Изучение уровня самооценки у младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать изучение уровня самооценки у младших дошкольников и определить основные проблемы изучения уровня самооценки у младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: самооценка младшего дошкольника.
Предмет исследования: условия изучения уровня самооценки у младшего дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы изучения уровня самооценки младших дошкольников ………………………………………………………….7
Понятие «самооценка» как психологическая категория ………………..7
Особенности развития самооценки у младших дошкольников ……….12
Условия изучения уровня самооценки у младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении……………………………………19
Выводы по главе I ……………………………………………………………….22
Глава II. Исследовательская работа по изучению уровня самооценки младших дошкольников в условиях детский сад №25» ……………………………………………………………….23
2.1. Анализ деятельности педагога-психолога в условиях Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №25» …………………………………………………...23
2.2. Цель, задачи, содержание исследовательской работы …………………...29
Выводы по главе II ……………………………………………………………...40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы ……

Вложенные файлы: 1 файл

Недолужко Э.Э (1).docx

— 384.61 Кб (Скачать файл)

5.Симптомокомплекс - враждебность  в семейной ситуации представлен в Таблице 8.

Таблица 8.

Враждебность в семейной ситуации

Выделенные показатели

Количество детей (%)

Агрессивная позиция фигур

5%

Деформированная (нечеткая) фигура 

30%

Руки раскинуты в стороны

25%

Пальчики в виде длинных палочек 

10%


 

 

40% детей рисуют себя в отдалении  от первого изображенного члена  семьи. С учетом ранее выделенных  неблагоприятных признаков, данный  показатель может свидетельствовать  о наиболее отрицательных эмоциях  ребенка по отношению к этому  члену семьи. Раскинутые в стороны  руки (25%), пальцы в виде длинных палочек (10%) являются признаками агрессивности в семейной ситуации. Деформированная (нечеткая) фигура (30%) на рисунках говорит о неприятии ребенком данного члена семьи или же его изоляции.

Итак, проанализировав результаты рисуночного теста «Моя семья», можно сделать вывод о том, что представления ребенком себя во внутрисемейных отношениях в большинстве семей положительные, но есть дети, которые находятся в группе риска по таким показателям, как враждебность в семейной ситуации, тревожность, конфликтность, чувство неполноценности в семейной ситуации.

С целью определения отношения родителей к ребенку (анализ развития детско-родительских отношений) провели с родителями тест-опросник «Родительское отношение к детям». Тестовый материал опросника, обработка результатов представлены в Приложении 5.

Процентное соотношение результатов представлено в таблице 9.

Таблица 9.

 

Шкала

Принятие/отвержение

кооперация

симбиоз

контроль

Отношение к неудачам

Кол-во %

баллы

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

в

с

н

32%

63%

5%

37%

58%

5%

38%

52%

10%

21%

63%

16%

10%

58%

32%


 

 

Итак, проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что отношения родителей к детям исследуемой группы в основном развиваются благополучно, у большинства опрошенных родителей фиксируются высокие баллы по всем шкалам, что свидетельствует о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений. Хотя необходимо отметить, что у 5% (1 человек) родители испытывают по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Родители считают ребенка «неудачником», постоянно напоминают ему, что у него ничего не получается, они не верят в его будущее, низко оценивает его способности.

Кроме того, сопоставив результаты методики «Отношение родителей к ребенку» с результатами методик «Лесенка» и «Какой Я», можно говорить о том, что одним из факторов формирования заниженной самооценки ребенка является отношение к нему родителей. Это предположение подтверждается и рисуночным тестом «Моя семья».

Поэтому педагогу-психологу МБДОУ «Детский сад №25» необходимо в первую очередь обратить внимание именно на этого ребенка. При этом суть педагогической поддержки педагога-психолога и его психологической помощи младшему дошкольнику с низкими показателями уровня самооценки будет заключаться во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к нему.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ребенка, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего дошкольника.

