Задержка психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 00:50, реферат

Краткое описание

Первые симптомы ЗПР могут иметь вид соматовегетативной реакции на различные вредности в возрасте от 0 до 3 лет (В.В.Ковалев,1979). Для этого уровня реагирования характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами (могут присутствовать рвота, колебания температуры, отсутствие аппетита, вздутие живота, потливость и др.). Данный уровень реагирования является ведущим в этом возрасте вследствие уже достаточной зрелости сомато-вегетативной системы.

Вложенные файлы: 1 файл

психическое недоразвитие.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

Существуют такие особенности  детей с ЗПР, которые отмечаются большинством исследователей вне зависимости  от их научной специализации и  теоретических предпочтений. В нашей  работе они обозначены как "общие  признаки ЗПР" исключительно из соображений  удобства.

 

Анатомо-физиологические  проявления ЗПР

 

Первые симптомы ЗПР могут  иметь вид соматовегетативной реакции  на различные вредности в возрасте от 0 до 3 лет (В.В.Ковалев,1979). Для этого  уровня реагирования характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными  расстройствами (могут присутствовать рвота, колебания температуры, отсутствие аппетита, вздутие живота, потливость и др.). Данный уровень реагирования является ведущим в этом возрасте вследствие уже достаточной зрелости сомато-вегетативной системы.

 

Возрасту от 4 до 10 лет свойственен  психомоторный уровень реагирования на вредности. Он включает преимущественно  гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, тики, заикание. Данный уровень патологического  реагирования обусловлен наиболее интенсивной  дифференциацией корковых отделов  двигательного анализатора.

 

Дети с ЗПР часто  имеют малый рост и вес. По физическим особенностям напоминают детей более  младшего возраста. В 40% случаев нет  патологических знаков либо наблюдаются  легкие неврологические нарушения.

 

Моторика в большинстве  случаев достаточна. Движения координированные, ловкие, четкие. Дети хорошо выполняют  движения в воображаемой игровой  ситуации. Недоразвиты лишь наиболее сложные произвольные движения.

 

ЗПР легких форм (эмоциональная  незрелость и/или длительно текущие  астенические состояния) имеет первичное  нарушение познавательной деятельности, связанное с дефицитарностью  отдельных корковых функций. Вообще ЗПР характеризуется нарушением темпа созревания какой-либо одной  системы. Возможен замедленный темп созревания лобной области и ее связей с другими отделами коры и подкорки. Симптомы, указывающие на незрелость лобной коры (наиболее резко проявляются  в школьном возрасте): снижение критичности, недоучет важных характеристик ситуации, отсутствие выраженного отношения  к оценке себя другими людьми (равнодушие), незрелость моторики и др. Как правило, эти симптомы носят временный  и обратимый характер.

 

Нейропсихологическое исследование детей с ЗПР (Л.М.Шипицына, О.В.Заширинская) показало увеличение, по сравнению  с детьми с нормальным темпом развития, случаев усиления функциональной активности правого полушария мозга, выявляемой в доминировании или нивелировании различий полушарий. Результаты этих исследований представлены в таблице:

 

Показатели функциональной ассиметрии мозга, %

(Л.М.Шипицына, О.В.Заширинская, 1995)

 

 

Доминирование полушарий Здоровые дети Дети "группы риска" ЗПР Умственно отсталые

Левое полушарие 78,6 62,5 53,7 39,7

Правое полушарие 7,1 6,2 10,7 52,2

Нивелирование различий 14,3 31,3 35,6 8,7

 

Л.М.Шипицына считает, что  эти данные в сочетании с признаками снижения произвольного зрительного  запоминания и объема слухоречевой памяти у детей с ЗПР могут  быть интерпретированы с позиций  нейропсихологии как наличие  у половины детей выраженных изменений  в функциональной активности нижнетеменной  ассоциативной области левого полушария, отвечающего за хранение, понимание  смысла вербальных сигналов, а также  дисфункции у 21,1% детей с ЗПР лимбико-ретикулярного  комплекса, ответственного, как известно из литературы, за эмоциональную окраску  запоминаемой информации. А тот факт, что усложнение заданий приводит к увеличению количества ошибок и  времени выполнения, снижению темпа  выполнения, концентрации внимания и  работоспособности, свидетельствует, по мнению Л.М.Шипицыной, о недостаточном  развитии функций лобных ассоциативных  структур мозга.

 

Л.И.Переслени указывает  на недоразвитие лобных областей коры как на один из ведущих патогенетических факторов, обусловливающих возникновение  ЗПР. Недостаточность регулирующих влияний со стороны лобных отделов  коры на ретикулярные структуры различных  подкорковых образований в сочетании  с нарушением баланса возбудительно-тормозных  соотношений может обусловливать  нарушения процесса преднастройки, которыми характеризуются дети с  ЗПР и олигофренией. В процессе онтогенетического развития под  влиянием корригирующих воздействий  повышается регулирующая роль лобных областей коры. На поведенческом уровне это выглядит как увеличение точности и скорости перцептивных операций, сопровождающееся стабилизацией различных  психофизиологических переменных.

