Изменение личности у больных с афазией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

Проблема афазии в настоящее время представляет большой интерес для многих исследователей не только в области логопедии, но и в психологии, психиатрии, невропатологии, лингвистике и других областях.. Он основан на значимости ее изучения для углубления представлений о законах работы мозга, о связи речи с мозгом, о ее психофизиологических основах, о взаимодействии речи и афазии с другими психофизиологическими процессами... В афазиологии проблеме изучения личности больного не уделяется достаточно внимания

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы изучения личности у больных с афазией. 4
1.1 Понятие об афазии……………………………………………………… 4
1.2 Особенности нарушения личности при афазии……………………… 10
1.3 Изменения личности и синдром афазии……………………………… 15
1.4 Специфика развития личности при речевых нарушениях…………... 23
Выводы по главе I…………………………………………………………. 26
Глава II. Теоретический анализ восстановления личности при афазии... 27
2.1 Методики восстановления личности при афазии……………………. 27
2.2 Методика С.А. Дорофеевой, модификация метода полярных профилей…………………………………………………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………. 41
Литература………………………………………………………………….. 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая афазия .docx

— 120.47 Кб (Скачать файл)

Сарно (1981) различает 7 типов реакции:

1) тревожность с нарушениями  внимания, бессонницей, психологическими  проявлениями, фобиями, навязчивостями  и неврастенией;

2) депрессия как острая  реакция, отражающая преморбидную  склонность к депрессии;

3) игнорирование, которое  может проявляться в форме  сверх эгоизма, недооценки выраженное  своих дефектов;

4) гнев вплоть до ярости  и агрессивного поведения;

5) утрата самоуважения, в  основном основанная на преморбидных  тенденциях;

6) чувства изоляции и  одиночества, часто связанные  с чувствами равнодушия, апатии, инертности, безнадежности и бесполезности всяческих попыток;

7) эмоциональный регресс,  проявляющийся в зависимости,  нечеткой оценке реальности, отчужденности.

Как мы видим, эта классификация  довольно неоднородная, объединяет в  каждую группу разнородные симптомы, нет четких критериев классификации, но на сегодняшний день, по нашему мнению, это единственная классификация личностных реакций больного с афазией.

При этом, как считает  Дж. Сарно (1981), реакции на афазию, очевидно, можно разделить на три основные категории: нормальная реакция индивида на событие, которое глубоко изменило его жизнь; невротическая реакция на событие, отражающая преморбидную структуру личности, менее способную к адаптации и/или подверженную выражению психологической депрессии в форме неправильных аффективных или психофизиологических проявлений, и психотическая реакция, указывающая на наличие соответствующего расстройства, спровоцированного стрессовой ситуацией.

Следует сказать, что выделение этих трех категорий носит довольно условный и нечеткий характер, так как не определены критерии нормальной и невротической реакции, границы между ними. Очевидно, недостатки классификации Дж.Сарно связаны с тем, что она основана на эмпирических и литературных, а не на экспериментальных данных.

Что касается динамики симптомов изменений личности, то большинство зарубежных афазиологов переносят свой пессимистический взгляд на возможность восстановления при афазии и в сферу личностных симптомов, считая их стойкими и практически непреодолимыми, так как по своей природе они не просто реактивные состояния, но связаны с физиологическими нарушениями мозговых механизмов, определяющих эмоциональные, когнитивные и перцептивные процессы.

Таким образом, в тех немногих работах, где затрагивается вопрос о механизмах наблюдаемых симптомов изменений личности при афазии, они трактуются исключительно с биологической или физиологической точки зрения. Так, К.Гольдштейн прямо писал, что катастрофическая реакция при афазии есть скорее биологическая, а не психологическая реакция. Дж.Сарно выдвигает предположение, что так как левое полушарие по данным современной нейрофизиологии играет тормозную роль для аффективных функций лимбической системы, то поражение именно левого полушария вызывает эмоциональную лабильность больных. Иначе говоря, нарушается не сама эмоциональная сфера, но контроль за ней.

Не отрицая влияния  указанных психофизиологических механизмов, для психологов ясно, что такое  сложное психологическое явление  как личность, нельзя сводить только к физиологическому субстрату, и  характер ее изменений при изменении социального статуса уже сформированной личности должен быть связан, прежде всего, с психологическими механизмами. Их выяснение - это задача, требующая еще своего разрешения, однако наша работа позволяет уже сейчас предположить, что в результате болезни возникают противоречия между операционально-техническими возможностями деятельности (и прежде всего речевыми средствами) и мотивами деятельности. Больной (в большей или меньшей степени) осознает эти противоречия, однако не способен самостоятельно продуктивно разрешить их в соответствии со своими общими целями жизни, ценностными ориентациями. В результате формируются механизмы психологической защиты, или как пишет Б.В. Зейгарник "средства прикрытия нарушенной деятельности общения"  в виде изменений личности и возникновения "страха речи".

