Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 09:24, курсовая работа
Цель данной работы – изучение проблемы игровых технологий в диагностике и развитии ведущих интересов младших школьников.
Задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы на тему развития ведущих интересов младших школьников.
2. Выявить основные направления игровых технологий в развитии интересов младших школьников.
Практическим путем изучить и развить ведущие интересы младших школьников.
Объект исследования – ведущие интересы учащихся младших классов.
Введение
Глава 1. Особенности умственного развития младших школьников.
Глава 2. Теоретический анализ проблемы применения
игровых технологий в диагностики и развитии
ведущих интересов младших школьников.
2.1. Состояние проблемы игровых технологий в теории и практике.
2.2. Возрастные и личностные особенности
развития ведущих интересов младших школьников.
2.3. Игровые технологии при комплексном развитии
ведущих интересов у младших школьников, их коррекция.
Глава 3. Изучение и развитие ведущих интересов младших школьников.
3.1. Организация и методы исследования.
3.2. Анализ результатов, выводы.
Заключение
Литература.
В. Общение и взаимодействие в различных ситуациях: уважение, педагогическая требовательность, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, педагогическое предостережение, анализ поступка, решение конфликтной ситуации.
Г. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка: пример, разъяснение, ожидание радости, снятие напряжения, обращение к самолюбию, самоуважению, обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного, требование, внушение.
Основными средствами игровой педагогической коррекции дисгармонии развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности.
Доверие к ребенку,
Значительная роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждении игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности (игровой, учебной). Определенное влияние на формирование свойств субъекта игровой деятельности оказывают такие корригирующие методы, как руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды.
В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка. Такие личностные проявления, как нарушение образа «Я», неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание, комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка, выборочном игнорировании его негативных поступков, эмоциональном поглаживании.
Выводы:
1.Роль интересов в
процессах деятельности
2. Развитие учебных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития интересов младших школьников, помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению.
3. Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. Игровая психолого-педагогическая диагностика — система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.
4. Для развития ведущих
Глава 3. Изучение и развитие
ведущих интересов младших
3.1.Организация и методы исследования.
Цель опытно-
Изучение и развитие ведущих интересов младших школьников
Задачи опытно-
1. Подобрать группы
успевающих и неуспевающих
2. Определить при помощи
анкеты круг интересов
3. Провести психокоррекционную
работу с неуспевающими
4. Оценить влияние
метода игровой терапии на
поддержание и развитие
Для изучения интересов школьников использовалась следующая анкета.
Анкета.
1. Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?
2. Какие учебные предметы ты любишь больше других?
3 .Что читаешь?
4. Твои товарищи. Что ты о них думаешь?
5. Доволен ли ты своей учебой и поведением в классе, в школе?
6.Твое любимое занятие в школе и дома.
7. Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?
3.2.Анализ результатов, выводы.
В исследовании принимали участие 44 учащихся младших классов (из них 21 мальчик и 23 девочки). Были выбраны две группы учащихся: контрольная (22 чел) и экспериментальная (22 чел). В контрольную группу вошли учащиеся со средним баллом 4,1 и выше. В экспериментальную группу вошли учащиеся с успеваемостью от 3,1 до 4,0 баллов.
Анализируя результаты анкетирования контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента мы получили следующие данные:
На первый вопрос «Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?» были получены следующие ответы: Проанализируем профессиональные намерения мальчиков: 18,4 % мальчиков хотели связать свою будущую профессию с техникой (водить машины, чинить их, конструировать); 11,5% хотели бы связать свою будущую профессию с программированием (компьютеры, другая офисная техника); 16,1% хотят стать разного рода бизнесменами, не имея точного представления, чем они хотят заниматься; 2,3% не имеют никакого представления о будущей профессии.
Проанализируем результаты анкетирования девочек: с природой хотят связать свое будущее 2,3 %, в системе «человек-человек» (врачи, учителя, продавцы) хотят себя видеть 25,3% девочек, остальные не дали каких-либо точных ответов.
На вопрос «Какие учебные предметы ты любишь больше других?» математику выбрали 56%, музыку 12%, физкультуру 12%, остальные предметы составляют в общей сложности 20 %.
На вопрос «Что ты читаешь?» 15% ответили, что читают разные энциклопедии, про животных читают 6% учащихся, книги о технике читают 18% (все мальчики), остальные ответили уклончиво: «Обо всем», «Про разное» и т.п.
На вопрос «Твои товарищи. Что ты о них думаешь?» ребята перечислили своих друзей и их в основном положительные качества: сильный, добрый, трудолюбивый, хорошо задания выполняет, маме помогает, пылесосит и т. д. Из отрицательных качеств были названы: не хочет заниматься, гулять не выходит и т.п.
Следующий вопрос «Доволен ли ты своей учебой и поведением в классе, в школе?» вызвал далеко неоднозначные ответы. «Доволен» – ответили 56% учащихся, «доволен, но не всегда» –18% , назывались различные причины своего не всегда положительного поведения: «потому что я устаю», «мне не нравится этот предмет», «потому что я не хочу это делать» и т.п. «Я всегда себя хорошо веду» ответили 18%учеников, «не знаю» ответили остальные учащиеся.
Самое любимое занятие в школе у многих ассоциируется с трудовым обучением и дежурством (28%), играми со сверстниками (59%). Любимые занятия дома более разнообразны – лепка, рисование и конструирование (32%), походы в театр, кино, парк, цирк (15%), музыкальные занятия (8%), чтение (12%), настольные игры (4%), бассейн, другие виды спорта (8%), помощь по дому (8%), особенно дети ценят совместное время провождение с родителями либо с одним из них (18%).
На вопрос «Что ты считаешь самым
интересным и важным в жизни?»
подавляющее большинство
Анализируя результаты анкетирования экспериментальной группы мы получили следующие данные:
На вопрос «Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?» были получены следующие ответы: 22% мальчиков хотели связать свою будущую профессию с техникой (водить машины, чинить их, конструировать); 8 % хотели бы связать свою будущую профессию с вычислительной техникой; 42% учащихся отметили, что такую же как у папы, 28 % не имеют никакого представления о будущей профессии. У девочек: с природой хотят связать свое будущее 5 %, в системе «человек-человек» (врачи, учителя, продавцы) хотят себя видеть 20% девочек, остальные не ответили на вопрос (ответы типа «не знаю», «пока еще не думала», «наверное как мама» и др.).
На вопрос «Какие учебные предметы ты любишь больше других?» выбрали труд 36%, музыку 22%, физкультуру 16%, остальные предметы составляют в общей сложности 26 %.
На вопрос «Что ты читаешь?» 18% ответили «Журналы», «разные книги» - 13%, «сказки» - 24%, «не читаю» - 4%, некоторые не ответили на данный вопрос.
На вопрос про товарищей ребята экспериментальной группы ответили сходным образом с контрольной группой.
А вот на вопрос «Доволен ли ты своей учебой и поведением в классе, в школе?» дети экспериментальной группы ответили несколько иначе, чем дети контрольной группы. «Доволен» – ответили всего 26% учащихся, «доволен, но не всегда» –58% . некоторые откровенно признавались, что недоволен, остальные ответили уклончиво.
Самое любимое занятие в школе также ассоциируется с трудовым обучением и дежурством, играми со сверстниками. Любимые занятия дома не так разнообразны, как в экспериментальной группе – лепка, рисование и конструирование (12%), походы в театр, кино, парк, цирк (18%), , различные виды спорта (12%), помощь по дому (16%). Основная проблема этих детей дома – подготовка домашнего задания.
На вопрос «Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?» большинство из них также ответило: «что необходимо хорошо учиться в школе».
Итак, проведя сравнительный анализ двух групп, мы увидели что у неуспевающих детей несколько снижен познавательный интерес, по сравнению с группой успевающих школьников. Это можно увидеть по увеличению ответов типа «не знаю», «как мама», «не думал», а также отказ от ответов. Проследить наличие познавательных интересов можно также увидев, что неуспевающих детей прежде всего привлекают предметы легкого содержания, не требующие большого умственного напряжения: музыка, труд, физкультура. Успевающие дети так же более читающие, чем неуспевающие, у них большее количество интересных занятий и увлечений.
Таким образом, очевидно, что
у неуспевающих школьников позн
Ученикам данной группы было предложено
посещение коррекционных
С группой проводились занятия 2 раза в неделю. Всего было проведено 10 таких занятий. Целью коррекционной программы явилось поддержание и развитие у них ведущих интересов. Игровые ситуации обыгрывались и обсуждались, темы задавались не только психологом, но и самими учениками. Так, психологом были предложены следующие творческие игры: «Поиграем в сказку», «Сколько ног у червячка», «Путешествие в профессию врача», «Наша семья в магазине», «Цветик-семицветик», «Загадай желание», «Мы-астрономы» и др. Детьми были предложены следующие ситуации: мы в поезде, на уроке в школе, дома после плохой отметки, прятки и др. Дети с удовольствием занимались и не пропускали занятия. После проведения месяца таких занятий они сами предложили еще поиграть в различны игры, при этом их активность заметно выросла.
После проведения сессии коррекционных занятий ребятам была предложена анкета следующего содержания.
Анкетирование показало, что после игровой сессии у детей увеличился словарный запас, дети называли от 5 до 10 новых слов. Каждый ребенок назвал от 2 до 5 новых игр, в которые он еще не играл.
Желанием всех без исключения детей было присутствие взрослого в игре. В ответах на вопрос «О чем бы ты хотел прочитать?» появились подобные выражения: «Я бы хотел прочитать про Алису в стране чудес, потому что там происходило много интересных событий, которые в обычной жизни не со всеми бывают», «Я хотел бы прочитать про звезды, те которые горят, и те, которые уже погасли», «Я бы прочитала про все чудеса света» и т. п., т.е. у детей ответы стали более полными и обоснованными, появилось стремление узнавать новое.
На последний вопрос тоже появилось много новых, интересных ответов типа: «Я хотел бы научиться определять который час по солнцу», «Я хотела бы научиться красиво вышивать», «Я бы хотела научиться красиво составлять букеты» и т.п.
Информация о работе Изучение и развитие ведущих интересов младших школьников