Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 11:44, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть концепцию психоанализа З.Фрейда, какие условия способствовали появлению психоанализа и как психоанализ открывал З.Фрейд.
Ведение……………………………………………………………………..3
1. Жизненный путь З.Фрейда. -------------------------------------------------------5
1.1.Эпоха Зигмунда Фрейда ------------------------------------------------------5
1.2. Биография Зигмунд Фрейда. ------------------------------------------------6
1.3. Зигмунд Фрейд и Жан Шарко ----------------------------------------------8
1.4. Дневник Зигмунда Фрейда…………………………………….…..9
1.5. Объект исследования……………………………………………...14
1.6. Три периода творческой деятельности З.Фрейда………….........15
1.7. Вклад в науку……………………………………………………....16
2. Концепция психоанализа..…………………………………………......18
2.1. История психоанализа………………………………………..........18
2.2 Условия, благоприятствующие появлению психоанализа……….18
2.3. Значение и задачи психоанализа…………………………………...19
2.4. Сознание и бессознательное………………………………….........20
2.5.Толкование сновидений З.Фрейда…………………………………..21
2.6. Три структуры психического развития…………………………….25
2.7. Бессознательные механизмы психики……………………………..26
2.8. Система психоанализа (три точки зрения)………………………...28
2.9. Психоанализ, как метод объяснения социокультурных поцессов.29
Заключение …………………………………………………………………. 31
Литература……………………………………………………………………33
Техника анализа сновидений идентична обычной технике психоанализа. Это свободные ассоциации, отправными пунктами которых служат элементы сновидения. При анализе выясняется, как элементы сновидения связаны с пережитым в бодрствующем состоянии; лишь при установлении этих связей удается восстановить связь элементов сновидения между собой. Один из самых важных принципов - нельзя анализировать сновидение, если неизвестны ассоциации видевшего сон.
Общий круг проблем, которые пациент сообщает в ходе анализа, достаточно широк. Частично информация привносится пациентом непосредственно в процессе психоанализа. Однако, по мнению Фрейда, большинство мыслей и впечатлений, выявленных при анализе, интимно участвуют в формировании образов сновидения. Ассоциативные ряды как бы расходятся от отправных точек - элементов сновидения, но затем, на определенном уровне, вновь конвергируют, сходясь к нескольким "точкам". Мысли, объединяющие ассоциативные ряды, чрезвычайно важны для личности, имеют эмоциональную значимость. Эти мысли неохотно сообщаются пациентом и в обычном состоянии редко осознаются им.
Эти бессознательные мысли и составляют "скрытый смысл сновидения". Явное содержание и скрытый смысл сновидения не совпадают. Эту мысль З. Фрейд также считает одной из главных в своей теории, но плохо осознанной его современниками. То, что сновидения имеют смысл, предопределяет и наличие определенной психологической функции сновидений.
Формирование сновидений - активная переработка информации. Эту переработку З. Фрейд называет работой сна (деятельность сновидения).
Переработка информации в сновидении сводится в основном к трем процессам.
Первый процесс - сгущение (концентрация) образов вплоть до их "контаминации" (наложения друг на друга). Литературоведческий термин "собирательный образ" показывает общность этого механизма с некоторыми особенностями художественного творчества. Сходный со "сгущением" процесс описан Зигмундом Фрейдом и при формировании "эффекта смешного". З. Фрейд писал, что "сгущение происходит благодаря тому, что: 1) определенные скрытые элементы вообще опускаются; 2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения; 3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое"
Второй процесс искажающей деятельности сновидения - смещение (передвигание). Скрытый элемент проявляется не какой-либо своей частью, а отдаленной ассоциацией, "намеком". То, что находится далеко на периферии реально значимого переживания, в сновидении является кульминацией, центром. Можно сказать, что "смещение" - дорога с односторонним движением, от центра к периферии. И этот механизм можно наблюдать в психогенезе остроумия, однако в остроте "намек" сохраняет связь с основным контекстом, в сновидении эта связь утрачивается. Возможно поэтому, сновидения часто бывают страшными, но почти никогда - смешными.
Сновидение - осуществление желания. Это главный смысл сновидения, определяющий и его психологическую функцию: освобождение от психологических конфликтов бодрствования. Неправильно считать, что в сновидении осуществляются лишь желания сексуального характера; спектр переживаний, проходящих через "круг сновидения", гораздо более разнообразен: здесь и семейные конфликты, и профессиональные, и личные проблемы. Даже если сновидение сопровождается страхом, его психологический смысл не меняется. В сновидении неосознаваемые желания и тенденции проявляются более открыто, чем в бодрствующем состоянии. Поэтому сновидение - "царская дорога" в бессознательное. Однако и в сновидении продолжает действовать система нравственных запретов - "цензура", которая не позволяет наиболее неприемлемым для личности желаниям проявиться прямо. Именно "цензура" является главной силой, определяющей искажающую деятельность сновидения.
Процесс формирования символов психоаналитическая теория считает первичной функцией, первичным процессом бессознательного бессознательного. Именно в этом и выражается так называемый постулат символики. Фрейд определял процесс символизации чрезвычайно просто: "превращение мысли в зрительные образы" ("мышление зрительными образами").