 

Высшая нервная деятельность (ВНД) детей с ЗПР характеризуется  большей, чем у олигофренов, силой  основных нервных процессов (возбуждения, торможения), большей подвижностью и менее выраженной склонностью процесса возбуждения к широкой иррадиации. Из этих количественных характеристик следует более тесное взаимодействие 1-й и 2-й сигнальных систем и отсутствие разрыва между ними. Это означает невозможность выработки связей без их адекватной вербализации, т.к. словесная система непрерывно контролирует выработку этих связей.

 

Особенности ВНИМАНИЯ детей  с ЗПР

Внимание неустойчиво, с  периодическими колебаниями и неравномерной  работоспособностью. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. При сравнительном  изучении устойчивости внимания в норме, при ЗПР и олигофрении (с помощью  адаптированного варианта теста  Ш.Н.Чхартишвили) оказалось, что у 69% детей с ЗПР младшего школьного  возраста средний процент отвлечений больше, чем в норме. При олигофрении  отмечается еще более высокая  отвлекаемость по сравнению с  нормой и ЗПР (Л.И.Переслени, 1984). Могут  наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания  на другое. В старшем дошкольном возрасте недостаточно развита способность  к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий  учебного типа (Н.Ю.Борякова, 2000). С трудом планируют и выполняют сложные  двигательные программы.

 

Для многих детей характерен ограниченный объем внимания, его  фрагментарность, когда ребенок  в определенной обстановке воспринимает лишь отдельные части предъявляемой  ему информации. Эти нарушения  внимания могут задерживать процесс  формирования понятий. Наблюдаются  нарушения избирательного внимания.

 

Часто наблюдается недостаточность  концентрации внимания, особенно на существенных признаках. В этом случае могут страдать отдельные мыслительные операции.

 

Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности.

 

Дети с ЗПР учитывают  вероятность появления дифференцировочного  сигнала, что свидетельствует об участии в выработке нервных  связей высших форм анализа (М.С.Певзнер, 1995).

 

В 1987 году Американская психиатрическая  Ассоциация определила критерии ранней диагностики нарушений внимания и гиперактивного поведения у  детей по следующим основным признакам:

 

излишняя двигательная активность: ребенок производит множество движений ногами, руками или вертится на месте;

 

не может длительное время  сидеть спокойно по инструкции взрослого;

 

легко выводится из равновесия внешними стимулами;

 

нетерпелив и легко  возбудим в играх со сверстниками, особенно испытывает трудности в  ожидании своей очереди в игре;

 

часто начинает отвечать на вопросы, недослушав их до конца ;

 

с трудом подчиняется инструкции при отсутствии при этом негативизма;

 

с трудом сохраняет внимание при выполнении игровых заданий;

 

"не умеет " играть  и говорить тихо;

 

часто прерывает других или  вторгается в игры других детей.

 

По данным Г.И.Жаренковой, снижение устойчивости внимания у детей  с ЗПР может носить разный характер: максимальное напряжение внимания в  начале выполнения задания и последующее  его снижение; сосредоточение внимания после некоторого периода работы; периодические смены напряжения и спада внимания на протяжении всей работы.

 

Среди причин, обуславливающих  нарушения внимания, трудности поведения  и проявления дислексии и дисграфии, большое место отводится как  остаточным проявлениям органического  поражения ЦНС -- легкой мозговой дисфункции (ЛМД), так и генетическим факторам (Е.М.Мастюкова, 1997)

 

По мнению Л.И.Переслени, при  обучении детей с ЗПР особое внимание следует уделять многократному  повторению пройденного. Это может  способствовать фиксации недостаточности  процессов консолидации следов. В  то же время нарушения избирательного внимания при ЗПР требуют использования разнообразных способов предъявления одной и той же информации. Важны любые методические приемы, привлекающие внимание к новой информации и повышающие его устойчивость. Большое значение приобретает увеличение общего количества информации, воспринятой ребенком в онтогенезе, особенно в сензитивный период, так как это способствует развитию корково-подкорково-корковых связей. Увеличение количества информации, поступающей через зрительный, слуховой и кожный анализаторы на ранних этапах развития, -- основа дифференцированного восприятия, более тонкого и быстрого распознавания реальных событий, более адекватного поведения (Л.И.Переслени, 1984)

 

Проявления ЗПР в познавательной сфере

Особенности ВОСПРИЯТИЯ

Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Нужно много  времени для приема и переработки  информации, особенно в сложных условиях: например, если то, что ребенку говорят (речевой раздражитель), имеет одновременно и смысловую и эмоциональную  значимость. Л.И.Переслени изучала  влияние иррелевантных воздействий  на восприятие сенсорной информации детьми с нормальным уровнем развития, ЗПР и умственной отсталостью. В  ходе эксперимента регистрировалось время  реакции на два сигнала, поступавшие  в случайной последовательности на правую и левую руку. В 1-й серии  одновременно с поступлением сигналов на наушники подавался индифферентный шум, во 2-й -- музыка, в 3-й -- детская сказка. В каждой серии предъявлялось  по 50 сигналов. У детей 8 лет с нормальным развитием ни шум, ни музыка не вызвали  существенного увеличения времени  реакции. Только прослушивание сказки несколько изменило это время. Время  реакции детей с ЗПР увеличивалось  уже под воздействием музыки, прослушивание  сказки дало еще большее увеличение. Максимальное увеличение времени реакции  наблюдалось у детей с умственной отсталостью. Эти данные приводятся в следующей таблице.

