Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 21:23, курсовая работа
Ранний школьный возраст можно охарактеризовать как вершину детства. Ребенок еще по-детски наивен и легкомыслен, но в тоже время его встречают новые обстоятельства, фундаментально меняющие жизнь. Учение становится значимой деятельностью для него, расширяются интересы, появляется определенный статус в окружающем обществе, возрастает ответственность, появляюсь новые трудности. Современному ребенку приходится сталкивать со страхами, которых не встречал его сверстник прошлых лет.
Введение
Глава 1. Теоретические основы воздействия игротерапии на младшего школьника.
1.1. Игра как метод работы психолога.
1.2. Младший школьный возраст как объект психотерапевтического воздействия.
Выводы к главе 1.
Глава 2. Организация психологического исследования влияния игротерапии на психологическое здоровье младшего школьника.
2.1. Описание проведения исследования.
2.2. Анализ проведенного исследования.
Выводы к главе 2.
Заключение.
Список литературы.
«Мозартика» состоит из серии ментальных игр под названием «Образ мира». В серию вошли игры с ассоциативным воздействием - «Витраж», «Усадьба», «Город», «Острова в океане», «Пустыня», «Космос». Каждый игровой комплект расписан с использованием изобразительного искусства, и это является психологическим и психотерапевтическим позитивным воздействием.
«Мозартика» является системным подходом к разрешению социально - психологических проблем детей и взрослых, перенесших психоэмоциональные травмы через диагностику, реабилитацию, психокоррекции, психотерапию. В данной технологии одновременно содержится игровая терапия, арт - терапия, психоанализ. Методика может быть применима как для детей от 3 лет, так и для взрослых, как индивидуальным способом, так и групповым. Группой могут быть дети детского сада, школьники, коллеги единого коллектива, сотрудники из разных коллективов, члены семьи.» [4]
Помимо, многообразия способов игротерапии, она может применяться как в индивидуальной, так и в группой форме. Основание для групповой терапии может являться необходимость личности в активной социализации, в общении. Групповая игротерапия формируется для помощи личности в поиске собственного «Я», его осознании, повышении самооценки, развеивании внутренних страхов, понижении уровня тревожности и так далее.
Игровая терапия является формой взаимодействия ребенка со взрослым, правила и условия которого создает сам малыш. В этот момент он располагает свободой выражения эмоций и одобрением взрослыми его чувств.
Для многих психологов игра
становится способом раскрытия, диагностики,
коррекции психологического состояния
человека или совокупностью для
данных действий. Кто-то не может рассказать
о своих проблемах, кто-то не способен
их осознать, а кто-то не способен их
выразить вербально. Игра создает своеобразный
«мостик» взаимодействия клиента с
психологом, с помощью которого снижается
тревожность клиента и
Направления деятельности психолога с применением игры:
Игра является отражением реальности жизни ребенка, что может позволить продиагностировать микроклимат семьи. Если игра происходит при участии родителя, возможна диагностика межличностных отношений и психологического комфорта ребенка с данным взрослым.
В данной ситуации игра носит директивную форму проведения. Психолог устанавливает правила и ход развития игры, своеобразный спектакль, в котором предлагает клиенту решение его проблемы или непривычным для него способом, а так же последствия предложенных действий. Таким образом, можно сказать, что психолог обучает новым способам реагирования на привычную ситуацию, если она является психотравмирующей.
Анализируя работу А. Фрейд, указанную ранее, можно уточнить, что ребенок в игре получает способность выразить свои эмоции, переживания, высвобождаясь, таким способом от их «груза», что позволяет восстановить психологическое здоровье клиента и не дает перерасти в травму.
Таким образом, мы приходим к выводу, что игротерапия является одним из методов познания и помощи в решении психологических проблем личности, а так же способом передачи информации как для детей в новых формах поведения, так и для родителей в отношении к воспитанию и восприятию собственного ребенка.
1.2. Младший
школьный возраст как объект
психотерапевтического
Младший школьный возраст является новой ступенью жизни, которая ведет к выделению человека в личность. В это время ребенок испытывает изменения и преобразования себя и собственной жизни. Он начинает овладевать навыками учебной деятельности, испытывает новые потребности и интересы, старается соответствовать новым правилам взрослых, привыкает к новому коллективу в школе.
Школа для ребенка становится центральной точкой жизнедеятельности, так как он не только получает новые знания, но и учится словесно- логическому мышлению, самоконтролю, организованности, взаимодействию со сверстниками в рабочей обстановке.
Приходя в школу, ребенок
сталкивается требованиями к внимательности
и собранности. Он обязан переключать
внимание и удерживать его да на
тех предметах, которые не привлекательны,
не интересны для него. Теперь ему
нужно соответствовать
Теперь учитель играет
одну из значимых ролей в жизни
школьника. Довольно часто первых школьных
учителей называют «вторыми мамами». И
в этом нарекании есть своя правда.
Ведь нередко эмоциональное
«По наблюдениям В. А. Сухомлинского, ошибки в поведении учителей приводят к отклонениям в поведении учеников. У одних они приобретают «характер взвинченности, у других – это мания несправедливых обид и преследований, у третьих – озлобленность, у четвертых – напускная беззаботность, у пятых – безучастность, у шестых – страх перед наказанием, у седьмых – кривлянье и паясничание.»
Так же стоит отметить, что не каждый ученик стрессово реагирует в данных ситуациях. Некоторые дети довольно устойчивы к некорректному поведению учителя. Как правило, к таким можно отнести детей, которые чувствуют заботу родителей, и чувство защищенности не покидает их при отсутствии близких рядом. У них вырабатывается своеобразный «щит» надежности и заботы родителей.
Не всегда родители сами испытывают чувство уверенности, отправляя своих чад школу. Могут быть страхи проблем, с которыми сами родители столкнулись обучаясь или же ожидание высоких ожиданий от ребенка, которым у него не получается соответствовать. Такое психологическое напряжение не только может помешать восприятию учебного процесса, но подорвать психологическое здоровье школьника.
Российский психолог Венгер А. Л. выделил несколько форм неблагоприятных форм становления ранних школьников:
Высокие требования, которым
ребенок не может
Недостаток внимания значимых взрослых дети, как правило, компенсируют, за счет собственного воображения. В школьной жизни ребенку встречаются препятствия, с которыми он не хочет справляться и тогда он погружается в мир собственных фантазий.
Попытки привлечь внимание окружающих путем негативных, разрушительных поступков. Причиной может быть демонстративность, как акцентуация характера.
Дети с завышенной самооценкой стараются демонстрировать свои достижения, как правило вербально, не смотря не возможные отставания в развитии.
Данному типу развития у детей характерен высокий уровень развития логического мышления, но наблюдается отставание в развитии речи и трудности с образным мышлением.
Исходя из всего выше перечисленного, следует сделать вывод, что наиболее частыми запросами к психологу являются:
Младший школьный возраст
наполнен изменениями и
Задачей психолога является не только помощь ребенку в адаптации к школе, формировании стрессоустойчивости к трудностям обучения, но и помощь в разрешении внутренних конфликтов или же конфликтов с окружающими.
Вывод к главе 1.
Ранний школьный возраст
является границей между детством и
взрослостью, именно в этом возрасте
ребенка встречают новые
Не все препятствия ребенок способен осилить самостоятельно. Если со стороны педагога или родителей нет помощи, школьник может замкнуться в себе или выражать свои переживания в нарушенном поведении. Не все дети могут осознать свою проблему или не хотят говорить о собственных переживаниях.
Игра является помощником
в решении многих детских проблем,
в особенности для детей
Глава 2. Организация психологического исследования влияния игротерапии на психологическое здоровье младшего школьника.
Данное исследование проводилось на базе частных случаев, было задействовано три ученика разных школ второго класса начальной школы, разных городов Московской области.
Продолжительность исследования составляла три недели.
Первоначально был проведен констатирующий срез психологического здоровья детей, на диагностику уровня тревожности. Были задействованы такие методики как:
По результатам анализа
констатирующего этапа
Для завершения исследования был проведен контрольный срез диагностики уровня тревожности, с использованием:
Первоначально с детьми был проведен проективный рисуночный тест Дж. Бука «Дом, дерево, человек», который символизировал диагностический срез для постановки направления работы. Тестирование проводилось индивидуально с каждым ребенком, что позволило вести протоколы исследования. Данная процедура включала в себя 3 этапа: рисунок ребенка, его цветовое оформление и последующая беседа, по аспектам работы.
Путем обобщения мы пришли
к выводу, что у всех трех испытуемых
отмечается повышенная тревожность, что
задает нам примерный план работы.
Первоначально, следует подтвердить
предположения путем
После с детьми было проведено тестирование «Шкала проявления тревожности Тейлора «Manifest Anxiety Scale (MAS)» адаптация Т. А. Немчина». [Приложение 2]
Этот опросник создан на основе теста MMPI, он позволяет определить уровень личностной тревожности человека. В данном случае использовался опросник с адаптацией Немчиным Т. А..
Результаты проведения данной методики подтвердили первоначальное предположение.
Тест включает в себя 50 вопросов - утверждений, с которыми ребенок должен был согласиться или нет.
Методика проводилась индивидуально. Форма ответов была устная, исследователь самостоятельно заполнял бланк опросника, в то время как испытуемый отвечал на поставленные перед ним вопросы.
Завершающей на констатирующем этапе стала «Шкала явной тревожности для детей «The Children’s From Manifest Anxiety Scale (CMAS)» адаптация А. М. Прихожан» [Приложение 3]
Шкала разрабатывалась психологами Америки A. Castaneda, B. R. McCandless, D.S. Palermo в 1956 году. Методика включает 53 пункта, как характеризующие хронически тревожные реакции и характеризующие социальную одобряемость. Специфичность детского варианта в оценивании только положительных вариантов ответа.
В России данную методику адаптировал и опубликовал А. М. Прихожан. По социологическим данным шкала показывает клиническую валидность и продуктивность применения ее в широких кругах профессионалов.
Методика проводилась индивидуально. Форма ответов была устная, исследователь самостоятельно заполнял бланк опросника, в то время как испытуемый отвечал на поставленные перед ним вопросы.
Результаты проведения всех четырех, перечисленных ранее, методик подтвердили первоначальное предположение.
Последующим этапов стало внедрение игротерапии в процесс взаимодействия с детьми.
Игротерапия проводилась коллективно, т.е. участвовали все трое испытуемых. На нейтральной территории, без участия родителей, ввиду их занятости.
Занятие 1.
Цель: знакомство, вводное сплочение.
На первой тренинговой встрече с детьми проводилась игра на знакомство с участниками исследования.
В данной игре каждый ребенок должен был произнести: «Добрый день, я очень рад (рада) с вами познакомиться, меня зовут …….!» и назвать одно свое положительное качество, а потом передать плюшевую собачку собеседнику, чтобы предоставить возможность представиться другому оппоненту.
Последующим предложением испытуемым стала игра «Снеговички».
Дети становятся снеговиками: встают ровно, разводят руки в разные стороны и параллельно сильно надувают щеки на несколько секунд. После ведущий (исследователь) предупреждает, что пришла весна, и снеговики начали таять - дети постепенно расслабляются, садясь на корточки, и ложатся на пол.
Информация о работе Игра как метод психотерапии в работе с младшими школьниками