Отметим далее что, несмотря на упоминание нарушений личности среди симптомов афазии (в частности, в работах М.С.Лебединского, 1941; Э.С.Бейн, 1964; В.В.Оппель, 1972; Л.С.Цветковой, 1979, 1985; J. Зато, -1981 и ряде других советских и зарубежных исследований), в афазиологической литературе практически нет экспериментальных исследований личности больных с афазией.

А между тем знание личностных особенностей заболевшего человека необходимо нейропсихологу или логопеду для уточнения синдрома и прогноза заболевания, выбора тактики терапевтических воздействий.

М.М.Кабанов (1976) считает даже, что предметом медицинской психологии должна являться, в первую очередь, психология личности больного человека. Исследование личности больного важно также для решения общепсихологических проблем, так как "при формировании аномалий личности действуют психологические механизмы, общие и для протекания нормальной психологической жизни..." (Зейгарник, Братусь).

Каким же психологическим  содержанием наполнена феноменология  нарушений личности при афазии? Однороден ли синдром этих нарушений, как они формируются и возможно ли их преодоление в ходе восстановительного обучения?

При попытках ответить на эти  вопросы встают, прежде всего, трудности  методического характера.

Во-первых, необходимо выбрать для исследования такие личностные характеристики, которые были бы значимы для структуры личности человека, системы его взаимоотношений с миром. Иначе говоря, при исследовании личности важно выяснить те психологические образования, которые возникают как прямой итог процессов, формирующих человеческую личность, и которые в свою очередь определяют то, как человек относится к явлениям окружающего мира, собственному статусу, функциями, ролям, характеру. Эти психологические образования личности или динамические смысловые системы могут претерпевать изменения как в процессе онтогенеза, так и у уже сформированной личности под влиянием изменения ее социального статуса, систем общественных и личностных взаимодействий (Асмолов, 4984). Одной из частых причин подобных изменений является тяжелое заболевание, приводящее к полной или частичной инвалидизации и потере трудоспособности, например, тяжелое заболевание головного мозга (инсульт, травма, опухоль и др.), сопровождающееся нарушениями речи.

Отсюда следует, во-вторых, что эти характеристики должны быть динамическими образованиями, тонко реагирующими на изменения жизненных условий, операционально-технических возможностей жизнедеятельности субъекта.

В-третьих, для исследования этих характеристик необходимо выбрать такие методики, которые были бы адекватны для работы с больными с речевыми нарушениями.

В-четвертых, нужно обеспечить систему контроля специфичности выявляемых изменений личности для популяции больных с афазией в отличие от других нозологических групп.

 

 

 

 

1.4 Специфика развития личности при речевых нарушениях.

Наибольшее количество психологических  исследований посвящено личности, страдающих афазией (Александр Григорьевич Асмолов, Лидия Ивановна Белякова, Татьяна Александровна Болдырева, Татьяна Вячеславовна Виноградова, Галина Анатольевна Волкова, Жанна Марковна Глозман, Федор Николаевич Досужков, Людмила Афанасьевна Зайцева, Блюма Вольфовна Зейгарник, Владимир Михайлович Коган, Вера Сергеевна Кочергина, Варвара Васильевна Оппель, Мария Юлиановна Орешкина, Карина Евгеньевна Панасенко, Александр Юрьевич Панасюк, Елена Николаевна Садовникова, Владимир Ильич Селиверстов, Иван Алексеевич Сикорский, Вениамин Михайлович Тарновский, Николай Петрович Тяпугин, Гузель Хафизовна Юсупова, Любовь Семеновна Цветкова, Антонина Андреевна Цыганок, Виктор Маркович Шкловский и другие).

Любовь Семеновна Цветкова выделила два типа изменений личности у лиц, страдающих афазией: устойчивый и динамический. При устойчивом типе личности, который входит в структуру афазии, обнаружено изменение иерархии мотивов поведения, эмоционально-волевой сферы и самооценки. Наблюдаются различия в характере и степени выраженности этих изменений при разных формах афазии. Так, изменения самооценки в большей степени выражены у больных с моторной (как эфферентной, так и афферентной) афазией, чем у больных с сенсорной и акустико-мнестической афазией, у которых сохраняются возможности плавной (хотя и искаженной) речи. Если у этих больных нарушены контроль и осознание собственной речи, то они меньше, чем больные с моторной афазией, ощущают и переживают дефицит вербальной коммуникации.

У больных с моторной афазией  было выявлено, что уровень притязаний на речевые задания значительно  ниже, чем на неречевые, а степень  расхождения зависит от степени выраженности речевых дефектов. Функциональный аспект изменений личности при афазии обусловлен специфической (неврозоподобной) реакцией больных на свои дефекты и на отношение окружающих к этим дефектам. В ходе индивидуальной и групповой реабилитации по мере восстановления общей и вербальной коммуникации больных обнаруживаются положительные сдвиги в эмоционально-волевой сфере, наблюдается существенное уменьшение степени расхождения в самооценке больных до и после заболевания, повышение уровня притязаний на речевые задания, снижение реактивности на успех и неуспех, повышение уверенности в своих силах и возможностях.