 

Влияние акустических иррелевантных  воздействий на время реакции  детей 8 лет, мс (Л.И.Переслени, 1984)

 

 

  Число испытуемых Число измерений Время реакции (среднее) в условиях:

(мс)

 

      шума прослушивания музыки прослушивания сказки

Норма 12 2135 388 390 418

ЗПР 14 1889 481 503 585

Умственно отсталые 10 1355 477 525 645

 

Всем детям без исключения сказка была знакома. При этом дети с нормальным уровнем развития проявляли  живой интерес к ней, выражали желание дослушать ее до конца  после окончания опыта. Дети с  ЗПР были более пассивны, не проявляли  интереса. У детей с умственной отсталостью также не возникало  интереса к прослушиванию сказки, более того, одна испытуемая даже просила  выключить магнитофон. Показательно также распределение ошибочных  реакций и пропусков сигналов:

 

 

 

  Количество ошибочных реакций и пропусков сигналов в условиях:

  шума прослушивания музыки прослушивания сказки

Норма - - 2

ЗПР - - 6

Умственно отсталые - - 20

 

Л.И.Переслени отмечает, что  два умственно отсталых ученика  к концу эксперимента вообще перестали  реагировать на сенсорные сигналы. Таким образом, на фоне эмоционально окрашенных речевых воздействий  у детей с ЗПР замедляется  время реакции, снижается точность выполнения заданий по инструкции, увеличивается количество ошибочных  реакций. Полученные данные указывают  также на тенденцию снижения скорости и избирательности восприятия в  процессе деятельности.

 

Важным фактором, влияющим на успешность "прочтения" сигнала, является наличие ожидания, обеспечивающего  так называемую "преднастройку". Для нормально развивающихся  детей характерен высокий уровень  развития процесса вероятностного прогнозирования. "Подстораживание" более частого  сигнала приводит к тому, что время  реакции на него уменьшается. Почти  у 100% детей в норме реакция "подстораживания" сформировалась уже к середине первой серии эксперимента. Для детей  с ЗПР эта тенденция также  может быть характерна, но различия между временем реакции на частый и редкий сигналы не столь значимы. И все же в 70% случаев дети с  ЗПР сумели правильно оценить  экспериментальную ситуацию и сформировали реакцию "подстораживания". У детей  с умственной отсталостью различий времени реакции на частый и редкий сигналы почти нет. А реакция "подстораживания" наблюдалась только у 37% детей. Л.И.Переслени  делает следующий вывод -- дети с  ЗПР и УО тем меньше ожидают  появления другого сигнала, чем  больше одинаковых раздражителей подается подряд. Важной характеристикой восприятия Л.И.Переслени считает уровень  стабильности регистрируемых показателей: обнаружено, что и дети-олигофрены, и дети с ЗПР отличаются высокой  вариабельностью времени реакции  на сигналы, многократно предъявляемые  в опыте. Однако, если у детей с ЗПР эта вариабельность значительно уменьшается с возрастом, в старшем школьном возрасте приближаясь к значениям, присущим норме, то у детей с УО вариабельность времени реакции остается высокой и в старшем школьном возрасте. По мнению Л.И.Переслени, полученные данные подтверждают, что одной из причин замедления восприятия при аномалиях развития является нарушение избирательного внимания (Л.И.Переслени, 1984)

 

Ориентировочно-исследовательская  деятельность детей с ЗПР в  целом имеет более низкий, по сравнению  с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной  активности, длительное время прибегают  к практическим способам ориентировки в свойствах предметов. В отличие  от УО детей, дошкольники с ЗПР  не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому  ребенок может правильно выполнить  инструкцию, содержащую словесное обозначение  признака ("дай красный карандаш"), но самостоятельно назвать цвет показанного  карандаша затрудняется.

 

М.С.Певзнер исследовала  зрительные восприятия у детей с  нарушением темпа развития. Из 140 обследованных  только у 30 детей обнаружились отклонения в виде некоторой фрагментарности  и легких затруднений при восприятии перечеркнутых и врисованных  фигур. То же отмечалось и в отношении  пространственных синтезов. Лишь у 20 детей  из 140 обнаружились затруднения при  выполнении отдельных заданий на пространственный синтез.

Информация о работе Задержка психического развития