Изучение взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение характера взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к проблеме социально – психологической адаптации в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть специфику социально – психологической адаптации учащихся профтехучилищ и влияние индивидуально – типологических особенностей на социально – психологическую адаптацию;
3. Изучить взаимосвязь индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации;

Вложенные файлы: 1 файл

Последний вариант диплома.doc

— 546.00 Кб (Скачать файл)

Итак, анализируя вышесказанное, следует заключить, что социально – психологическая адаптация определяется как процесс вхождения личности в определенную группу общества, усвоение ею сложившихся норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между его членами.

 

 

 

    1. Специфика социально - психологической адаптации учащихся профтехучилищ.

 

 

Адаптация личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться  на отдельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности. Процесс социализации реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействие каких-то факторов. В связи с утратой старых социальных институтов необходима выработка новых технологий социализации, внедрение которых способствовало бы, во-первых, удовлетворению потребностей личности, группы, общества в целом; во-вторых, обучению человека осмысленно «обрабатывать» механизм реализации своего поведения, адекватного общим социальным условиям или конкретной социальной ситуации, в которой человек находится. Представляется, что наиболее эффективно применение этих технологий к такому институту социализации как профтехучилище.

Ныне действующая система  профессионального образования  смогла в известной мере адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. В целом сохранена сеть учебных заведений, стабилизировался преподавательский состав, разрабатываются новые образовательные стандарты, создана база для дальнейшего развития.

Вместе с тем существующий уровень социально-психологической  адаптации к рынку труда выпускников  профессиональных учебных заведений, прежде всего, начального и среднего образования, не в должной степени отвечает его потребностям. Система подготовки работников на производстве оказалась практически разрушенной.

Структура подготовки выпускников  все еще не адекватна структуре потребностей в них рынка труда, качество подготовки во многих учебных заведениях этого уровня продолжает оставаться невысоким. В связи с переходом к рыночной экономике появилась необходимость в новых специальностях и профессиях, например, в сфере финансов, менеджмента, банковского дела и т.д., которую многие профессиональные учебные заведения не в состоянии удовлетворить на качественном уровне.

Кроме того, проблемы функционирования и развития системы начального и  среднего профессионального образования в условиях социальной трансформации в 90-е годы не получали до последнего времени должного внимания со стороны государства.

В результате в ряде отраслей экономики образовалась значительная нехватка рабочих массовых профессий  и специалистов среднего звена.

Особенности современного адаптационного процесса в России обусловлены  не только глубокой трансформацией всего  устройства общества, радикального изменения  форм собственности, становления и  развития рыночных отношений, определяющих качественные изменения в социально-экономическом поведении людей, но и в высокой степени нестабильностью самой среды, темпы изменения которой далеко не всегда учитывают адаптивные возможности населения.

Молодежь - особая группа населения. Ее отличает от старших поколений  способность к более быстрой и менее болезненной адаптации к меняющимся внешним условиям деятельности, в том числе, к условиям труда; более высокое качество и более современный уровень знаний, динамичность, гибкость, способность к восприятию и продуцированию нового. Именно способность быстро приспособиться к изменяющимся обстоятельствам среды дает ей возможность не только лучше других категорий населения осваивать опыт предыдущих поколений, но и самой активно модернизировать общество. При этом она обновляет и обогащает его, тем самым объективно выступая одним из факторов общественного прогресса. Молодежь в процессе общественного воспроизводства является своего рода амортизатором разрешения противоречий при преодолении конфликта между устаревающими прошлыми и формирующимися новыми отношениями в труде.

Управление процессом  и сам процесс адаптации подростков, юношей и девушек к окружающей действительности в значительной, если не в определяющей степени, принадлежит  системе образования. В рыночных отношениях профессиональные учебные заведения должны не просто подготовить своих выпускников к взрослой жизни, но дать им определенный объем знаний и умений, которые повысили бы их конкурентоспособность на рынке труда, содействовали их занятости в народном хозяйстве, способствовали развитию предпринимательских черт характера.

В связи с этим представляется более корректным при анализе  процессов подготовки молодежи к  профессиональной деятельности, к рынку  труда и рыночным отношениям использовать термин «социально-психологическая адаптация», который не только отражает процесс адаптации (приспособления) молодых людей к рынку труда, но и включает в себя хозяйствующий (экономический) аспект.

Социально-психологическая  адаптация молодежи включает в себя формирование стремления к качественному труду, положительное отношение к изменениям на производстве, умение работать в коллективе, инициативность и ответственность, развитие предпринимательских способностей.

Социально-психологическая  адаптация молодежи к рыночным отношениям, рынку труда выступает в качестве одного из основных факторов социального развития - процесса, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или ее отдельных компонентах - социальных отношениях, социальных институтах, социальной структуре и т.д.

Профессиональное образование  следует рассматривать в современных  условиях не только как социальный институт. Этот рынок тесно связан с рынком труда, особенно с его  сегментом - рынком труда молодежи.

Чем теснее и эффективнее взаимоотношение этих рынков, тем интенсивнее происходит процесс развития общества. В связи с этим проблема управления функционированием этих рынков, согласование происходящих в них процессов выступает в качестве приоритетной функции государства и местных органов власти.

В отличие от рынка  труда рынок образовательных  услуг инерционен. В прошедшее  десятилетие темпы развития рынка  образовательных услуг существенно  отставали от темпов развития рынка  труда, в том числе и в силу отсутствия должного внимания к нему со стороны государства и органов управления в целом. В результате структура подготовки выпускников в профессиональных учебных заведениях оказалась не вполне соответствующей структуре потребностей рынка труда, качество специалистов в ряде отраслей экономики продолжает оставаться невысоким. Особенно отстают в своем развитии учебные заведения начального и среднего профессионального образования.

