Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа
Цель исследования — изучение характера взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к проблеме социально – психологической адаптации в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть специфику социально – психологической адаптации учащихся профтехучилищ и влияние индивидуально – типологических особенностей на социально – психологическую адаптацию;
3. Изучить взаимосвязь индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации;
Итак, анализируя вышесказанное, следует заключить, что социально – психологическая адаптация определяется как процесс вхождения личности в определенную группу общества, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между его членами.
Адаптация личности особенно
молодого человека в обществе постоянных
перемен затруднена, человек не успевает
за стремительным ходом событий.
Расширяется сфера
Ныне действующая система профессионального образования смогла в известной мере адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. В целом сохранена сеть учебных заведений, стабилизировался преподавательский состав, разрабатываются новые образовательные стандарты, создана база для дальнейшего развития.
Вместе с тем существующий
уровень социально-
Структура подготовки выпускников все еще не адекватна структуре потребностей в них рынка труда, качество подготовки во многих учебных заведениях этого уровня продолжает оставаться невысоким. В связи с переходом к рыночной экономике появилась необходимость в новых специальностях и профессиях, например, в сфере финансов, менеджмента, банковского дела и т.д., которую многие профессиональные учебные заведения не в состоянии удовлетворить на качественном уровне.
Кроме того, проблемы функционирования и развития системы начального и среднего профессионального образования в условиях социальной трансформации в 90-е годы не получали до последнего времени должного внимания со стороны государства.
В результате в ряде отраслей экономики образовалась значительная нехватка рабочих массовых профессий и специалистов среднего звена.
Особенности современного адаптационного процесса в России обусловлены не только глубокой трансформацией всего устройства общества, радикального изменения форм собственности, становления и развития рыночных отношений, определяющих качественные изменения в социально-экономическом поведении людей, но и в высокой степени нестабильностью самой среды, темпы изменения которой далеко не всегда учитывают адаптивные возможности населения.
Молодежь - особая группа населения. Ее отличает от старших поколений способность к более быстрой и менее болезненной адаптации к меняющимся внешним условиям деятельности, в том числе, к условиям труда; более высокое качество и более современный уровень знаний, динамичность, гибкость, способность к восприятию и продуцированию нового. Именно способность быстро приспособиться к изменяющимся обстоятельствам среды дает ей возможность не только лучше других категорий населения осваивать опыт предыдущих поколений, но и самой активно модернизировать общество. При этом она обновляет и обогащает его, тем самым объективно выступая одним из факторов общественного прогресса. Молодежь в процессе общественного воспроизводства является своего рода амортизатором разрешения противоречий при преодолении конфликта между устаревающими прошлыми и формирующимися новыми отношениями в труде.
Управление процессом
и сам процесс адаптации
В связи с этим представляется более корректным при анализе процессов подготовки молодежи к профессиональной деятельности, к рынку труда и рыночным отношениям использовать термин «социально-психологическая адаптация», который не только отражает процесс адаптации (приспособления) молодых людей к рынку труда, но и включает в себя хозяйствующий (экономический) аспект.
Социально-психологическая адаптация молодежи включает в себя формирование стремления к качественному труду, положительное отношение к изменениям на производстве, умение работать в коллективе, инициативность и ответственность, развитие предпринимательских способностей.
Социально-психологическая адаптация молодежи к рыночным отношениям, рынку труда выступает в качестве одного из основных факторов социального развития - процесса, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или ее отдельных компонентах - социальных отношениях, социальных институтах, социальной структуре и т.д.
Профессиональное образование
следует рассматривать в
Чем теснее и эффективнее взаимоотношение этих рынков, тем интенсивнее происходит процесс развития общества. В связи с этим проблема управления функционированием этих рынков, согласование происходящих в них процессов выступает в качестве приоритетной функции государства и местных органов власти.
