Изучение взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение характера взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к проблеме социально – психологической адаптации в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть специфику социально – психологической адаптации учащихся профтехучилищ и влияние индивидуально – типологических особенностей на социально – психологическую адаптацию;
3. Изучить взаимосвязь индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации;

Вложенные файлы: 1 файл

Последний вариант диплома.doc

— 546.00 Кб (Скачать файл)

Специфика среднего профессионального  образования состоит в том, что  оно обладает качественной определенностью и отличается достаточным общекультурным и профессиональным содержанием, необходимым для выполнения определенного круга профессиональных задач, имеющих выраженную практическую направленность и специализированный характер.

Определенную роль в  получении профессионального образования  различного уровня приобрел материальный фактор. Низкий уровень жизни значительной части населения «выталкивает»  детей из полной средней школы, заставляя  искать работу после 9-го класса.

Если в 1990 году на десять поступивших непосредственно на работу выпускников неполной средней школы приходилось 106 поступивших в учебные заведения начального профессионального образования, то в 1999 году только 18 человек, что свидетельствует о весьма глубоком изменении отношения у школьников и их родителей к системе профессионально-технического образования не в лучшую сторону. В несколько смягченном виде это можно отнести и к изменению отношения выпускников неполной средней школы к среднему профессиональному образованию.

Качественные изменения  за годы трансформации в отношении  к системе начального профессионального  образования произошли у той  части выпускников полной средней  школы, которая не ориентировалась  на высшие или средние профессиональные учебные заведения. Если в 1990 году на 10 поступивших непосредственно на работу выпускников с полным средним образованием приходилось около 4 поступавших в начальные профессиональные учебные заведения, то в 1999 году - около 30. Все это дает определенные основания полагать, что система начального профессионального образования в известной мере снизила свою функцию социальной защиты подростков, но усилила уровень профессиональной подготовки выпускников, имеющих полное среднее образование.

Перемены на рынке  труда и рост безработицы повысили требования к образованию работников. Работники низкой квалификации или узкой специализации имеют меньше шансов найти рабочие места. С трудностями в поиске рабочего места чаще сталкивается молодежь. Поэтому приобретение первичных профессиональных и трудовых навыков, повышение квалификации, обучение новым профессиям рассматриваются как приоритетные задачи содействия занятости населения и, прежде всего, молодежи.

Социально-психологическая  адаптация выпускников начального и среднего профессионального образования существенно сдерживается отсутствием специальной службы прогнозирования на ближайшую и более отдаленную перспективы потребностей экономики в квалифицированных рабочих и специалистах, несмотря на то, что в стране имеется достаточное количество научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами стратегии экономического развития.

На качество учащихся профтехучилищ оказывает негативное влияние устаревшая материальная база образования, а также недостаточное  количество высококвалифицированных преподавателей по новейшим технологиям, рыночным отношениям, юриспруденции, основам предпринимательства и т.д.

Существенно на состояние  среднего и особенно начального профессионального  образования влияет территориальное  расположение учебных заведений. Если, как правило, высшие учебные заведения находятся в областных, краевых и республиканских центрах, то значительное количество профтехучилищ и техникумов расположены в относительно небольших центрах, поселках городского типа и селах, а также в монопромышленных городах.

Практика свидетельствует, что прием в заведения начального профессионального образования  по одним и тем же профессиям внутри одной области, края или республики зависит и от их транспортной доступности, наличия общежития и т.д. Все  это создает дополнительные трудности для принятия управленческих решений по повышению эффективности деятельности профессиональных учебных заведений, требует постоянного учета как экономических, так и социальных интересов конкретного района, где расположены профтехучилища и техникумы.

Важным фактором, влияющим на функционирование и развитие профессионального  образования, выступает демографическая  ситуация.

Изменение возрастной структуры  населения за последние десять лет  показывает, что численность молодежи, формирующей контингент учащихся профессиональных учебных заведений, сохраняет еще тенденцию к увеличению, как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Этот рост численности  молодежи обусловлен высоким уровнем  рождаемости в 80-е годы и имеет  временный характер. В связи с резким падением рождаемости в 90-е годы прошлого века система профессионального образования уже через два года «столкнется» с долгосрочной тенденцией сокращения выпускников образовательной школы. Сложившаяся демографическая ситуация требует существенного повышения качества социально-экономической адаптации выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений к рынку труда, так как получающие образование в настоящее время выпускники будут составлять значительную долю работающих на протяжении ближайших десятилетий.

