуют структуру деятельности.[16]

Познавательно-структурный  анализ сформированности учебной деятельности предполагает выяснение:

    • принятия ребенком учебной задачи как руководства к действию;
    • сохранения принятой задачи или соскальзывания на другую в процессе ее выполнения;
    • сохранения или потери интереса к задаче в ходе ее решения.

Другой момент познавательно-структурного анализа сформированности учебной  деятельности представляет собой выяснение  отношения ребенка к учителю, которое может проявляться в реагировании на замечания учителя, в их принятии или игнорировании, в отношении учащегося к оказываемой ему помощи со стороны учителя.[24]

Функциональные признаки сформированности учебной  деятельности содержат в себе характеристику исполнительной части деятельности, а также ее контрольной части.

Характеристика  ориентировочной части деятельности предполагает установление наличия самой ориентировки (способен ли ребенок анализировать заданные образцы действий, оценивать получаемый продукт, соотносить его с заданным образцом). Это включает выяснение:

    • характера ориентировки (свернутая – развернутая, хаотичная – продуманная, организованная – неорганизованная);
    • размера шага ориентировки (мелкий, пооперационный или крупный, целыми блоками).

Характеристика  исполнительской части деятельности включает:

    • выполнение деятельности методом проб и ошибок, без анализа полученного результата или с соотнесением результата с условиями выполнения;
    • наличие или отсутствие самоконтроля деятельности;
    • копирование учащимся действий взрослого или другого учащегося или самостоятельное выполнение деятельности.

Характеристика  контрольной части деятельности содержит в себе информацию о том, замечает ли ребенок ошибки, исправляет их или пропускает, не замечая. [17]

Таким образом, общая готовность к школе выражается в  достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту перехода к школьному обучению.

 

 

 

 

Выводы по 1 главе

 

Психологическая готовность ребенка к обучению в  школе – это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества, входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.

Под познавательной готовностью подразумевается  готовность ребенка к познавательной деятельности, которая заключается  в восприятии окружающего мира, его  осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, мышление, речь, память, воображение.

Общая готовность к школе выражается в  достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту перехода к школьному обучению.

Специальная готовность к школе является дополнением  общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению.

В содержании общей готовности детей к школьному обучению выделяется несколько взаимосвязанных между собой аспектов; важнейшие из них – нравственно-волевая, интеллектуальная, физическая готовность.

Готовность  ребенка дошкольного возраста к учению в школе, прежде всего, определяет его познавательная готовность, которая включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их совершенствованию. В представление о познавательной готовности, кроме того, входит достаточно высокий уровень развития у ребенка потребности в достижении учебных успехов, в общении с людьми, наличие адекватной самооценки и умеренно высокого уровня притязаний. Без познавательной готовности ни о какой другой готовности ребенка к учению не может быть и речи, так как она является источником внутреннего стремления ребенка к приобретению знаний, умений и навыков. Она также определяет работоспособность как главную предпосылку, лежащую в основе всех человеческих достижений в развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Диагностика готовности дошкольников к обучению в школе

 

2.1 Характеристика  объекта и методов исследования

Исследования проводились в МДОУ № 39 «Василёк», в подготовительной группе «Паровозик», в которой 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек.

Данная группа, состоит  из детей 6-7 лет. Основная часть группы – это активные, общительные дети, при выполнении каких-либо занятий быстро переключающиеся с выполнения одного задания на выполнение других.

Для диагностики предпосылок учебной деятельности можно использовать комплекс методик, состоящий из диагностики умения ориентироваться на образец - методика "Домик", умения действовать по правилу - методика "Узор", уровня развития произвольности - методика "Графический диктант".

Информация о работе Диагностика готовности детей к обучению в школе