Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:55, дипломная работа
Цель исследования
1. Разработать программу игрового тренинга.
2. Доказать или опровергнуть перспективность развития межличност-ных отношений детей 5 – 6 лет методом игрового тренинга.
Задачи исследования
1. Выявить особенности взаимоотношений детей.
а) Определить социальный статус каждого ребенка в группе.
б) Выявить детей с трудностями в общении.
в) Определить уровень благополучия взаимоотношений детей в группе.
2. Определить возможную форму организации игрового тренинга в дошкольном учреждении.
3. Провести коррекцию способов межличностного взаимодействия в отношениях детей со сверстниками.
4. Сформулировать дальнейшую работу с детьми и разработать рекомендации педагогам.
Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений детей 5 – 6 лет
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования
Объект и предмет исследования. Цель и задачи исследования
Гипотеза, теоретико-методологическая основа исследования
Основные понятия
Проблемы межличностных отношений детей в психолого-педагогической литературе
Концепция психологии отношений партнерства у дошкольников
Теория психологии игры Д.Б. Эльконина
Проблемы понимания дошкольниками взаимодействия и взаимоотношения между сверстниками
Проблема общения и его совершенствование по средствам тренинга
Общение как межличностное взаимодействие
Теоретическое обоснование психологического тренинга
Группа сверстников как система
Процедура исследования
Описание диагностических методик исследования – I этап
Программа игрового тренинга
- Пояснительная записка
- Цель программы
- Средства и методы
- Ожидаемые результаты
- Структура игрового тренинга
- Тематический план тренинга
Описание диагностических методик исследования –II этап
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | ||
Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений детей 5 – 6 лет |
2 | |
ВВЕДЕНИЕ |
2 | |
§ 1. |
Актуальность проблемы исследования |
2 |
§ 2. |
Объект и предмет исследования. Цель и задачи исследования |
3 |
§ 3. |
Гипотеза, теоретико-методологическая основа исследования |
4 |
§ 4. |
Основные понятия |
4 |
Глава 1 |
Проблемы межличностных
отношений детей в психолого- |
6 |
1.1. |
Концепция психологии отношений партнерства у дошкольников |
6 |
1.2. |
Теория психологии игры Д.Б. Эльконина |
7 |
1.3. |
Проблемы понимания дошкольниками взаимодействия и взаимоотношения между сверстниками |
9 |
Глава 2 |
Проблема общения и его совершенствование по средствам тренинга |
11 |
2.1. |
Общение как межличностное |
11 |
2.2. |
Теоретическое обоснование психологического тренинга |
16 |
2.3. |
Группа сверстников как система |
18 |
Процедура исследования |
22 | |
3.1. |
Описание диагностических |
22 |
3. 2. |
Программа игрового тренинга |
29 |
- Пояснительная записка |
||
- Цель программы |
||
- Средства и методы |
||
- Ожидаемые результаты |
||
- Структура игрового тренинга |
||
- Тематический план тренинга |
||
3.3. |
Описание диагностических |
36 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
47 | |
ЛИТЕРАТУРА |
50 |
ВВЕДЕНИЕ
ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
Актуальность проблемы
Тема становления
По данным ряда психолого-педагогических исследований, у дошкольников наблюдается снижение уровня адекватности восприятия социума. Это выражается прежде всего в трудностях общения со сверстниками и взрослыми, повышенной тревожностью, пониженным эмоциональным фоном, нарушении самооценки. Разные формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе. Если у ребенка недостаточна сформирована способность к общению в детстве, то и в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека корректировать сложно. Проблемы, связанные с общением со сверстниками, переносятся у детей на уровень внутриличностных переживаний. Для их предотвращения необходимо в дошкольном возрасте обучать детей межличностному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Важно отметить, что каждый ребенок в группе занимает определенное положение, которое выражается в отношениях к нему со стороны сверстников. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми, внешними характеристиками др. Сверстники объединяются в игре, учитывая собственно-личностные отношения и симпатии. Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии с ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, чувствами людей. Актуальна в настоящее время проблема единственного ребенка в семье. Через общение со сверстниками можно предотвратить типичные нарушения личностного роста ребенка. Основное – расширение человеческих контактов. Учитывая значимость игры в дошкольном детстве, предлагается использовать собственную активность детей в процессе тренинга, направленного на формирование межличностных отношений детей.
Игровой тренинг ставит своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях дошкольников и их развитие.
Объект и предмет исследования. Цель и задачи исследования
Поиск эффективных средств развития межличностных отношений детей.
Группа детей 5 – 6 лет (старшая группа).
Особенности развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в процессе игрового тренинга.
1. Разработать программу
2. Доказать или опровергнуть
перспективность развития
а) Определить социальный статус каждого ребенка в группе.
б) Выявить детей с трудностями в общении.
в) Определить уровень благополучия
взаимоотношений детей в
Игровой тренинг является эффективным средствам развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования является:
- теория психологии игры Д.Б.
- концепция психологии
Основные понятия
1. Межличностные отношения – субъективно переживаемая связь между людьми (словарь).
2. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (словарь).
3. Статус социальный – положение субъекта в системе межличностных отношений, определенного его права, обязанности (словарь).
4. Произвольная психическая регуляция – способность человека управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствии свои чувства и мысли, желание и возможности, способность поддерживать гармонию душевной и физической жизни (Г.Бардчер).
5. Тренинг – активный метод обучения, средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения (Л.А.Петровская).
6. Взаимоотношения – это специфический вид отношений человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного или отсроченного ответного личностного отношения (Я.Л.Коломинский).
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Концепция психологии отношении партнерства у дошкольников
Совокупность отношений
Типы отношений ребенка с людьми:
а) отношения эмоционального общения;
б) отношения руководства –
в) отношения кооперации.
Характерной особенностью всех типов отношений является то, что они осуществляются в контексте общей деятельности. Вступая в эти отношения, ребенок либо получает, либо добровольно берет на себя некоторую задачу, заранее предопределяющую характер его поведения в данной ситуации.
Отношения, в ходе которых ребенок и окружающие его люди выполняют одинаковые или сходные программы не будучи связаны какими-либо внешними узами (инструкцией) называются отношениями партнерства.
1.2. Теория психологии игры Д.Б. Эльконина
Игра и психическое развитие
Линии развития игры
Признание сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности дошкольного возраста, то есть деятельности, определяющей формирование основных психологических новообразований, позицию ребенка по отношению к миру, формы и способы общения с взрослыми и сверстниками позволяют рассматривать игру как универсальное средство оптимизации психического развития в дошкольном возрасте, как деятельность, в контексте которой правомерно ставить и эффективно решать коррекционные задачи.
В игре есть 2 центра:
1. Взрослый и "идеальная форма" развития, представленная во всеобщей форме (имеется в виду роль взрослого).
2. Общение детей друг с другом, их реальная связь. Роль взрослого состоит в организации ориентировки детей в проблемных и конфликтных ситуациях, а функции отношению между сверстниками определяются необходимостью организации усвоения новых способов деятельности и поведения в психологически благоприятной атмосфере игровых коррекционных занятий.
Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры
1.3. Проблемы понимания дошкольниками взаимодействия
Информация о работе Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений детей 5 – 6 лет