Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа
Цель исследования — изучение характера взаимосвязи индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ подходов к проблеме социально – психологической адаптации в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть специфику социально – психологической адаптации учащихся профтехучилищ и влияние индивидуально – типологических особенностей на социально – психологическую адаптацию;
3. Изучить взаимосвязь индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально – психологической адаптации;
6. Стремление к доминированию – показывает, насколько у человека выражены лидерские качества и стремление держать ситуацию под контролем. Высокие значения данного показателя свидетельствуют о ярко выраженных лидерских чертах и, как правило, сочетаются с ярко выраженной интернальностью. Средние значения свидетельствуют об умеренных лидерских склонностях. Низкие значения могут свидетельствовать о высокой конформности человека, его стремлении следовать за группой, подчиняться приказам; такие люди практически не способны к принятию самостоятельных решений и в сложных ситуациях выбирают пассивный тип адаптации; при отсутствии лидера, берущего на себя ответственность, такие люди, чаше всего оказываются дезадаптированными.
На третьем этапе нашей работы было изучение взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей учащихся профтехучилищ и социально-психологической адаптации (Приложение III). Для этого мы применили методы математической обработки (r-Спирмена), которая позволила определить корреляционную связь индивидуально-типологических особенностей по шкалам: экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность и показателем социально-психологической адаптации - адаптивностью.
2.2 Исследование
индивидуально –
В результате проведенного исследования индивидуально – типологических особенностей учащихся профтехучилищ по методике диагностики ИТО Л.Н.Собчик были выделены высокие, средние и низкие показатели по шкалам: экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность.(таблица1)
Результаты исследования
индивидуально-типологических особенностей
учащихся профтехучилищ (методика Л.Н.Собчик)
ИТО |
Высокий % |
Средний % |
Низкий % |
экстраверсия |
70,73 |
12,2 |
14,63 |
спонтанность |
46,34 |
41,46 |
9,76 |
Агрессивность |
58,54 |
31,7 |
4,88 |
Ригидность |
78,05 |
9,51 |
2,44 |
Интроверсия |
53,66 |
31,71 |
14,63 |
Сензитивность |
68,29 |
26,83 |
4,88 |
Тревожность |
80,49 |
19,51 |
0 |
Лабильность |
70,73 |
29,27 |
0 |
Как видно из таблицы № 1, высокий процент показателей выявлен по шкале тревожность у 80,49% учащихся профтехучилищ. Неудовлетворенность тем, что приходится снова заниматься уже надоевшей в школе учебой, доставлявшей больше огорчений, чем радостей, неуверенность в своих способностях и успехах, некоторая неприязнь или безразличие к будущей профессии или же сомнения в правильности выбора, постоянная напряженность и возбужденность безотносительно к степени опасности реальной ситуации определяют отношение поступивших к обучению в нем и психическое состояние. Эта напряженность у них часто без внешнего повода может проявляться в немотивированных реакциях озлобления, ярости, страха. Внимание их избирательно и направлено только на интересующие их проблемы. Повышенная чувствительность ко всему, что задевает их личность, приводит к болезненной переоценке и удач, и неудач. Для этих учащихся характерны сильные эмоциональные всплески при любом реальном или мнимом действии по отношению к их личности. Постоянная изменчивость эмоционального настроя и активности в сильной зависимости от референтной группы, какой для них является группа сверстников, определяет подверженность учащихся влиянию социальной среды и подтверждается высокими показателями по шкале лабильность (70,73%).
Они чрезвычайно заботятся о личном престиже, всякую критику, замечания или просто равнодушие воспринимают как обиду и оскорбление, посягательство на их свободу. Особенно враждебные чувства они испытывают к людям, которые хоть в какой-то мере пытаются управлять их поведением. При попытках поговорить по душам, «проникнуть в их внутренний мир» могут надерзить, обругать, ударить. Считая причиной своих несчастий в основном других людей, они не только агрессивны (58,54%), злопамятны и безжалостны, но и стремятся к мести, не прощают никому даже малой мелочи, никакого проступка.
