Изучение мотивации к обучению иностранному языку на разных этапах обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности мотивации учащихся
на разных возрастных этапах к изучению
иностранного языка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивации в учебной
деятельности
Исследование проблемы мотивации и мотива в 7
отечественной и зарубежной психологии
1.2 Сущность понятия учебной мотивации 21
Учебная мотивация на разных возрастных этапах 31
Выводы 39

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации к
изучению иностранного языка в школе на разных
возрастных этапах.
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Анализ результатов исследования 49
Выводы 62

Заключение 63
Литература 65
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

!!!!!МОЙ ДИПЛОМ диплом(мотивация2005).doc

— 858.50 Кб (Скачать файл)

               Министерство Образования  Российской Федерации

                   Московский психолого-социальный  институт

                                    Факультет психологии 
 
 
 
 
 
 

                    Дипломная работа

тема: Изучение мотивации  к обучению иностранному языку на 

           разных этапах  обучения в школе 
 
 

                                                                   выполнила: студентка 6 курса

                                                                  факультета психологии

                                                                   специальность - психология

                                                                    Москвичёва Н.М.

                                                                    руководитель: доктор   

                                                                    психологических  наук 

                                                                    Сорокоумова Е.А. 
 
 

                                                  г. Москва

                                                      2005 г.

                                               Содержание

                   

Введение                                                                                                       3 

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы мотивации  в учебной 

                деятельности

    1. Исследование проблемы мотивации и мотива в                      7

          отечественной и зарубежной психологии

    1.2 Сущность понятия учебной мотивации                                  21

    1. Учебная мотивация на разных возрастных этапах                31

Выводы                                                                                                        39

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации к

                 изучению иностранного  языка в школе  на разных

                возрастных этапах.   

            2.1 Организация и методы исследования                                       43

            2.2 Анализ результатов исследования                                           49

Выводы                                                                                                         62

 

Заключение                                                                                                  63 

Литература                                                                                                   65 

Приложение 1                                                                                               69

                                                                                              

Приложение 2                                                                                               76 
 
 

                                                Введение.

 Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль в психологических исследованиях деятельности. Так, Б.Ф.Ломов пишет: «Трудность здесь состоит в том, что в мотивах и целях наиболее отчётливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач»(25,с.205).

 Актуальность выбранной нами темы исследования связана с тем, что в настоящее время возрастает востребованность изучения иностранного языка, не только английского, но и многих других. Это связано, в первую очередь, с новыми экономическими отношениями, возникающими между нашей страной и зарубежными партнёрами. Несмотря на то, что иностранные языки изучаются во многих школах, начиная с 1-х классов, на протяжении 10-11 лет, зачастую, выпускники школ не имеют достаточных знаний для его практического использования.

 Как известно, в основе любой деятельности, в том числе и учебной, лежит мотивация. Мотивация в отечественной психологии рассматривается как «процесс формирования мотива» (16,с.344).            

 В отечественной психологии изучением проблемы мотивации занимались В.Г.Асеев, В.К.Вилюнас, Е.П.Ильин, В.И.Ковалёв, А.Н.Леонтьев, Д.Н.Узнадзе и другие. Они рассматривали вопросы, связанные с формированием, развитием, влиянием мотивации и отдельных мотивов на деятельность человека.

В зарубежной психологии проблемой мотивации  и мотивов занимались представители  различных теорий и направлений (Дж.Аткинсон, А.Бандура, Р.Кеттелл, А.Маслоу, Н.Миллер, и другие).

Как показано в исследованиях отечественных  и зарубежных психологов мотивация  лежит в основе любой человеческой деятельности. В школьном возрасте основным компонентом учебного процесса является учебная мотивация. Проблемой  изучения учебной мотивации занимались Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Г.С.Абрамова, А.К.Маркова и другие. Под учебной мотивацией эти авторы понимали «формирование мотивов, непосредственно направленных на усвоение науки и культуры, накопленной человечеством»(17, с.350).    

 Исследователи отмечают особенности мотивации к обучению на разных возрастных этапах. Так особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель. Первоначально социальный смысл учебной деятельности заключён для детей не столько в результате, сколько в самом учебном процессе.