Несбалансированность  рынка труда и рынка образовательных  услуг осложняет решение проблемы социально-экономической адаптации выпускников профессиональных учебных заведений к рынку труда. Безработица в самом начале трудовой жизни превращается в серьезную проблему для молодежи и ставит ряд барьеров в ее адаптации на рынке труда. Незанятость уменьшает семейный бюджет и одновременно блокирует необходимое развитие навыков, которое приходит с трудовым опытом. Раннее развитие навыков на рабочем месте является решающей предпосылкой последующего роста заработка, а отсутствие работы в начале трудовой жизни значительно увеличивает вероятность оставаться безработным и означает малые заработки в будущем. Другие серьезные последствия молодежной безработицы возникают из-за того, что отсутствие работы связано с различными социальными проблемами. Безработица тормозит переход от юности к «взрослости», что зачастую мешает начать собственное дело и создать семью. Существует связь между молодежной безработицей и преступностью, пристрастием к наркотикам. Высокий уровень молодежной безработицы приводит к отчуждению, социальным волнениям и конфликтам.

Наряду с психофизическими свойствами, объективно повышающими  уровень конкурентоспособности  юношей и девушек на рынке труда, молодые люди не обладают сколько-нибудь значительным опытом профессиональной деятельности, опытом взаимоотношения с другими людьми в процессе производства. Нередко их притязания к условиям труда, включая и его оплату, не соответствующие их реальному вкладу в конечные результаты труда всего коллектива, приводят к конфликтным ситуациям. Все это существенно снижает их уровень конкурентоспособности на рынке труда.

На признаки падения  спроса в экономике работодатели первым делом отвечают сокращением  найма молодых работников. А поскольку  уровень квалификации обычно повышается с опытом работы благодаря доступу  к возможностям профессионального роста на рабочем месте, молодые люди зачастую оказываются на рынке труда в особенно невыгодном положении. Далеко не случайно, что молодежь сегодня составляет более трети всех безработных.

Эта особенность положения  молодежи на рынке труда предопределяет важность собственно социальной функции в социально-экономической адаптации выпускников профессиональных учебных заведений к рынку труда. Реализация этой функции особенно необходима для учащихся и выпускников начального и среднего профессионального уровня образования, поскольку, как правило, они представляют в системе образования малообеспеченные семьи. По оценкам до 80% учащихся профтехучилищ относится к этому слою населения. Такая специфика, наряду с системными проблемами функционирования учреждений начального и среднего профессионального образования, приводит к тому, что выпускники этих учебных заведений больше, чем выпускники вузов, подвержены риску, остаться без работы, чаще встречают трудности при вступлении в трудовую жизнь. С каждым годом значительная часть из них вынуждена проходить переподготовку и, не успев приступить к работе, менять профессию.

В связи с этим социально-психологическая  адаптация выпускников начальных  и средних профессиональных учебных  заведений включает в себя не только узкопрофессиональную подготовку молодежи к рынку труда, но и обеспечение социализации в рыночной среде через формирование новых ценностей, освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений; противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенное в молодежной среде; обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей; поддержку вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество.

Система объективных показателей, отражающая степень социально-психологической адаптированности выпускников профессиональной школы к рынку труда, включает в себя как объективные, так и субъективные факторы. К объективным факторам относятся уровень овладения профессией, специальностью, размер заработной платы, трудовой статус. В качестве субъективных факторов - удовлетворенность трудом, его содержанием, условиями и т.д. Обобщающим показателем социально-психологической адаптации выпускников профессиональных учебных заведений к рынку труда является их конкурентоспособность.

Структурные изменения  в системах начального и среднего профессионального образования, также  как и структурные изменения, в экономике, осуществлялись в нашей  стране достаточно редко. В определенной мере эти уровни профессионального образования, в особенности начального профессионального образования, выполняли функцию социальной защиты подрастающего поколения малообеспеченных и бедных семей. В настоящее время в связи с глубокими экономическими преобразованиями, возникновением различных форм собственности, решительным поворотом к рыночной экономике, занятость в крупном промышленном производстве сокращается, растет количество рабочих мест в сфере услуг, на малых и средних предприятиях, находящихся в частной собственности. Новые работодатели ищут рабочую силу, соответствующую их непосредственным потребностям. Системы профессионального обучения столкнулись с огромными трудностями процесса адаптации к новым требованиям экономики.

Наиболее принципиальные изменения произошли в трудоустройстве выпускников профессиональных учебных заведений, выступавшего ранее в виде планового межреспубликанского, межведомственного и персонального распределения молодых специалистов, которое гарантировало каждому выпускнику определенное рабочее место.

Возникновение и становление  рынка труда, спад производства существенно  сузили возможности трудоустройства  выпускников профессиональных учебных  заведений, особенно начального и среднего профессионального образования. На современном этапе развития рынка труда выявился ряд новых тенденций.

Основной контингент учащихся профтехучилищ составляют выпускники общеобразовательных школ. Если в начале 90-х школьники составляли половину всех принятых на дневное  отделение системы начального профессионального образования, то за последние несколько лет число поступающих сюда выпускников общеобразовательных школ возросло до 72%.

Учреждения начального профессионального образования  осуществляют подготовку работников квалифицированного труда (квалифицированных рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования. По ряду профессий базой для НПО служит и полное общее образование.

Информация о работе Изучение взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации