Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 14:43, реферат
Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики.
Теоретический анализ и исследования ценностно-смысловой сферы на различных уровнях создали необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин.
Введение
Психологическая характеристика ценностных ориентаций.
Экспериментальное исследование ценностных ориентаций.
Заключение.
Оглавление
Введение.
Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики.
Теоретический анализ и исследования ценностно-смысловой сферы на различных уровнях создали необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин.
В военной психологии, как прикладной области психологического знания проблема диагностики ценностных ориентаций также является достаточно важно. Прежде всего это носит прогностический характер, в рамках изучения детерминант мотивации служебной деятельности а также в рамках обеспечения морально-психологического обеспечения.
Актуальность нашего исследования продиктована несколькими аспектами. Прежде всего в рамках профессионального психологического отбора. Только развитая ценностно-смысловая сфера личности военнослужащего обеспечивает эффективное выполнение служебной деятельности. Кроме того, диагностика ценностных ориентаций личности позволяет дать комплексную оценку личности в рамках психологического сопровождения служебной деятельности. Динамика ценностно-ориентационной сферы личности может служить индикатором эффективности мероприятий по повышению морально-психологического состояния военнослужащих. Именно поэтому так важно изучать проблему диагностики ценностных ориентаций военнослужащих.
Целью исследования ставится выбор и психометрическая проверка эффективного метода диагностики ценностных ориентаций личности.
Объект исследования- ценностно- ориентационная сфера личности
Предмет исследования- методы диагностики ценностных ориентаций личности.
В соответствии с поставленной целью исследования необходимо выполнить ряд задач:
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ
Существует множество определений понятия "ценность", как имеющи общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели [47,207].
В более общих определениях понятию "ценность" может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
а) Ценность - как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.
б) Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений
материальной и духовной культуры либо человеческих поступков.
в) Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей [34, 442].
Понятию "ценность",
как составляющей личности, придается
неодинаковое значение в
устанавливая для него определенные границы. Фрейд в своих работах указывает на три функции суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. По его мнению,
задачей совести является ограничение, запрещение сознательной деятельности; задачей самонаблюдения - оценка деятельности независимо от побуждений и потребностей Ид и Эго. Формирование идеалов связано с развитием самого Суперэго. По словам Фрейда, "суперэго ребенка в действительности конструируется … по модели суперэго его
родителей: оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиции и переживающих время суждений ценности, которые передаются, таким образом, от поколения к поколению" [цит. по 40, 22].
Прегенитальная ориентация у З. Фрейда характеризуется такими чертами личности, как жадность, зависимость, стремление к скупости, тогда как генитальная ориентация характеризуется продуктивным, зрелым характером, более высоким в этическом отношении [44]. Таким образом, характерология Фрейда подразумевает, что добродетель является естественной целью человеческого развития, однако связь между характером и
этикой высказывается неявно. Как справедливо отмечает Э. Фромм, "она и должна оставаться довольно путаной, частью из-за противоречия между фрейдовским релятивизмом и имплицитным признанием гуманистических этических ценностей, частью из-за того, что Фрейд, уделяя главное внимание изучению невротического характера, недостаточно внимания уделял анализу и описанию генитального и зрелого уровней развития характера" [46,44-45].
Психоаналитическую теорию личности Фрейда можно отнести к числу
психодинамических, использующих для описания личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь, его потребности и мотивы. Однако, по Фрейду, основные потребности и мотивы поведения самой личностью неосознаваемы и находятся в состоянии конфликта с социальными нормами. В этой связи совершенно справедливо высказывание Б.В. Зейгарник: "неприемлемым в учении Фрейда в методологическом
отношении является для нас не факт признания бессознательного, а его трактовка как явления, противоречащего сознанию, - это, во-первых, а во вторых, признание того, что основным механизмом развития личности является биологическая потребность, удовлетворение которой не может произойти из-за социальных нормативов, что все атрибуты сознательной жизни человека представляют собой лишь символы вытесненных
биологических потребностей" [15,11]. Эту же критику можно отнести и к представителям инстинктивизма и бихевиоризма. В данных направлениях утверждается, что все мотивы человеческого поведения направлены к "редукции напряжения" [31]. По мнению Э. Фромма, "это представление о биологически имманентных ценностях. Доводы некоторых
представителей этого направления мысли сводятся к тому, что такие переживания, как любовь, преданность, групповая солидарность, коренятся в соответствующих чувствах животных" [46,286].
Типология социальных характеров американского социолога психоаналитического направления Д. Рисмена построена на внешнем или внутреннем происхождении ценностных ориентаций личности. Социальный характер он определяет как "более или менее постоянную, социально и исторически обусловленную организацию стремлений индивидуума и его возможностей их удовлетворить" [38,321]. По его мнению, источником
ориентации личности на определенную систему ценностей может являться собственное мировоззрение человека или социальная среда, признающая, одобряющая или отвергающая те или иные ценности. Д. Рисмен как основные описывает исторически обусловленные "ориентированный изнутри" и "ориентированный извне" типы социального характера.
Поведение первого
определяется
Поведение "ориентированной извне" личности определяется не собственными принципами, а "другими", т.е. ценностями окружающих, модой, внешними влияниями, существующей системой общественных связей. При этом "ориентированный извне" человек характеризуется не только слабым "суперэго", представляющим собой интернализованую систему норм и ценностей, но и слабым самостоятельным "Я". Такой
человек обезличен, стандартизован современным потребительским обществом, пассивен и становится объектом манипулирования [38,298-299].
Анализ связей между
ценностями личности и
определение им ситуации. Определение ситуации индивидом, исходя из собственных установок или групповых норм, позволяет судить о его степени приспособляемости к социальному окружению, конформности. На этой основе У. Томас и Ф. Знанецкий выделили три типа личности: мещанский (ориентирующийся на традиционные ценности), богемный (характеризующийся нестойкими и несвязанными ценностями, высокой
степенью приспособляемости), и творческий (единственный, определяющий развитие общества и культуры) [38,351].
Таким образом, для теории З. Фрейда и его последователей свойственны врожденность и фатальность механизмов развития личности, а также противоречие между потребностями личности и социальными нормами.
Совершенно иной подход
к проблеме ценностных
является ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. По Шпрангеру, ценностная ориентация личности - продукт общей ценностной ориентации человечества. Это чисто духовное начало, определяющее у каждого человека понятие мира и являющееся производной частью общего человеческого духа.
Проблема регулятивной роли высших человеческих ценностей - смысловых образований ставится представителями гуманистического направления.
Центральным звеном теории личности А. Маслоу является самоактуализация - стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которое является высшей ступенью в иерархии потребностей. По Маслоу, все самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации "бытийных" ценностей. Для них эти ценности выступают как жизненно важные потребности [26]. Маслоу полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому человеку. "Высшие ценности существуют в самой человеческой природе и могут быть там найдены" [цит. по 40,109].
Он выделяет две группы ценностей: а) Б-ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота,
богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность);
б) Д-ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, поскольку, они
ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая неудовлетворена или фрустрирована. Маслоу не обращается эксплицитно к Д-ценностям.
Таким образом, ценности у Маслоу являются частью мотивационно-потребностной сферы, однако они рассматриваются без учета определяющей роли социальных и исторических факторов развития личности.
Описанные Э. Шостромом на основе теории А. Маслоу характеристики "манипулятора" и "актуализатора" во многом совпадают с характеристиками "ориентированного извне" и "ориентированного изнутри" типами Д. Рисмена. "Манипулятор" Э. Шострома, в частности, не осознает действительного значения жизни, зависим от оценки со стороны окружающих и стремится произвести впечатление, старается контролировать ситуацию и
сам становится объектом контроля, загоняет свою самобытность вглубь и повторяет, копирует чьи-то поведенческие модели, т.е. ориентируется на ценности других.
"Актуализатор", напротив, является "внутренне направляемой личностью", способен сам сформировать свое мнение о жизненных принципах и ценностях, имеет "автономную и самоподдерживающуюся ориентацию" и обладает свободой реализовать свой потенциал [51].
М. Рокич выделяет два класса ценностей:
а) терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель
индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
б) инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность [23]. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение
ценностей-целей и ценностей-средств.
В отечественной психологии
сложился целый ряд школ и
направлений, в которых аналогичные
подходы к пониманию ценностей
рассматриваются в различных
аспектах изучения свойств
В одних школах личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности (А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн), в других центральное место занимает изучение психологических отношений личности (В.Н. Мясищев), в третьих личность исследуется в связи с общением (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов) или в связи с установками (Д.Н.Узнадзе, А.С. Прангишвили).