Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:00, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности мотивации учащихся
на разных возрастных этапах к изучению
иностранного языка.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивации в учебной
деятельности
Исследование проблемы мотивации и мотива в 7
отечественной и зарубежной психологии
1.2 Сущность понятия учебной мотивации 21
Учебная мотивация на разных возрастных этапах 31
Выводы 39
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивации к
изучению иностранного языка в школе на разных
возрастных этапах.
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Анализ результатов исследования 49
Выводы 62
Заключение 63
Литература 65
Приложение
Диаграмма 2.3. Оценка школьной мотивации
в старших классах.
1
– познавательная мотивация
2 – социальная мотивация 3 – самооценочная мотивация 4 – низкая школьная мотивация |
Из Диаграмм можно сделать вывод, что на разных возрастных этапах обучения преобладает высокий уровень школьной мотивации, характеризующийся наличием высоких познавательных мотивов.
Для определения
ведущей мотивации и
Гистограмма 1.1 Процентное распределение преобладающих мотивов
изучения иностранного языка в младших классах.
Диаграмма 4.1 Мотивация изучения иностранного языка
в младших классах.
1
– познавательная мотивация
2 – социальная мотивация 3 – самооценочная мотивация |
Из Гистограммы 1.1 видно, что преобладающими мотивами изучения иностранного языка в младших классах являются мотивы саморазвития и позиции школьника (26,6% и 26,3% соответственно), одинаковые показатели имеют коммуникативные, эмоциональные и внешние мотивы (по 13,3%), наименьшие показатели у познавательных и мотивов достижения (по 3,7%). Данные результаты говорят о ведущей социальной мотивации изучения иностранного языка в начальной школе, как отмечают многие психологи, социальная мотивация учебной деятельности в младших классах настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит нужно. Даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Так же мы видим большое влияние как познавательной, так и самооценочной мотивации (см. Диаграмма 4.1). Однако в этом возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются ещё эпизодическими. Они возникают в определённой ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается; повышается самостоятельность школьников и большая их ориентация на мнение одноклассников.
Гистограмма 1.2 Процентное распределение преобладающих мотивов
изучения иностранного языка в средних классах.
Диаграмма 4.2 Мотивация изучения иностранного языка
в средних классах.
1
– познавательная мотивация
2 – социальная мотивация 3 – самооценочная мотивация |
Результаты
Гистограммы 1.2 и Диаграммы 4.2 свидетельствуют
о высоких показателях в
Гистограмма 1.3 Процентное распределение преобладающих мотивов
изучения иностранного языка в старших классах.
Диаграмма 4.3 Мотивация изучения иностранного языка
в старших классах.
1
– познавательная мотивация
2 – социальная мотивация 3 – самооценочная мотивация |
Данные Гистограммы 1.3 свидетельствуют о высоких показателях мотивов саморазвития (32,1%), познавательных (28,6%) и достижения (25%) в качестве преобладающих при изучении иностранного языка в старших классах, это объясняется тем, что главной целью для выпускников школы становится получение знаний, что должно обеспечить приём в намеченные учебные заведения. У части учащихся на первый план выступают мотивы коммуникативные (7,1%), эмоциональные и внешние (по 3,6%), что можно объяснить несформированностью позиций и взглядов этих учащихся на дальнейшее образование, позицию в будущей жизни. Показатели Диаграммы 4.3 говорят о ведущей познавательной мотивации у большинства учащихся старших классов (86%), показатели самооценочной и социальной мотивации достаточно низкие (10,7% и 3,6% соответственно).
Из Гистограмм
и Диаграмм по данной методике можно
сделать вывод, что ведущей мотивацией
изучения иностранного языка в младших
классах является – социальная,
в средних классах –
В результате
обработки методик «Направленность на
отметку» и «Направленность на приобретение
знаний» были получены данные, которые
представлены в Гистограмме 3.1, Таблице№4
и Гистограммах 2.1-2.3 и 3.1-3.3 (см.Приложение
1).
Гистограмма 3.1 Соотношение между мотивами получения
отметки и приобретения знаний на
разных возрастных этапах в школе.
Сопоставление
средних показателей
На третьем
этапе эмпирического
Во второй главе нами было проведено эмпирическое исследование особенностей мотивации к изучению иностранного языка в школе на разных возрастных этапах, с использованием 4-х серий методик, которые позволили сказать об особенностях ведущей мотивации и мотивов изучения иностранного языка в школе на разных возрастных этапах. Мы можем говорить о том, что основными мотивами изучения иностранного языка в школе на разных возрастных этапах являются мотивы собственного роста, несмотря на то, что преобладающая мотивация в начальной школе – социальная, в средних классах – самооценочная и в старших классах – познавательная.
Высокие параметры мотивации на получение знаний говорят о том, что на всех этапах обучения в школе иностранному языку большинство учащихся получают знания не ради отметки, а для самосовершенствования.
Математическая
обработка данных позволяет констатировать,
что существует зависимость между
возрастом обучающегося и преобладающей
мотивацией изучения иностранного языка.
Нами была выдвинута нулевая гипотеза:
«Мы предполагаем отсутствие взаимосвязи
между видом преобладающей мотивации
изучения иностранного языка и возрастом
обучающихся».
Заключение.
Данное исследование было посвящено актуальной проблеме изучения особенностей мотивации к обучению иностранному языку в школе на разных возрастных этапах. В работе мы опирались на теоретический анализ научной психологической литературы и на эмпирическое исследование, чтобы создать более точное представление о преобладающей мотивации и основного мотива изучения иностранного языка на разных возрастных этапах в школе.
Целью
исследования было сравнение
особенностей мотивации
Мотивация лежит в основе любой человеческой деятельности. В школьном возрасте основным компонентом учебного процесса является учебная мотивация, которая имеет особенности на разных возрастных этапах. Так особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель. Первоначально социальный смысл учебной деятельности заключён для детей не столько в результате, сколько в самом учебном процессе.
Мотивация
учебной деятельности
Выдвинутая гипотеза исследования, о том, что основными мотивами изучения иностранного языка в школе, несмотря на различия учебной мотивации на разных возрастных этапах, являются мотивы собственного роста, была подтверждена.
Были решены поставленные задачи:
На основании
проведённого нами эмпирического исследования
мы можем говорить о том, что на разных
возрастных этапах изучения иностранного
языка в школе преобладают мотивы собственного
роста, несмотря на различие ведущей мотивации
учения, которая в начальной школе представлена
социальной мотивацией, в средних классах
– самооценочной, а в старших классах
– познавательной.