Вывод: с целью изучения развития самооценки у детей младшего дошкольного возраста и факторов, влияющие на формирования неадекватной самооценки у данной категории детей, мы провели исследование на базе младшей группы МБДОУ «Детский сад №25», состоящее из следующих методик: методика «Лесенка» (групповая, индивидуальная); методика «Какой Я»; методика «Моя семья» (Г.Т. Хоментаускас); тест-опросник родительское отношение к детям. В ходе исследования определили, что формирование самооценки детей младшего дошкольного возраста зависит не только от того, как ребенок воспринимает себя, свой окружающий мир, своих сверстников, а в основном, от мнения взрослых, его окружающих, в частности его родителей, воспитателей.

Выводы по главе II

 

  1. Базой исследования было выбрано Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №25» г. Миасс. К приоритетным целям и задачам деятельности педагога-психолога в МБДОУ «Детский сад №25» г. Миасс относится своевременное оказание психологической поддержки детям, направленной на обеспечение их психоэмоционального благополучия и формирования у них адекватной самооценки посредством использования перспективных коррекционно-развивающих средств.
  2. С целью изучения развития самооценки у детей младшего дошкольного возраста и факторов, влияющие на формирования неадекватной самооценки у данной категории детей, мы провели исследование на базе младшей группы МБДОУ «Детский сад №25».

На первом этапе исследования с помощью методики «Лесенка» (групповая, индивидуальная) и методики «Какой Я» определили, что практически у всех детей исследуемой группы (95%) достаточно высокая самооценка. Это, с нашей точки зрения, является позитивным признаком. Хотя в группе выделяется один ребенок, показатели которого являются отрицательными – по результатам проведенных методик развитие его самооценки находится на низком уровне – это говорит о явном неблагополучии в самооценке и в общем отношении к себе.

В младшем дошкольном возрасте большую роль в развитии и формировании самооценки играют взрослые, окружающие ребенка. Поэтому мы не можем судить ни о сформированности и ни об устойчивости, ни о причинах именно такой самооценки, поскольку не изучались данные о взаимоотношениях в семье.

Поэтому, на следующем этапе исследования провели методику рисуночный тест «Моя семья», с целью выявить представления ребенком себя во внутрисемейных отношениях. Подтвердили полученные результаты тест-опросником «Родительское отношение к детям», который проводили с родителями исследуемой группы.

Таким образом, сопоставив результаты методики «Отношение родителей к ребенку» с результатами методик «Лесенка» и «Какой Я», мы пришли к выводу, что одним из факторов формирования заниженной самооценки ребенка является отношение к нему родителей. Это предположение подтверждается и рисуночным тестом «Моя семья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, целью  нашего исследования было проанализировать  изучение самооценки у младших дошкольников и определить основные проблемы изучения самооценки у младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Логика исследовательской работы позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Самооценка - это важная психологическая категория, которая является объектом самосознания человека и заключается в оценке личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

2. К особенностям развития самооценки в младшем дошкольном возрасте относятся: возникновение критического отношения к оценке себя взрослым и сверстником; формирование осознания своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и некоторых психических процессов. Самооценка младшего дошкольника в значительной мере определяется спецификой деятельности, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности.

3. Для получения достоверных результатов по определению уровня самооценки детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, психологу необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, найти с ним общий контакт. Для получения более полной картины психологу необходимо провести предварительную беседу с воспитателем и родителями, направленную на определение отношения взрослых к личности ребенка.

  1. Базой исследования было выбрано Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №25» г. Миасс. К приоритетным целям и задачам деятельности педагога-психолога в МБДОУ «Детский сад №25» г. Миасс относится своевременное оказание психологической поддержки детям, направленной на обеспечение их психоэмоционального благополучия и формирования у них адекватной самооценки посредством использования перспективных коррекционно-развивающих средств.
  2. С целью изучения развития самооценки у детей младшего дошкольного возраста и факторов, влияющие на формирования неадекватной самооценки у данной категории детей, мы провели исследование, состоящее из нескольких этапов. На первом этапе исследования с помощью методики «Лесенка» и методики «Какой Я» определили, что практически у всех детей исследуемой группы (95%) достаточно высокая самооценка. Это, с нашей точки зрения, является позитивным признаком. Хотя в группе выделяется один ребенок, показатели которого являются отрицательными (развитие его самооценки находится на низком уровне) – это говорит о явном неблагополучии в самооценке и в общем отношении к себе.