В отличие от рынка
труда рынок образовательных
услуг инерционен. В прошедшее
десятилетие темпы развития рынка
образовательных услуг
Несбалансированность
рынка труда и рынка
Наряду с психофизическими свойствами, объективно повышающими уровень конкурентоспособности юношей и девушек на рынке труда, молодые люди не обладают сколько-нибудь значительным опытом профессиональной деятельности, опытом взаимоотношения с другими людьми в процессе производства. Нередко их притязания к условиям труда, включая и его оплату, не соответствующие их реальному вкладу в конечные результаты труда всего коллектива, приводят к конфликтным ситуациям. Все это существенно снижает их уровень конкурентоспособности на рынке труда.
На признаки падения спроса в экономике работодатели первым делом отвечают сокращением найма молодых работников. А поскольку уровень квалификации обычно повышается с опытом работы благодаря доступу к возможностям профессионального роста на рабочем месте, молодые люди зачастую оказываются на рынке труда в особенно невыгодном положении. Далеко не случайно, что молодежь сегодня составляет более трети всех безработных.
Эта особенность положения молодежи на рынке труда предопределяет важность собственно социальной функции в социально-экономической адаптации выпускников профессиональных учебных заведений к рынку труда. Реализация этой функции особенно необходима для учащихся и выпускников начального и среднего профессионального уровня образования, поскольку, как правило, они представляют в системе образования малообеспеченные семьи. По оценкам до 80% учащихся профтехучилищ относится к этому слою населения. Такая специфика, наряду с системными проблемами функционирования учреждений начального и среднего профессионального образования, приводит к тому, что выпускники этих учебных заведений больше, чем выпускники вузов, подвержены риску, остаться без работы, чаще встречают трудности при вступлении в трудовую жизнь. С каждым годом значительная часть из них вынуждена проходить переподготовку и, не успев приступить к работе, менять профессию.
В связи с этим социально-психологическая
адаптация выпускников
Система объективных показателей, отражающая степень социально-психологической адаптированности выпускников профессиональной школы к рынку труда, включает в себя как объективные, так и субъективные факторы. К объективным факторам относятся уровень овладения профессией, специальностью, размер заработной платы, трудовой статус. В качестве субъективных факторов - удовлетворенность трудом, его содержанием, условиями и т.д. Обобщающим показателем социально-психологической адаптации выпускников профессиональных учебных заведений к рынку труда является их конкурентоспособность.
Структурные изменения в системах начального и среднего профессионального образования, также как и структурные изменения, в экономике, осуществлялись в нашей стране достаточно редко. В определенной мере эти уровни профессионального образования, в особенности начального профессионального образования, выполняли функцию социальной защиты подрастающего поколения малообеспеченных и бедных семей. В настоящее время в связи с глубокими экономическими преобразованиями, возникновением различных форм собственности, решительным поворотом к рыночной экономике, занятость в крупном промышленном производстве сокращается, растет количество рабочих мест в сфере услуг, на малых и средних предприятиях, находящихся в частной собственности. Новые работодатели ищут рабочую силу, соответствующую их непосредственным потребностям. Системы профессионального обучения столкнулись с огромными трудностями процесса адаптации к новым требованиям экономики.
Наиболее принципиальные изменения произошли в трудоустройстве выпускников профессиональных учебных заведений, выступавшего ранее в виде планового межреспубликанского, межведомственного и персонального распределения молодых специалистов, которое гарантировало каждому выпускнику определенное рабочее место.
Возникновение и становление рынка труда, спад производства существенно сузили возможности трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений, особенно начального и среднего профессионального образования. На современном этапе развития рынка труда выявился ряд новых тенденций.
Основной контингент учащихся профтехучилищ составляют выпускники общеобразовательных школ. Если в начале 90-х школьники составляли половину всех принятых на дневное отделение системы начального профессионального образования, то за последние несколько лет число поступающих сюда выпускников общеобразовательных школ возросло до 72%.
Учреждения начального профессионального образования осуществляют подготовку работников квалифицированного труда (квалифицированных рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования. По ряду профессий базой для НПО служит и полное общее образование.