Диагностика готовности детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Проблема исследования: каковы условия и механизмы формирования психологической готовности ребёнка к обучению в школе.
Цель работы – изучить особенности психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Объект исследования – старшие дошкольники.
Предмет исследования – готовность старшего дошкольника к обучению в школе.
Гипотеза исследования: комплексная диагностика психологической готовности детей к обучению в школе позволит выявить основные трудности в этой сфере и разработать рекомендации по формированию психологической готовности детей к обучению в школе.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме психологической
готовности детей к обучению в школе. 7
1.1. Проблема психологической готовности детей к обучению
в школе 7
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста 12
1.3. Особенности психологической готовности 6-7 летних
детей к обучению в школе 20
Вывод по I главе 26
Глава II. Диагностика готовности детей к обучению в школе. 28
2.1. Характеристика объектов и методов исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 32
2.3. Рекомендации по формированию психологической готовности
детей к обучению в школе 36
Вывод по II главе 42
Заключение 44
Литература 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 2 курс.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

При составлении этих занятий нами были использованы труды Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной , К.Тейлор.

Для того чтобы, совершенствовать умственное  развитие детей необходимо использовать такие виды занятий, с  детьми в ДОУ: Занятие 1.

Цель: Знакомство психолога  с детьми, детей с психологом, детей друг  с другом. Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания.

Ход занятия:

Ритуал приветствия:

Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга.

Ход: Психолог выбирает  предмет  (игрушка),  показывает  его  детям  и говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во  всем помогать. Сегодня он поможет нам познакомиться  друг  с  другом.  Желательно чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и  рассказывает  детям  о себе, затем передает символ рядом сидящему  ребенку,  он  тоже  рассказывает все, что считает нужным, о себе и  так  далее  по  кругу.  Когда  знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место,  где  будет  находиться их символ.

Затем все договариваются, что прежде, чем начать  занятие,  они  будут брать друг друга за руки в кругу, а в  центре  стоит  символ.  И  каждый  по очереди желает всем  что-нибудь  хорошее.  Это  и  будет  являться  ритуалом приветствия во всех занятиях.

2. «Четыре стихии»

Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового  аппарата  и двигательного анамуатора.

Ход: Играющие сидят в  кругу, ведущий договаривается с  ними,  если  он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если  слово «вода»  - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» -  вращение  руками  в  локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

3. «Запоминай порядок»

Цель: развитие памяти.

Ход: Психолог показывает в  руке  6-7  цветных карандашей.  Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.

4. «Попугай»

Цель: развитие навыка работы в  парах,  умения  работать  по  образцу, развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека.

Ход: Психолог демонстрирует упражнение с кем-то из  ребят.  Он  просит ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета,  о себе. Психолог играет роль попугая, стараясь подхватить интоннацию  ребенка, повторить его голос. Дети разбиваются  по  парам,  играют,  отражая мимику, жесты, внимательно наблюдая за партнером.

5. Итог занятия:

- Чем мы сегодня  занимались?

- Что понравилось больше  всего?

6. «Ритуал прощания»

Дети, вместе с психологом садятся в кругу  и,  передавая  символ  друг другу, прощаются со всеми.[23]

Занятие 2.

Цель: формирование положительного отношения к школе.  Развитие  навыка работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия»

2. «Настроение в цвете»

Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу.

Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение  на  листе бумаги. Затем психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение  плохое.

Дети делают это с  символом в руках.

3. «Бег ассоциаций»

Цель: формирование положительного отношения к школе»

Ход: Дети делятся на 2 группы. Психолог задает  вопрос:  «Какие  слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?

Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении  идет  поиск интересных, приятных не только игровых, но  и  учебных  моментов  в  понятии «школа».

4. «Изображение предметов»

Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого.

Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные  дети  его отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим.

5. Физминутка «Ванька-встанька»

Цель: Дать возможность  детям отдохнуть. Обучение умению действовать  по инструкциям.

Ход: Отдых наш физкультминутка

Занимай свои места:

Раз – присели, два  – привстали.

Руки к верху все  подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой-встанькой словно стали,

А потом пустились  вскачь,

Будто мой упругий  мяч.

6. «Зеркало»

Цель: развитие навыка работы в парах

Ход: Дети разбиваются  по парам. Встают лицом к лицу, смотрят  друг  на друга и повторяют движения.

7. «Настроение в цвете»

Цель: отслеживание  эмоционального  состояния  детей.  Психологическая поддержка.

8. Итог занятия.

9. Ритуал прощания.[39]

Занятие 3.

Цель: развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности.

