Диагностика и коррекция тревожности и агрессии в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 13:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – выявить особенности подростковой тревожности и агрессии и определить пути их коррекции.
Цели, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
определить понятий «тревожность» и «агрессия» в современной литературе;
рассмотреть проблему тревожности и агрессии в исторической ретроспективе;
описать психологические особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте;
организовать и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности и агрессии у детей подросткового возраста;

Содержание

Введение………………………………………………………….…………....
1 Теоретические аспекты проблемы тревожности и агрессии в подростковом возрасте……………………………………………………………
1.1 Определение понятий «тревожность» и «агрессия» в современной литературе…..………………………………………………………
1.2 Рассмотрение проблемы тревожности и агрессии в исторической ретроспективе…………………………………………..................
1.3 Психологические особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте.…………………………………………………………….
2 Эмпирическое исследование тревожности и агрессии в подростковом возрасте……………………………………………………………
2.1 Описание процедуры исследования……...……………….………..
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………..
2.3 Анализ проведённого цикла занятий..………………………….....
Заключение …………………………….……………………………………...
Список использованных источников ………………................

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 694.00 Кб (Скачать файл)

Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличается обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.

В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, и, в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессия и негативизм [23,с. 50].

Итак, в ходе анализа психологических особенностей тревожности и агрессии в подростковом возрасте, мы пришли к следующим выводам: психологические особенности переходного периода накладывают отпечаток на поведение подростка, создают своеобразные возрастные поведенческие модели, формируют специфически - подростковые поведенческие реакции на воздействие окружающей социальной среды. Эти личностные реакции, проявляющиеся у детей и подростков преимущественно в нарушении поведения, а именно в тревожности и агрессии

Существуют различные формы тревожности в подростковом возрасте, то есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности в подростковом возрасте:

Говоря об агрессии; наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества. Агрессия в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессии подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой подросток не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более, что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах.

 

Выводы по 1- ой главе:

 

Проанализировав и изучив теоретические аспекты проблемы тревожности и агрессии в подростковом возрасте, мы можем сделать выводы: психологи используют термин «тревожность» в различных значениях. Трудность определения этого понятия заключается в неопределенности терминологии. Современные исследователи используют термин «тревожность» в различных значениях. Поэтому следует разграничивать понятия «тревожность», «тревога» и «страх», которые часто используются как синонимы.

Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи».

Подводя итог, рассмотрению проблемы тревожности и агрессии в исторической ретроспективе, мы можем сделать следующие выводы: понятие тревожности было внесено в психологию психоаналитиками. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, изначально присущее человеку состояние. Анализ работ современных представителей психологии показывает, что в понимании природы тревожности можно проследить два подхода – тревожность как изначально присущее человеку свойство, и понимание тревожности как реакцию на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни. Существуют различные формы тревожности в подростковом возрасте, то есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления.

Говоря об агрессии; наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Эмпирическое исследование тревожности и агрессии в подростковом возрасте

 

2.1 Описание процедуры исследования

 

Для подтверждения или опровержения теоретических выводов, нами было организовано эмпирическое исследование, направленное на изучение тревожности и агрессии у детей подросткового возраста.

Целью нашего исследования являлось выявление особенностей подростковой агрессии и тревожности и определение путей их коррекции.

Задачи нашего эмпирического исследования:

  • изучить особенности тревожности и агрессии в подростковом возрасте;
  • выявить взаимосвязь между тревожностью и агрессией в подростковом возрасте;
  • разработать и апробировать комплекс развивающих занятий, направленных на снижение тревожности и агрессии у детей подросткового возраста.

Наше эмпирическое исследование проходило в ряд этапов. На первом этапе

(сентябрь – октябрь 2013 года) была проведена беседа с педагогом - психологом школы для выявления подростков, входящих в экспериментальную группу. Далее нами были определены критерии эффективности работы по практической реализации эмпирического исследования, методы диагностики испытуемых и анализа полученных результатов. При их выборе учитывалось, что эти критерии должны реально отражать динамику изменения особенностей проявления тревожности и агрессии подростков и быть значимыми для оценки этих изменений. Работа на данном этапе также включала в себя анализ документации социально – педагогической и психологической службы школы, целью которого являлось выявление и описание подростков, входящих в экспериментальную группу.