 Мотивация  учебной деятельности школьников средних классов отличается особенностью возникновения у них стойкого интереса к определённому предмету. В этот период обучения наблюдается у большинства учеников снижение мотивации учения, что объясняется ещё слабо развитым пониманием необходимости учёбы для будущей профессиональной деятельности, для объяснения происходящего вокруг. Важность обучения «вообще» они понимают, но другие побудительные факторы, действующие в противоположном направлении, всё-таки часто побеждают это понимание. Выявлены две тенденции, характеризующие мотивацию учения в средних классах школы. С одной стороны, учение для них – тяжёлая и неприятная обязанность, от которой они не прочь освободиться; с другой – те же ученики, будучи поставленными в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не посещать школу и не учиться, сопротивляются такой перспективе, отказываются от неё.

 Основным  мотивом учения старшеклассников  является подготовка к поступлению  в профессиональное учебное заведение.  Мотивы учения у старших школьников  существенно отличаются от таковых у подростков в связи с намечаемой профессиональной деятельностью. Если подросток выбирает профессию, соответствующую любимому предмету, то старшеклассник начинает особенно интересоваться теми предметами, которые ему пригодятся для подготовки к выбранной профессии. Степень адекватности самооценки учебных способностей старшеклассников в значительной степени влияет на мотивацию учения.

 По данным Марковой А.К., имеется определённая связь между успеваемостью учащихся и соотношением у них мотиваций на получение знаний и отметок. Так, в средних и старших классах у слабоуспевающих учеников мотив на отметку может быть выражен больше, чем на получение знаний. Превалирование мотива знаний над мотивом отметки имеется только у отличников и «хорошистов» и то в значительно меньшей степени, чем в младших классах (27).

 Несмотря на достаточно широкое изучение мотивации к учебной деятельности в школе на разных возрастных этапах, остаётся недостаточно изученной проблема мотивации учения к разным учебным предметам.

Цель  исследования: выявить особенности мотивации учащихся

                                   на разных возрастных этапах к изучению

                                   иностранного языка.

 Объект исследования: учащиеся 3-х, 7-х,11-х классов МОУ СОШ №3

                                      г.Черняховска Калининградской области. 

 Предмет исследования: учебная мотивация к изучению иностранного

                                         языка в школе на разных возрастных этапах.

 Гипотеза: Основными мотивами изучения иностранного языка в школе,

        несмотря на различия учебной  мотивации на разных   

                  возрастных этапах, являются мотивы  собственного роста.

Задачи  исследования: 1.1 Рассмотреть проблему изучения мотивации в

                                           отечественной и зарубежной психологии.

                                      1.2 Выявить сущность понятия учебной         

                                            мотивации.

                             1.3 Выявить особенности мотивации на разных

                                   возрастных этапах.

                                     1.4 Провести эмпирическое исследование 

                                   мотивации учащихся средней школы  к  

                                   изучению иностранного языка.

    Методики: 1. Опросник «Выявление целей изучения иностранного

                            языка в школе» - модификация методики   

                           «Незаконченные предложения» Лускановой Н.Г. (42).   

                                2. «Оценка школьной мотивации» (42).

                                3. «Диагностика структуры учебной мотивации            

                                    школьника» (42).

                               4. «Направленность на приобретение знаний» (17).

                             5. «Направленность на отметку» (17).

Метод математической обработки:  критерий согласия Пирсона (гипотеза

                                                             второго типа).

 Теоретической основой исследования явились работы  Л.С.Выготского, Л.И.Божович, Е.П.Ильина, А.Н.Леонтьева, Д.И.Фельдштейна, Д.Б.Эльконина, Ж.Пиаже, Х.Хекхаузена.

 Практическая значимость: полученные результаты исследования                                                          докладывались на заседании школьных методических объединений, с целью повышения уровня мотивации изучения иностранного языка на разных возрастных этапа.

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы мотивации  к учебной

                деятельности.

    1. Исследование проблемы мотивации и мотива в отечественной и зарубежной психологии.

Информация о работе Изучение мотивации к обучению иностранному языку на разных этапах обучения в школе