Инертность установок, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений провоцирует большое количество конфликтов с родителями и учителями. Неготовность, затрудненность, неспособность в изменении учащимися программы своей деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки, проявляется в высоких показателях по шкале ригидность. 78,05%.
Высокие показатели экстраверсии (70,73%) отражают неразборчивость и поверхностность общения и приводят к утрате способностей внешнего и внутреннего контроля.
Холодность, черствость, жесткость в отношениях учащихся между собой приводит к пессимистичной оценке перспектив, к высокой ведомости, к стремлению соответствовать правилам и нормам, выдвигаемых группой. Склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной недостаточности вызывает постоянное ощущение тревожности и психологического дискомфорта, вызванного сознанием своего отчуждения от группы и повышенному показателю сензитивности 68,29%. Если требования, выдвигаемые учителями, не поддерживаются группой, возникает желание поступить наперекор.
Показатели по шкале спонтанность 46,34 % в сочетании с высокими значениями по шкале тревожность, агрессивность наблюдаются в виде повышенной импульсивности и отражают степень выраженности интериоризированного социального контроля. В то же время их избыточность, отсутствие сбалансированности со стороны выраженных спонтанности и агрессивности, проявляется нивелировкой «Я», задавленного требованиями социума.
Таким образом, группа учащихся
характеризуется как
В результате проведенного исследования по методике диагностики К.Роджерса и Р.Даймонда (Приложение II) были выявлены высокие, средние и низкие показатели социально-психологической адаптации (Таблица 2).
Результаты исследования
показателей социально-
Показатели СПА |
Высокие % |
Средние % |
Низкие % |
1 |
2 |
3 |
4 |
Адаптивность |
19,8 |
26 |
54,2 |
Дезадаптивность |
- |
26,83 |
73,17 |
Лживость |
- |
73,17 |
26,83 |
Принятие себя |
4,88 |
85,36 |
9,76 |
Непринятие себя |
- |
90,24 |
9,76 |
Принятие других |
- |
92,68 |
7,32 |
Непринятие других |
- |
73,17 |
26,83 |
Эмоциональный комфорт |
- |
92,68 |
7,32 |
Эмоциональный дискомфорт |
11,3 |
71,87 |
26,83 |
Внутренний контроль |
- |
95,12 |
4,88 |
Внешний контроль |
- |
68,29 |
31,71 |
Доминирование |
- |
58,54 |
17,07 |
Ведомость |
- |
75,61 |
24,39 |
Эскапизм |
- |
82,93 |
17,07 |
Адаптация Самопринятие Принятие других |
34,15 |
65,85 |
- |
Эмоциональный комфорт |
46,2 |
43,9 |
8,9 |
Интернальность |
26,83 |
56,1 |
17,07 |
Доминирование |
64,3 |
15,7 |
20 |
Результаты исследования социально – психологических особенностей показали, что по шкале адаптивность (Таблица 2) группа характеризуется как неадаптированная, средний показатель составил – 26%, низкие показатели- 54,2%.
Состояние дезадаптации накладывает отпечаток на характер поведения учащихся. Чтобы хоть как-то избежать эмоционального дискомфорта 11, 3%, такие учащиеся прибегают к различным способам психологической защиты. Одни стремятся с педантичной точностью следовать какому-то придуманному, только им известному распорядку. Строгое следование заранее разработанным планам избавляет их от неожиданностей и непредвиденных случайностей, делает ход событий более предсказуемым, что уменьшает чувство неуверенности и тревоги. Другие пытаются разрешить свои трудности путем «ухода» в болезнь. Они очень охотно играют роль «болезненного» учащегося, не преминут лишний раз сходить в поликлинику за справкой, целый день лечить зубы и т. п. Такие ребята требуют, чтобы до полного выздоровления их оставили в покое, не давали никаких поручений, не предъявляли высоких требований к результатам учебы и труда. Третьи стремятся, во что бы то ни стало добиться признания окружающих, обратить на себя внимание. Для того, чтобы казаться значительнее, они прибегают к различным уловкам, хитростям и даже к самопожертвованию.
У большого количества учащихся профтехучилища отмечается среднее значение (85,36%) по показателю принятия себя, что проявляется в адекватном восприятии самого себя. Однако 4,88% учащихся, имеет высокое значение – что свидетельствуют о завышенном самомнении, чувстве превосходства по отношению к окружающим. У 9,76% - низкие значения, что позволяет говорить о наличии внутриличностных конфликтов.
В свою очередь принятие себя способствует адекватности восприятия человеком окружающих людей тех социальных групп, членом которых он является. Особенно враждебные чувства учащиеся с завышенным сомомнением испытывают к людям, которые хоть в какой-то мере пытаются управлять их поведением (26, 83%). Стремление держать ситуацию под контролем критичность в отношении иных мнений, но не всегда способность справиться с возникающими трудностями провоцирует большое количество конфликтов. (84, 3%). Это в свою очередь проявляется в склонность учащихся этой категории (26,83%) приписывать ответственность за все происходящее с ними окружающим людям, погодным условиям, политике государства и т.д. Так, в своей учебной деятельности эти учащиеся придают более важное значение внешним обстоятельствам: благосклонности со стороны педагогов, поддержке друзей, удачливости. Причины успехов и неудач в межличностных контактах, в этом случае, приписываются другим людям: их доброжелательности или недоброжелательности, их склонности идти на компромисс, враждебности или расположенности. Лишь у 26,83% учащихся это выражается в их склонности принимать ответственность за свою жизнь и поступки, а так же за свои успехи и неудачи на себя. Такие учащиеся считают свои собственные действия и усилия важным фактором в организации своей учебной деятельности. Они полагают, что их успехи и неудачи зависят прежде всего от них самих. Также, эти учащиеся считают себя способными контролировать свои неформальные отношения, вызывать к себе симпатию и уважение, находить выход из сложных конфликтных ситуаций.
20% испытуемых свойственны высокие показатели конформности человека, его стремлении следовать за группой, подчиняться приказам; такие люди практически не способны к принятию самостоятельных решений и в сложных ситуациях выбирают пассивный тип адаптации; при отсутствии лидера, берущего на себя ответственность, такие люди, чаше всего оказываются дезадаптированными. Повышенный эмоциональный дискомфорт в свою очередь приводит к повышению тревожности и неуверенности в себе.
Таким образом, по результатам проведенного исследования, мы можем судить о том, что учащиеся испытуемой группы не достаточно адаптированы к условиям данного профтехучилища. Процесс социально-психологической адаптации характеризуется тем, что у испытуемых преобладает завышенная самооценка, неадекватность определения значимости своей личности по отношению к окружающим; высокий показатель интернальности свидетельствует о переоценке своих возможностей, что может приводить к неуверенности в себе, разочарованиям, если результат их действий будет отрицательный. Стремления к доминированию свидетельствуют о ярко выраженном желании лидерствовать, занимать предпочтительное положение в коллективе, быть на виду, добиваться особого отношения к своей личности, но такой процесс сопровождается критичностью в отношении иных мнений, конфликтностью, уходом от проблем.
Путем сопоставления результатов исследований по методикам исследования индивидуально-типологических особенностей Л.Н.Собчик и социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда нами были получены следующие результаты:
Низкий уровень адаптации в группе испытуемых связан с высоким уровнем тревожности (-0,88; р≤0,01), что является субъективным проявлением неблагополучия личности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформированности самосознания. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Так же имеет влияние на уровень тревожности особенности семейного воспитания и детско-родительских отношений, можно сказать, что возникновению и закреплению тревожности способствует, с одной стороны, все, что нарушает чувство защищенности подростка в семье, а с другой – все, что ограничивает социальный опыт подростка, заставляя его всецело ориентироваться.