Ход занятия:

1. «Ритуал приветствия»

2. Настроение в цвете»

3. «Пары слов»

Цель развитие памяти. Обучение запоминанию по ассоциации.

Ход: Детям нужно запомнить  вторые слова из пары  слов:  кошка  –  молоко, булка – масло, мальчик – машина, зима – гора, стол – пирог,  зубы  –  щетка, река – мост.

Затем психолог говорит  первое  слово  из  пары,  а  дети  второе  слово.

Психолог объясняет, как  можно легче запомнить, если  установить  взаимосвязь между словами.

4. Физкультминутка «Шалтай-болтай»

Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу.

Ход: Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки свободно  болтаются  как у тряпочной куклы на слова «свалился во сне»  резко  наклоняют  корпус  тела вниз.

Психолог показывает пример, дети повторяют.

«Шалтай-болтай

сидел на стене

Шалтай-болтай

Свалился во сне»

5. «Собери картинку»

Цель: развитие мышления.

Ход: Каждому  ребенку  выдаются  детали  от  разрезанной  картинки.  Дети собирают, психолог при необходимости помогает.

Второе задание усложняется. Можно внести элемент  соревнования.  Возможно совместное собирание картинки.

6. «Путаница»

Цель: развитие навыка совместной деятельности

Ход: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные  дети берутся за руки в кругу, не разжимая рук начинают запутываться – кто как  умеет.  Когда образовалась путаница, водящий «распутывает», не разжимая детей.

7. «Настроение в цвете».

8. Итог занятия.

9. Ритуал прощания.[35]

Таким образом, можно  использовать такие виды занятий с дошкольниками, которые лучше всего обеспечивают их познавательную подготовку к обучению и к учению в школе, по основным параметрам. Так как, главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная познавательная готовность к учению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами нам удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к нему, то учение и развитие идут нормально. Преодолеть трудности познавательного плана можно лишь сделав учение интересным занятием для ребенка, то есть проводя его в форме специальных учебно-познавательных игр, рассчитанных на увлечение ребенка и на его обучение через порождение интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

 

Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определение готовности школьника к новой для него деятельности - учебной. В отличие от игровой учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.

Большая часть учебных  заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, то есть к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.

Для диагностики предпосылок  учебной деятельности можно использовать комплекс методик, состоящий из диагностики  умения ориентироваться на образец - методика "Домик", умения действовать  по правилу - методика "Узор", уровня развития произвольности - методика "Графический диктант".

По результатам исследований, выявлено, что есть дети, уровень  знаний которых не достаточен к обучению их к школе.

Можно использовать такие  виды занятий с дошкольниками, которые лучше всего обеспечивают их познавательную подготовку к обучению и к учению в школе, по основным параметрам. Так как, главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная познавательная готовность к учению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами нам удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к нему, то учение и развитие идут нормально. Преодолеть трудности познавательного плана можно лишь сделав учение интересным занятием для ребенка, то есть проводя его в форме специальных учебно-познавательных игр, рассчитанных на увлечение ребенка и на его обучение через порождение интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Курсовая работа посвящена изучению психологической готовности детей к обучению в школе.

Готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для  нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной  деятельности.

Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного  возраста являются: умение детей сознательно  подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия, умение ориентироваться на заданную систему требований, умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи выявляют уровень развития речи.

Цель работы, заключавшаяся  в изучении особенностей психологической  готовности старших дошкольников к  обучению в школе,  в основном,  достигнута.

Задачи исследования решены следующим образом:

– проанализированы психолого-педагогические исследования по проблеме готовности ребенка к обучению в школе в литературе: в зарубежных исследованиях проблема психологической готовности изложена  в  работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и др.). Американские  исследователи этой проблемы в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими батарейных тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций. В работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С.Выготского.

– дана характеристика психологической готовности к школе детей 6-7 лет: психологическая готовность ребенка к обучению в  школе – это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др.;

– изучены методики для выявления особенностей психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе: методика «Домик», «Узор» и методика «Графический диктант»;

– разработаны рекомендации по формированию психологической готовности детей к обучению в школе.

Исходя из этого, гипотеза о том, что комплексная диагностика психологической готовности детей к обучению в школе позволит выявить основные трудности в этой сфере и разработать рекомендации по данной проблеме, подтвердилась.

Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что изучена проблема психологической  готовности детей к обучению в  школе, изучены основные направления  педагога и психолога с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что изучены методы исследования, а также разработаны рекомендации по совершенствованию психологической готовности детей к обучению в школе. Материалы исследования могут быть использованы педагогами и психологами, при организации работы с детьми дошкольного возраста, а также на родительских собраниях и методических объединениях.

Информация о работе Диагностика готовности детей к обучению в школе