Анализ тенденций развития начального и среднего профессионального  образования в годы трансформации  показал, что проблемы и трудности  этих уровней образования носят  системный характер, обусловленный, прежде всего, социально-экономическими причинами. В то же время многие процессы и явления, происходящие в сфере профессионального образования имеют позитивный характер.

Возникновение рынка  труда, появление конкуренции среди  рабочей силы, наметившаяся в последние  годы ориентация работодателей на профессионализм и опытность работника, хотя самым существенным образом и осложнили положение выпускников профессиональной школы на рынке труда, но вместе с тем усилили стремление молодежи к получению профессионального образования.

 

 

    1. Влияние индивидуально-типологических особенностей личности на социально-психологическую адаптацию

 

 

Еще в 30-е годы С.Л.Рубинштейн, вопреки распространенным в отечественной  психологии тенденциям к нивелировке  индивидных свойств, не сбрасывал со счетов значимость врожденных особенностей в формировании личности. Позже Б.Д.Ананьев рассматривал личность как понятие целостное, отмечая, что взаимодействие биологического и социального начала в формировании личности проявляется не только в первые дни и годы существования человека, но продолжается всю его жизнь. Эти идеи нашли свое развитие и в работах В.Н.Мясищева, который характеризует личность человека как систему социальных отношений, подчеркивая при этом, необходимость учитывать ведущие индивидуально-типологические особенности и сопряженный с ними социально-психологический и когнитивный индивидуальный стиль, биологические и конституционально-индивидные свойства.

Традиционно считается, что основной составляющей и механизмом процесса социализации является адаптация, под влиянием которой человек обретает черты социальности, становится полноправным членом общества. Нельзя стать существом социальным, не имея для этого внутренних предпосылок, под влиянием одних только внешних условий. Да и степень социальности взрослого далека от полного стопроцентного слияния с социумом, иначе не существовало бы проблем дезадаптации, проблем корректировки асоциальных форм поведения, человек не переживал бы свою инородность в мире себе подобных, не мучился бы от того, что его не понимают другие. Социальная адаптация не всегда полезна, а сохранение своей индивидуальности, действия в угоду собственному «Я» не всегда возможны и посильны индивиду. Так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе «человек–среда» уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

Теория ведущих тенденций  и лежащая в ее основе типология  индивидуально-личностных свойств, разработанная  Л.Н. Собчик (2003), упорядочивает классификации типов личности многих психологических школ, не вступая в противоречия с ними.

Согласно этой теории, личность рассматривается как единство биологического, психологического и  социального факторов.

По данной типологии, реакции людей на внешние воздействия делятся таким образом:

1. Реакция, силы которой  направлены вовне (наступательность, активное отстаивание своей позиции,  противодействие, обвинение во  всем окружающих, наиболее резкий  способ реагирования – агрессия  в отношении других).

2. Реакция, преимущественно направленная на себя, внутрь личности (отступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склонность к самообвинению, наиболее резкая форма реагирования – суицид, аутоагрессия).

Далее типология конституционально  заданных свойств в соответствии с ведущими тенденциями в психологических особенностях может быть представлена следующими противоположными признаками: интроверсия–экстраверсия, тревожность-агрессивность, ригидность–лабильность, сензитивность–спонтанность.

С позиций теории ведущих тенденций устойчивые конституционально обусловленные свойства пронизывают все уровни личности и определяют индивидуальный стиль мотивации, познавательной деятельности, межличностного общения и эмоциональных проявлений и особенностей адаптации. В связи с этим ведущие индивидуально-личностные тенденции представляют собой судьбореализующую основу при выборе индивидом пути самореализации и предпочитаемых ценностей.