В младшем дошкольном возрасте большую роль в развитии и формировании самооценки играют взрослые, окружающие ребенка. Поэтому на следующем этапе исследования провели методику рисуночный тест «Моя семья», с целью выявить представления ребенком себя во внутрисемейных отношениях. Подтвердили полученные результаты тест-опросником «Родительское отношение к детям», который проводили с родителями исследуемой группы.

Таким образом, сопоставив результаты методики «Отношение родителей к ребенку» с результатами методик «Лесенка» и «Какой Я», мы пришли к выводу, что одним из факторов формирования заниженной самооценки ребенка является отношение к нему родителей. Это предположение подтверждается и результатами рисуночного теста «Моя семья».

Таким образом, считаем, что цели и задачи исследовательской работы достигнуты.

При этом данная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой темы. Дальнейшее ее исследование может быть продолжено: проведены диагностики с другими взрослыми, непосредственно влияющими на формирование личности ребенка, в частности с воспитателями дошкольного образовательного учреждения, проведены повторно диагностики определения уровня развития самооценки у детей младшего дошкольного возраста, что позволит более точно дать обоснование решению исследуемой проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Авдеева, Н.Н., Силвестру, А.И., Смирнова, Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет [Текст]. - М.: Центр Пресс, 2007. – 249 с.
  2. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания [Текст]. – М.: Дашков и К., 2007. – 218 с.
  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. -М.: Владос, 2008. - 464 с.
  4. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] //Вопросы психологии. – 2010. – №5.    -    С.34 – 41.
  5. Галинова, Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости [Текст] //Вопросы психологии. – 2008. - №7. – С.77 – 82.
  6. Гнездилова, Н. Формирование самооценки у дошкольника [Электронный ресурс]. - http://dusha.my1.ru/
  7. Гофман. Д.Я. Особенности самооценки дошкольников [Текст] //Вестник АлтГПА. – 2012. - №9. – С.82 – 84.
  8. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов /под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.: Университетское, 2006. – 399 с.
  9. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка дошкольного возраста [Текст]. - СПб: Речь, 2007. – 224 с.
  10. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки [Текст] //Вопросы психологии. – 2009. - №1. - С.25 - 29.
  11. Катрич, Г.И. Становление рефлексивной самооценки в младшем дошкольном возрасте [Текст] //Вопросы психологии. – 2008. - №4. –             С.75 – 78.
  12. Коневская, Е.М. Влияние общества на формирование морально-ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста [Текст] //Педагогическое образование и наука. – 2009. - №12. – С.51 – 54.
  13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Сфера, 2004. – 464 с.
  14. Лисина, М.И., Смирнова, Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников [Текст]. – М.: Владос, 2006. – 275 с.
  15. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]: учеб. для пед. ин-тов /под ред. Л.А. Венгера. - М.: Академия, 2006. – 284 с.
  16. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 3 кн.: кн. 1, Общие основы психологии. - М.: Владос, 2005. -         576 с.
  17. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст]. - М.: Дрофа, 2004 – 400 с.
  18. Общение детей в детской саду и семье [Текст] /под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 2004. – 189 с.
  19. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста: большая библиотека психологии [Электронный ресурс]. -  http://biblios.newgoo.net
  20. Пащенко, Т.Н. Изучение возможностей формирования адекватной самооценки у детей дошкольного возраста [Текст] //Вопросы психологии. – 2009. - №2. – С.75 – 83.
  21. Психологический  словарь [Текст] /под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Академия, 2004. – 458 с.
  22. Рояк, А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада [Текст] //Дошкольное воспитание. – 2009. - №10. – С.7 – 11.
  23. Самооценка ребенка дошкольника от 3 до 7 лет [Электронный ресурс]. - http://prodetsad.spb.ru/
  24. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 293 с.
  25. Хухлаева, О.В., Хухлаев, О.Е., Первушина, И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников [Текст]. – СПб.: Питер, 2004. – 197 с.

Информация о работе Изучение уровня самооценки у младших дошкольников