На втором этапе нашего исследования нами было организовано диагностическое обследование, направленное на выявление уровня тревожности и агрессии у детей подросткового возраста. С этой целью нами была проведено тестирование подростков экспериментальной группы с помощью следующих методик: «Шкала проявления тревожности» Дж. Тейлора (в адаптации В.Г. Норакидзе) и личностный опросник А. Басса – А. Дарки, направленный на диагностику агрессивных и враждебных реакций.

Данное исследование проходило в ноябре 2013 года, в СШ №4 г. Витебска, среди учащихся 8 –х классов. В исследовании приняли участие 45 человек в возрасте 13 – 14 лет. Диагностика проводились в течение одного дня, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов. Эти организационные мероприятия, на наш взгляд, позволили повысить достоверность полученных результатов.

«Шкала проявления тревожности» предназначена для измерения проявлений тревожности и опубликована Дж. Тейлором в 1953 году. Утверждения шкалы отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для шкалы «проявления тревожности» осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги».

Обработка результатов исследования осуществляется аналогично процедуре MMPI. Индекс тревожности измеряется в шкале Т-баллов. Шкала «проявления тревожности» нередко используется в качестве одной из дополнительных шкал MMPI. При этом результат измерения тревожности не только дополняет данные по основным клиническим шкалам MMPI, но и в некоторых случаях может быть привлечен к интерпретации профиля в целом. Как показывают данные исследований, состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего и самого себя. При высоких показателях уровня тревожности необходимо соблюдать известную осторожность в интерпретации данных самооценки.

Опросник содержит 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке. Перед началом исследования испытуемые получали следующую инструкцию: «Вам необходимо прочитать первое высказывание в опроснике, на листе бумаги проставить номер, а рядом знак «+», если Вы согласны с данным высказыванием, и знак «-», если не согласны с ним. Другая форма ответа исключена. Затем Вы должны прочитать следующие высказывания и сделать запись о своем согласии или несогласии аналогично первому. Вам необходимо оценить все 60 высказываний опросника. Старайтесь работать как можно быстрее, особенно над ответами не задумывайтесь, так как первый пришедший в голову ответ, как правило, бывает наиболее верным. Исправления в записях делать нельзя».

Данная методика была дополнена в 1975 году В.Г. Норакидзе, шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах.

Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности. Каждый совпадающий с ключом ответ оценивается в 1 балл.

Ключ:  

Шкала лжи

«Да»: 2, 10, 55

«Нет»: 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59

Шкала тревоги

«Да»: 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 60

«Нет»: 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.

Интерпретация:

Шкала лжи диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то эго свидетельствует о неискренности испытуемого.

Оценка по шкале тревоги:

40 – 50 баллов рассматривается как  показатель очень высокого уровня  тревожности;

26 – 39 баллов — свидетельствует о высоком уровне тревоги;

15 – 25 балла — о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;

5 – 14 баллов — о среднем (с  тенденцией к низкому) уровню;

0 – 4 балла — о низком уровне  тревоги (Приложение А) [9, с. 126].

Для выявления уровня агрессии нами был использован опросник Басса – Дарки, который был разработан в 1957 году и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессией авторами понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно - объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  • физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
  • косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
  • раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
  • негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
  • обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
  • подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
  • вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
  • чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Вопросник состоит из 75 утверждений, на который испытуемый отвечает «да» или «нет».

Перед началом исследования испытуемые получали следующую инструкцию:

«Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».

Ключ:

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

  • Физическая агрессия:

Информация о работе Диагностика и коррекция тревожности и агрессии в подростковом возрасте