«Ведущая тенденция» - это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и преддиспозицию  к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средовых воздействий и стать продолжением данного свойства. В зависимости от того, одна или несколько тенденций в структуре личности являются наиболее выраженными (ведущими), перед нами или однозначный (однокорневой), или многозначный, мозаичный личностный паттерн или акцентуированный характер. Каждая тенденция (всего их восемь) включает в себя тот индивидуальный стиль, который проявляется в основных подструктурах личности: эмоциональные особенности, мотивационная сфера, когнитивный стиль и коммуникативные свойства.

Тревожность - это такое  психофизиологическое свойство, которое  сродни локатору и всегда носит предупреждающий  характер, сигнализируя об опасности. Под опасностью следует подразумевать и реальную опасность жизни, и изменения в окружающей среде или во внутренней организации человека, а также иные явления, нарушающие привычный стереотип. Это состояние страха перед опасностью или чувство неопределенности требует предостерегающих или охранительных действий, которые выливаются в блокировку активности, в ограничительное поведение или бегство от опасности, то есть в формы поведения, имеющие аналог в животном мире в виде мимикрии, замирания, мнимой смерти. Дезадаптивные формы проявления тревожности - реакции избыточной тревоги, паника. В основе повышенной тревожности лежит слабость «Я», проявляющаяся в противоборстве с давящими на человека влиянием среды, жизненными обстоятельствами, морали социума. Чем ближе личность к уравновешенной норме, тем умереннее это свойство, играющее в данном случае роль регулятора нормального баланса между человеком и окружением. Если говорить о влиянии тревожности на уровень социально-психологической адаптации, то следует отметить, что при определенных условиях следует говорить о ситуативной тревожности, вызванной теми или иными изменениями окружающих факторов. В этом случае высокий уровень тревожности может приводить к высокому желанию доминировать, что значительно снижает показатель адаптированности. При этом тревожность уравновешена столь же умеренно выраженной агрессивностью, отражающей противоположный полюс эмоционального паттерна.

Агрессивность как индивидуально-личностное свойство корнями уходит в полярный тревожности тип реагирования и проявляется характеристиками сильного «Я», противопоставляющего влиянию среды, ее морали и превратностям судьбы собственные установки и наступательность. Если это качество выражено избыточно и не уравновешено сколь-нибудь выраженной тревожностью, предостерегающей от опрометчивых действий, то активность такого человека проявляется явной агрессией. Чем выше агрессия, тем выше показатель неприятия других, что может послужить причиной дезадаптации.

Сензитивность тесно  связана с повышенной и тонко дифференцированной чувствительностью человека в отношении различных нюансов средового воздействия, с реакцией на эмоциональную теплоту или холодность психологического микроклимата - как стрелка барометра, реагирующая на изменение давления атмосферы. Эта индивидуально-типологическая характеристика формирует зависимый паттерн характера и включена в структуру слабого типа реагирования, для которого свойственна выраженная зависимость от зоны аффилиации, что чаще всего приводит к высокой ведомости данной личности. Ведомость, как показатель социально-психологической адаптации, при высоких значениях значительно снижает успешность адаптации.

Напротив, спонтанность - это свойство, проявляющееся высокой  поисковой активностью, напористостью  и завоевательностью самопредъявления сильного «Я». При избыточности этого свойства и отсутствия баланса со стороны противоположных свойств - тревожности и сензитивности спонтанность реализуется в виде повышенной импульсивности и может привести к антисоциальным действия. Таким образом, факторы тревожности и сензитивности отражают степень выраженности интериоризированного социального контроля. В то же время их избыточность, отсутствие сбалансированности со стороны сколь-нибудь выраженных спонтанности и агрессивности, проявляется нивелировкой «Я», задавленного требованиями социума, что ведет к дезадаптации.

Интроверсия представляет собой типологическое свойство, проявляющееся  внешней пассивностью при высокой  интрапсихической активности и отражает стремление индивида к уходу в себя, в мир своего «Я», который субъективно воспринимается как более значимый по сравнению с окружающей реальностью. При отсутствии хотя бы небольшой компенсации за счет противоположного свойства - экстраверсии крайняя степень выраженности интроверсии проявляется аутичностью. Это крайний показатель эмоционального дискомфорта личности. Кроме того, интроверты имеют склонность к эскапизму, что означает уход от проблем, нежелание решать их определенными способами, сложившимися в социуме.

Информация о работе Изучение взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации