Игра как средство развития общения дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 16:36, реферат

Краткое описание

Развитие и жизнь человека невозможна без общения и взаимодействия с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми, а наиболее радостные и светлые чувства — любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связанностью с другими. В дошкольном возрасте без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы, нарушается социализация ребёнка, возникает задержка психического развития, а в будущем — различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми

Содержание

Введение ….………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков общения дошкольников со сверстниками…………………………………………6
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками.………………………………………………………………..6
Роль игры и основные принципы организации работы по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста.…………………………………….……………………………….11
Глава 2. Организация деятельности педагога по формированию навыков общения детей дошкольного возраста……………………17
2.1. Изучение уровня сформированности навыков общения детей дошкольного возраста……………………………………………….…..17
2.2. Определение комплекса игр для формирования навыков общения детей дошкольного возраста……………………………………………..22
2.3. Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей дошкольного возраста……………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………………35
Список литературы ………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 71.92 Кб (Скачать файл)

3. Дидактические игры тоже очень  важны для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающем мире, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано» и другие [20,c.8].

4. Настольно-печатные игры —  это игры малой подвижности, большую  направленность имеют на развитие  процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас  великое множество. Все они красочные  и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Домино» и др. [20, c.8].

5. Театрализованные игры – это  игры, помогающие ребенку больше  понять и прочувствовать литературное  произведение, развивающие речь  и творческие способности детей [20,c.8].

Существует еще много видов и классификаций игр. Игры с правилами и без них, игры-драматизации, игры-имитации, режиссерские игры, пальчиковые игры и т.д. Все они несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей.

Игры, в которых дети проявляют свои творческие способности, самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми наиболее важны для формирования навыков общения. Под влиянием такой игры детям становится свойственным согласованность действий, выбор темы, распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры [21,c.32]. Кроме того, положительные взаимоотношения в игре способствует улучшению реальных отношений. Однако существует и обратная связь — отношения при игре становятся лучше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся [4,c.19]. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка, программирования будущих ролевых взаимоотношений детей.

Способность к общению необходимо развивать с раннего возраста. Для этого ребёнок должен уметь вступать в контакт, уметь организовать общение, знать нормы и правила общения. Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эти качества ребенка и поможем ему их развить, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни [12,c.17].

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками — не интересен окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости, эмоциональной неустойчивости, агрессивности, конфликтности, застенчивости [17,c.5]. Педагоги должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость [9, с.45].

В большинстве существующих программ по воспитанию дошкольников главным методом формирования навыков общения является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать поступки героев, качества персонажей, начинают понимать, «что такое хорошо и что такое плохо» [3,c.12]. Другой формой нравственного воспитания является организация совместной деятельности дошкольников — игровой или продуктивной. Здесь дети строят общие дома, вместе рисуют картинки или разыгрывают сюжеты. Предполагается, что в такой совместной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатываются навыки общения [6,c.8]. Однако нередко такие совместные занятия детей кончаются ссорами, недовольствами сверстников. Все это способствует возникновению замкнутости, непонимания и обидам.

Наиболее распространенным методом формирования навыков общения дошкольников со сверстниками являются осознание эмоциональных состояний, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции [11,c.12]. Всё это концентрирует внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Предполагается что ребенок, уверенный в себе и хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его чувства, но эти предположения не оправдываются. Здесь и возникает необходимость в новых подходах к формированию навыков общения дошкольников со сверстниками. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике [21,c.42].

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот способ опирается на уверенность в том, что раннее развитие самосознания, положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и навыков общения со сверстниками и направлен на подкрепление положительной самооценки ребенка [18, c.5]. В результате он начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было показано выше, является источником большинства проблемных форм межличностных отношений. Такая фиксированность на себе и собственных качествах закрывает возможность увидеть другого [19,c.7]. В результате сверстник начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник. Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей нравственного воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия нравственного воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Любая оценка фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание угодить взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками [21,c.52].

Также необходимо отказываться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако они направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге — разобщенность в коллективе. Именно поэтому для формирования нравственного начала важно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности [19,c.23].

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера [29,c.22]. В связи с этим следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.

