Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений детей 5 – 6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 21:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования
1. Разработать программу игрового тренинга.
2. Доказать или опровергнуть перспективность развития межличност-ных отношений детей 5 – 6 лет методом игрового тренинга.
Задачи исследования
1. Выявить особенности взаимоотношений детей.
а) Определить социальный статус каждого ребенка в группе.
б) Выявить детей с трудностями в общении.
в) Определить уровень благополучия взаимоотношений детей в группе.
2. Определить возможную форму организации игрового тренинга в дошкольном учреждении.
3. Провести коррекцию способов межличностного взаимодействия в отношениях детей со сверстниками.
4. Сформулировать дальнейшую работу с детьми и разработать рекомендации педагогам.

Содержание

Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений детей 5 – 6 лет
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования
Объект и предмет исследования. Цель и задачи исследования
Гипотеза, теоретико-методологическая основа исследования
Основные понятия
Проблемы межличностных отношений детей в психолого-педагогической литературе
Концепция психологии отношений партнерства у дошкольников
Теория психологии игры Д.Б. Эльконина
Проблемы понимания дошкольниками взаимодействия и взаимоотношения между сверстниками
Проблема общения и его совершенствование по средствам тренинга
Общение как межличностное взаимодействие
Теоретическое обоснование психологического тренинга
Группа сверстников как система
Процедура исследования
Описание диагностических методик исследования – I этап
Программа игрового тренинга
- Пояснительная записка
- Цель программы
- Средства и методы
- Ожидаемые результаты
- Структура игрового тренинга
- Тематический план тренинга
Описание диагностических методик исследования –II этап
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 720.00 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

   

Стр.

 

Игровой тренинг  как средство развития межличностных отношений детей 5 – 6 лет

2

 

ВВЕДЕНИЕ

2

§ 1.

Актуальность проблемы исследования

2

§ 2.

Объект и предмет  исследования. Цель и задачи исследования

3

§ 3.

Гипотеза, теоретико-методологическая основа исследования

4

§ 4.

Основные понятия 

4

     

Глава 1

Проблемы межличностных  отношений детей в психолого-педагогической литературе

6

1.1.

Концепция психологии отношений партнерства  у дошкольников

6

1.2.

Теория психологии игры Д.Б. Эльконина

7

1.3.

Проблемы понимания дошкольниками взаимодействия и взаимоотношения между сверстниками

9

Глава 2

Проблема общения  и его совершенствование по средствам тренинга

11

2.1.

Общение как межличностное взаимодействие

11

2.2.

Теоретическое обоснование психологического тренинга

16

2.3.

Группа сверстников как система

18

 

Процедура исследования

22

3.1.

Описание диагностических методик  исследования – I этап

22

3. 2.

Программа игрового тренинга

29

 

- Пояснительная записка

 
 

- Цель программы

 
 

- Средства и методы

 
 

- Ожидаемые результаты

 
 

- Структура игрового тренинга

 
 

- Тематический план тренинга

 

3.3.

Описание диагностических методик  исследования –II этап

36

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

47

 

ЛИТЕРАТУРА

50


 

ВВЕДЕНИЕ

 

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ

 

Актуальность  проблемы

 

Тема становления межличностных  отношений чрезвычайно актуальна, так как множество негативных и деструктивных явлений среди  молодежи, наблюдаемых в последнее  время, имеют свои истоки в дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению реального положения взаимоотношений детей, с тем чтобы понять возрастные закономерности и психологическую природу возникающих деформаций.

По данным ряда психолого-педагогических исследований, у дошкольников наблюдается снижение уровня адекватности восприятия социума. Это выражается прежде всего в трудностях общения со сверстниками и взрослыми, повышенной тревожностью, пониженным эмоциональным фоном, нарушении самооценки. Разные формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе. Если у ребенка недостаточна сформирована способность к общению в детстве, то и в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека корректировать сложно. Проблемы, связанные с общением со сверстниками, переносятся у детей на уровень внутриличностных переживаний. Для их предотвращения необходимо в дошкольном возрасте обучать детей межличностному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Важно отметить, что каждый ребенок в группе занимает определенное положение, которое выражается в отношениях к нему со стороны сверстников. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми, внешними характеристиками др. Сверстники объединяются в игре, учитывая собственно-личностные отношения и симпатии. Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии с ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, чувствами людей. Актуальна в настоящее время проблема единственного ребенка в семье. Через общение со сверстниками можно предотвратить типичные нарушения личностного роста ребенка. Основное – расширение человеческих контактов. Учитывая значимость игры в дошкольном детстве, предлагается использовать собственную активность детей в процессе тренинга, направленного на формирование межличностных отношений детей.

Игровой тренинг ставит своей целью  устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях дошкольников и их развитие.

Объект и  предмет исследования. Цель и задачи исследования

Тема: Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений детей 5 – 6 лет.

Проблема

Поиск эффективных средств развития межличностных отношений детей.

Объект исследования

Группа детей 5 – 6 лет (старшая группа).

Предмет исследования

Особенности развития межличностных  отношений детей старшего дошкольного возраста в процессе игрового тренинга.

Цель исследования

1. Разработать программу игрового  тренинга.

2. Доказать или опровергнуть  перспективность развития межличностных отношений детей 5 – 6 лет методом игрового тренинга.