Фрейд никогда не призывал к непосредственной, прямой трактовке символов. Лишь свободные ассоциации могут указать на символическое значение того или иного элемента сновидения. Сама по себе "константность" символов делает их надличностными и транскультурными. Направленность же психоанализа - сугубо личностная. Непосредственная дешифровка сновидений по "Соннику Зигмунда Фрейда", равно как и немедленное разъяснение больному смысла его психопатологического симптома, соответствует так называемому дикому психоанализу. Термин этот предложил сам Фрейд, столкнувшись с тем, что неквалифицированные психоаналитики "с плеча" сообщают больному азы психоанализа, вместо того, чтобы помочь пациенту осознать свои проблемы.
Сновидения трактуются Фрейдом
как форма ежесуточной
Психоаналитик должен
При тяжелом неврозе часто
повторяется один и тот же
сон. Течение образов
сил не хватает, чтобы совладеть с впечатлением. Человек в страхе просыпается. Невроз прогрессирует, сметая остатки защитных механизмов, и человек уже боится самого сна. В таких случаях требуется специальное лечение.
Нежелание ученых исследовать
сновидения Фрейда объясняет
нелепым аморальным их
Следовательно, сновидения, по
Фрейду – вовсе не
2.6. Три структуры психического развития:
Невроз – менее тяжелое психическое расстройство, чем психоз. Психоз различен. «Ид» захватывает контроль, над личностью вырываясь из «эго», т.е. человек становится невменяемым.
Пограничное состояние – неустойчивое равновесие между неврозом и психозом.
2.7. Бессознательные механизмы психики
Следующий шаг в изучении
бессознательного Фрейд сделал,
обратив внимание на
Забываются не только неприятные образы, но также яркие, радостные события, если воспоминание о них может вызвать чувство вины или конфликта с окружающей действительностью. Многие психологи до Фрейда рассматривали забывания как естественный процесс, не требующий специального объяснения, или удовлетворялись ссылками на «усталость», «слабую память», «рассеянность». Фрейд, исходя «Закона сохранения» и принципа психологического детерминизма стремится выяснить причину каждого конкретного забывания и обнаруживает, что в качестве таковой могут выступать чувства вины, угрызения совести, страх и т.п. Можно сказать, что забывание объясняется тайным желанием забыть. Мы забываем номер телефона, по которому не хочется звонить, имя человека, с которым связаны какие-то заботы и осложнения.
Забывание или вытеснение – есть механизм защиты, который представлялся Фрейду главным принципом работы психики. Однако ясно, что если бы забывалось все неприятное, тревожащее и помнилось только приятное, это бы нарушило контакт человека с миром и, в конечном итоге, привело бы к умственному расстройству и увеличению страданий. Поэтому должны существовать психические инстанции, препятствующие вытеснению и требующие принимать страдания, как должное. Это – «Я» («эго») и «Сверх-Я» («Супер-эго»). В отличие от «Оно» («Ид»), которое действует по принципу удовольствия (хочу – не хочу), «Я» и «Сверх-Я» должны удерживать в памяти материал, безотносительно к его «эмоциональной окраске».
Предлагаемая Фрейдом модель
личности («Я» - «Оно» - «Сверх-Я») вместе
с теорией вытеснения
Анализ забываний и других аномалий обыденной жизни – несомненная заслуга Фрейда. Но его концепция не бесспорна. Главное возражение против нее в том, что процессы концентрации и рассеивания информации, а, следовательно, процессы припоминания и забывания, синтез и распад продуктов психической жизни, по крайней мере, равновероятны, равновозможны. Способность помнить и способность забывать – необходимые компоненты душевного здоровья. Иногда усилия необходимы, чтобы вспомнить, а иногда - чтобы забыть.
Анализируя оговорки, Фрейд
обнаруживает и здесь
Несчастные случаи, связанные с самокалечением и приводящие иногда к гибели человека, Фрейд рассматривает, как проявление карающей функции «Сверх-Я», совести.
Душевное здоровье состоит в уравновешенности и сбалансированности психических процессов, и основных структурных элементов психики: сознание и бессознательного, «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Здоровый человек владеет своим психологическим аппаратом. Он способен удерживать механизмы защиты под контролем сознания. Важный компонент психического здоровья, по Фрейду, - способность к сознательной переработке впечатлений, то есть доминирование «Я» над «Оно».
Из психоаналитического
метода следует признание
Используя метод свободных
ассоциаций Фрейд открывает
Регрессия.
Регрессия – одно из самых употребительных в психоанализе понятий и смысл его – не однозначный. Это, во-первых, переход от «вторичных», сознательных форм психической активности к первичным, бессознательным, инстинктивным. Во-вторых, от сложных – к упрощенным, детским способам рассуждения или возращения к изжитым, пройденным стадиям развития. В-третьих, это оживленное, заинтересованное стремление выразить с помощью слов, образов, жестов скрытое не артикулированное содержание психики. В-четвертых, возврат либидо, сексуального инстинкта к первичным, самым ранним его объектам. (Н-р: Регрессия группового сознания проявляется в озверении толпы, охваченной паникой или жаждой мести. Причиной инд. регрессий, которые нередко становятся источником невроза, является война.) Благодаря регрессии психоаналитик имеет доступ к прошлому пациента.
Сопротивление.
Второй бессознательный
механизм – сопротивление. Оно
проявляется в словах, поступках,
эмоциях, которые мешают пациенту
проникнуть в собственное