Еще одним поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные дразнилки, обзывалки и пр.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция и т.д.), то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы и т.д.). Поэтому работа воспитателя, направленная на развитие нравственных чувств, должна свести к минимуму речевое взаимодействие детей [18,c.13]. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и прочие.

Кроме того, работа, направленная на формирование навыков общения дошкольников со сверстниками, должна исключать какое-либо принуждение, которое может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости.

Таким образом, мы определили, что формирование навыков общения дошкольников со сверстниками на первых этапах должно базироваться на следующих принципах:

1. Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению может способствовать безоценочному взаимодействию.

2. Отказ от реальных предметов  и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие соревновательного  момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкуретность и ориентацию на оценку окружающих, мы исключили игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

Итак, игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка, и именно поэтому мы решили использовать её как средство для решения поставленной перед нами проблемы по формированию навыков общения дошкольников со сверстниками.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Изучение уровня сформированности навыков общения детей дошкольного возраста

В психологии существуют определенные методы позволяющие выявить особенности уровня общения детей со сверстниками. В своей работе по выбранной теме мы использовали следующие методы:

- социометрия;

- метод наблюдения;

- метод проблемных ситуаций.

Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие – менее. Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляются социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей [17,c.25]. Для выявления этих сведений мы использовали метод наблюдения.

Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Сюда можно отнести такую методику, как «Капитан корабля» [11,c.33]. Также для получения сведений о социологическом статусе ребёнка мы использовали метод проблемных ситуаций.

При использовании методики «Капитан корабля», во время индивидуальной беседы ребенку показывали рисунок корабля и задавали следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном  корабля, кого из группы ты  взял бы себе в помощники, когда  отправился бы в плавание?

2. Кого пригласили на корабль  в качестве гостей?

3. Кого ни за что бы не взяли с собой в плавание?

4. Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей затруднений. Они уверенно называют 2-3 имени сверстников. Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы) попадают в группу отверженных (или игнорируемых), ответы детей заносили в таблицу (таблица №1) , из которой видно, что сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его социометрический статус. Анализ и сопоставление данных полученных нами в результате проведения данных исследований дали возможность изучить особенности коммуникативных взаимодействий в группе, статусное место каждого члена группы. В результате полученных данных мы выделили 3 группы детей.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ….………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы формирования навыков общения дошкольников со сверстниками…………………………………………6

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками.………………………………………………………………..6

Роль игры и основные принципы организации работы по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста.…………………………………….……………………………….11

Глава 2. Организация деятельности педагога по формированию навыков общения детей дошкольного возраста……………………17

2.1. Изучение  уровня сформированности навыков общения детей дошкольного возраста……………………………………………….…..17

2.2. Определение  комплекса игр для формирования  навыков общения детей дошкольного  возраста……………………………………………..22

2.3. Роль  воспитателя в организации игровой  деятельности детей дошкольного  возраста……………………………………………………31

Заключение …………………………………………………………………35

Список литературы ………………………………………………………38

Приложения …………………………………………………………………41

ВВЕДЕНИЕ

Развитие и жизнь человека невозможна без общения и взаимодействия с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми, а наиболее радостные и светлые чувства — любовь, признание, понимание — рождаются близостью и связанностью с другими. В дошкольном возрасте без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы, нарушается социализация ребёнка, возникает задержка психического развития, а в будущем — различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми [23,с.56].

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет важную роль в развитии детей. Доказано, что если потребность ребенка-дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, то она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия [19, с.76].

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, где проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу; сделать все необходимое, чтобы из детей, собранных в группу, в более короткий срок, создать коллектив, который обеспечит многообразные формы общения, даст возможности для развития индивида, как личности [26, с.18]. Однако в детском саду больше внимания уделяется формированию определенных знаний, умений, навыков детей, и не достаточно оценивается роль детского коллектива. Воспитатели не ведут целенаправленной работы по формированию навыков взаимодействия с окружающими, недостаточно создаются условия для установления взаимоотношений в коллективе. Пытаясь устранить конфликт между детьми, воспитатель прибегает к замечаниям, к проведению бесед по этике, порицанию конфликтных ситуаций, нежели формированию умения общаться в совместной деятельности [1,c.81]. На наш взгляд педагоги недостаточно владеют различными методами и средствами формирования навыков общения дошкольников со сверстниками.

Информация о работе Игра как средство развития общения дошкольника