Задачи исследования

  1. Выявить особенности взаимоотношений детей.

а) Определить социальный статус каждого  ребенка в группе.

б) Выявить детей с трудностями  в общении.

в) Определить уровень благополучия взаимоотношений детей в группе.

  1. Определить возможную форму организации игрового тренинга в дошкольном учреждении.
  2. Провести коррекцию способов межличностного взаимодействия в отношениях детей со сверстниками.
  3. Сформулировать дальнейшую работу  с детьми и разработать рекомендации педагогам.

Гипотеза

Игровой тренинг является эффективным  средствам развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования является:

- теория психологии игры Д.Б.Эльконина;

- концепция психологии отношений  партнерства у дошкольников Е.В.Субботского.

Основные понятия

 

1. Межличностные отношения – субъективно переживаемая связь между людьми (словарь).

2. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (словарь).

3. Статус социальный – положение субъекта в системе межличностных отношений, определенного его права, обязанности (словарь).

4. Произвольная психическая регуляция – способность человека управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствии свои чувства и мысли, желание и возможности, способность поддерживать гармонию душевной и физической жизни (Г.Бардчер).

5. Тренинг – активный метод обучения, средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения (Л.А.Петровская).

6. Взаимоотношения – это специфический вид отношений человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного или отсроченного ответного личностного отношения (Я.Л.Коломинский).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ

В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

1.1. Концепция психологии отношении партнерства у дошкольников

 

Совокупность отношений ребенка  с людьми представляет собой определенную иерархическую структуру; роль и место конкретных отношений ребенка со сверстниками определяются функциями, которые выполняют сверстники в жизни и деятельности ребенка. Отношения, соответствующие ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, являются наиболее важными для его психического развития и занимают ведущее место в иерархической системе отношений. В дошкольном детстве на первое место выдвигается игровая деятельность, в ходе которой ребенок и окружающие его люди вступают в отношении сотрудничества.

Типы отношений ребенка с людьми:

а) отношения эмоционального общения;

б) отношения руководства – подражании;

в) отношения кооперации.

Характерной особенностью всех типов  отношений является то, что они осуществляются в контексте общей деятельности. Вступая в эти отношения, ребенок либо получает, либо добровольно берет на себя некоторую задачу, заранее предопределяющую характер его поведения в данной ситуации.

Отношения, в ходе которых ребенок и окружающие его люди выполняют одинаковые или сходные программы не будучи связаны какими-либо внешними узами (инструкцией) называются отношениями партнерства.

 

1.2. Теория психологии игры Д.Б. Эльконина

 

Игра и психическое  развитие

 

  1. Игра – источник развития и создания зоны ближайшего развития. За игрой стоят изменение потребностей и изменения сознания воли общего характера.
  2. В игре ребенок учиться действовать в познавательной, а не видимой ситуации, определяемой внутренними тенденциями и мотивами.
  3. Подчинение правилу игры – есть путь к максимальному удовольствию. Игра дает ребенку новую форму желания, то есть учит его желать, соотнося желание к фиктивному "Я". Значит, возможны высшие достижения ребенка.
  4. Игра – новообразование дошкольного возраста, которая собирает в себе самые глубинные течения развития.
  5. Защищающаяся ситуация в игре – прототип всякого познавательного процесса.
  6. Игра есть новый аспект в развитии речи: речь в ее аспекте, обращенном к развитию воли.
  7. Действие в игре приобретают смысл – осознаются.
  8. В игре ребенок апперирует значениями, оторванными от вещей, но неотрывными от реального действия с реальными предметами.

 

Линии развития игры

 

  1. От малолюдных группировок ко все более многолюдным.
  2. От неустойчивых группировок ко все более устойчивым.
  3. От бессюжетных игр к сюжетным.
  4. От отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни.

Признание сюжетно-ролевой игры как  ведущей деятельности дошкольного возраста, то есть деятельности, определяющей формирование основных психологических новообразований, позицию ребенка по отношению к миру, формы и способы общения с взрослыми и сверстниками позволяют рассматривать игру как универсальное средство оптимизации психического развития в дошкольном возрасте, как деятельность, в контексте которой правомерно ставить и эффективно решать коррекционные задачи.

В игре есть 2 центра:

1. Взрослый и "идеальная форма"  развития, представленная во всеобщей форме (имеется в виду роль взрослого).

2. Общение детей друг с другом, их реальная связь. Роль взрослого состоит в организации ориентировки детей в проблемных и конфликтных ситуациях, а функции отношению между сверстниками определяются необходимостью организации усвоения новых способов деятельности и поведения в психологически благоприятной атмосфере игровых коррекционных занятий.

Основные психологические  механизмы коррекционного воздействия  игры

 

  1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, исследовании их ребенком и ориентировка в этих отношениях.
  2. Изменение позиции ребенка в направлении преодолении познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного "Я" в игре и возникает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
  3. Формирование наряду с игровыми реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.
  4. Организация поэтапной отработки в игре новых более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интернаризации и усвоение.
  5. Организации ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение их осознании благодаря вербализации, и осознание смысла проблемной ситуации и формирование ее новых значений.

 

 

1.3. Проблемы понимания дошкольниками взаимодействия

Информация о работе Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений детей 5 – 6 лет