Что касается смысловых образований  личности больных с афазией, то здесь  имеется как позитивный эффект, так  и негативный. Позитивный заключается в том, что у больного изменяется вся иерархия его смыслообразующих мотивов, формируется стойкая мотивированность к целенаправленной деятельности по реабилитации нарушенных речевых функций, без чего невозможно восстановление высших психических функций и проведение восстановительного обучения. Негативный эффект связан с тем, что в результате болезни возникают противоречия между операционными возможностями деятельности (и прежде всего речевыми средствами) и мотивами деятельности. Больной осознает эти противоречия, однако не способен самостоятельно продуктивно разрешить их в соответствии со своими общими целями жизни, ценностными ориентациями. В результате формируются механизмы психологической защиты, отрицательная личностная компенсация в виде неврозоподобных изменений личности и возникновения "страха речи''.

Таким образом, можно выделить ряд условий изменения личности у больных с афазией:

1. Сама болезнь, ее специфика,  связанная с грубым нарушением  речи, практической невозможностью (или сниженной возможностью) вербального  общения, утратой трудоспособности.

2. Форма афазии. При разных  формах афазии различия обнаруживаются  в разном характере и степени  выраженности изменения личности. Так, по данным Ж. М. Глозман,  А. А. Цыганок и Л. С. Цветковой,  изменения самооценки и уровня притязаний на речевые задания, повышение уровня тревожности (Ж. М. Глозман, Н. Г. Калита) в большей степени были выражены у больных с моторными формами афазии, чем у больных с сенсорной и акустико-мнестической афазией.

3. Реакции на резкое  изменение личностного и социального  статуса больного и на отношение  окружающих к его заболеванию.  Измерение тревожности в острой стадии заболевания показывает прежде всего личностную реакцию больного на свое заболевание, но постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, болезнь приводит к структурным изменениям личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по I главе.

Таким образом, расстройства в личностной сфере лиц с нарушениями  речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации.

Центральным дефектом при  всех формах  афазии является нарушение ее коммуникативной функции. Под воздействием афазии всегда возникает изменение личности, личностной реакции на дефект, социального статуса, усложняя структуру дефекта при афазии. В целом, афазия является дефектом, приводящим не только к нарушению речи, но и к дезинтеграции всей психической сферы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Теоретический  анализ восстановления личности при  афазии 

2.1 Методики восстановления  личности при афазии

Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей эмоционально-волевой сферы и личностного развития при речевых нарушениях, можно назвать работы таких ученых, как В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева, О.С. Орлова, Л.Е. Гончарук, Г.А. Волкова, и некоторых других.

    В последние годы для реабилитации больных афазией все чаще применяются методы групповой психотерапии. Исследователи отмечают положительное развитие процесса межличностного общения пациентов в группе благодаря целому ряду специфических методов, направленных на взаимодействие больных, на преодоление их личностных трудностей в деятельности. Повышение групповой сплоченности, «плотности» взаимодействия, влияние групповой деятельности на повышение самооценки, снижение тревожности, формирование жизненных планов и целей, — все это свидетельствует о восстановлении личности больных, их аффективно-волевой сферы, а не о приспособлении их к упрощенной социальной среде.

       Все это указывает на важность и значимость изучения самооценки при исследовании личности больных с афазией. В настоящее время работ в этой области практически нет. Мы предположили, что нарушение речи, приводящее к дефектам общей и вербальной коммуникации больного, к изменению всей системы его связей с миром, вызывает существенные изменения самооценки больного. Иначе говоря, в результате заболевания изменяются представления больного о своей личности, эмоциональное отношение к себе и к окружающим. В таком случае восстановительное обучение, расширение коммуникативных возможностей больного должно, как нам кажется, повлиять на возникшее изменение самооценки, сближая ее с самооценкой до болезни. 
    Для проверки было проведено экспериментальное исследование динамики самооценки больных с афазией, в ходе которого мы пытались ответить на следующие вопросы: есть ли расхождения в оценках больными себя в настоящее время и до заболевания, и если да, то одинакова ли степень расхождения для различных качеств личности; зависит ли динамика самооценки от таких факторов, как возраст и пол больного, форма афазии и степень ее выраженности; как влияет на динамику самооценки восстановительное обучение, улучшение возможностей вербальной коммуникации при разных формах афазии. При исследовании самооценки авторы обращают внимание на сложность ее структуры, которая включает множество параметров, таких как представление испытуемого о себе, представление о своей социальной роли и отношение к окружающим, представление о своем физическом состоянии и здоровье, о своих целях, желаниях, планах на будущее и др. Наиболее распространенным методом исследования самооценки является метод полярных профилей T. Dembо, модифицированный С.Я. Рубинштейн . Испытуемый должен отметить свое место на отрезке прямой, конечные точки которой обозначают полярные выражения какого-либо качества личности. Измеряется расстояние от поставленной испытуемым отметки до полюсов. Обычно при исследовании самооценки этим методом предлагались такие шкалы, как «здоровье», «характер», «ум», «счастье». Некоторые исследователи в зависимости от характерологических и возрастных особенностей обследуемых групп испытуемых включали дополнительные шкалы, такие как «трудолюбие», «живость», «доброта», «упрямство» и др. 

Информация о работе Изменение личности у больных с афазией